|
|
|
От профессионализма журналиста непосредственно зависит качество журналистского продукта. Событие, восприятие информации журналистом, интерпретация и конечный результат — составные части единого процесса, которые отдельно существовать не могут. Лишь вместе они влияют на все сферы человеческой деятельности и процессы в обществе. За каждым настоящим специалистом стоит школа. Так, одна из знаковых журналистских эпох ассоциируется с именем многолетнего декана факультета журналистики КНУ им. Т.Шевченко Дмитрия Прилюка. Дмитрий Прилюк родился 8 ноября 1918 г. на Хмельнитчине, в селе Божиковцы. Его детство и юношеские годы прошли в родном селе. Здесь он учился в школе, работал в колхозе. Окончив среднюю школу, поступил в Харьковский институт журналистики и окончил его в 1941 году. Работал редактором харьковской областной молодежной газеты "Ленінська зміна". В годы Второй мировой воевал на Юго-Западном и Калининском фронтах, участвовал в обороне Киева. Награжден боевыми орденами и медалями. После войны Дмитрий Прилюк работал в редакциях полтавской, винницкой и киевской областных газет, редактором республиканской газеты "Колгоспне село" (ныне — "Сільські вісті»).
С 1958 г. почти 30 лет преподавал в Киевском университете им. Т.Шевченко, из которых 15 был деканом факультета журналистики. В 1968 г. защитил кандидатскую, а в 1977-м — докторскую диссертацию – "Общественное значение журналистского произведения". Без Дмитрия Прилюка не было бы сегодняшней журналистики, поскольку большинство его выпускников возглавляют медиахолдинги и работают в популярных изданиях. Человечный и вместе с тем требовательный менеджер, высокопрофессиональный журналист и педагог, он умел четко и мастерски отшлифовать слабенький текст и едва заметными правками или штрихами привести к завершенности, вписать в формат издания, объяснить автору, как работать в дальнейшем. Просто и доступно умел объяснить сложные вещи. Его творческо-педагогическое достояние является базовым для современного журналистского образования. С приходом Дмитрия Михайловича на факультет журналистское заведение превратилось в мощную структуру со слаженной работой, с тремя формами обучения (стационарной, заочной, вечерней), в составе которой появились пять (вместо двух) кафедр, заработали такие важные подразделения, как фотолаборатория (именно с нее и началось упрочение материально-технической базы факультета), учебные радио- и телестудия, класс машинописи, кабинет журналистики, учебная типография, с появлением которой оживилось издание учебно-методической литературы. Выпускали студенческие издания "Молодий журналіст", "Слово — зброя", "Екран новин", "Блискавки" и "Бюлетені". Проводили творческие конкурсы и фотовыставки студенческих работ. "Д.Прилюк принадлежит к тем журналистиковедам, которые уделяли особое внимание изучению процесса творчества, авторской лаборатории, механизмам рождения произведения. В поле зрения этого исследователя постоянно были детали и элементы журналистского произведения — от его возникновения до функционирования в общественной информационной системе, ведь знания поэтики произведения никогда не лишние при обучении журналистскому мастерству. К сожалению, в 90-х годах ХХ в. журналистиковеды редко обращались к творчеству известного ученого, его научное наследие не стало основой научных работ исследователей следующего поколения ни в плане одобрения, ни в плане возражений и дискуссий. Это, кстати, является ярким свидетельством отсутствия научной школы как направления: научная школа не может не иметь своей истории, какой бы она ни была. История научной школы живет в постоянном обращении к предшественникам, цитировании их работ, анализе достигнутого в предыдущие годы", — отмечает директор Института журналистики КНУ профессор В.Ризун.
К научно-педагогической работе на факультете журналистики Д.Прилюк был подготовлен всесторонне, о чем свидетельствуют публикации по проблемам повышения действенности периодической печати. Популярной была методичка "О чем и как писать в газету" (1954). Д.Прилюк авторитетно заявил о себе как ученый-исследователь. Предметом его научных интересов стали проблемы журналистского мастерства. Прилюк подготовил плеяду кандидатов и докторов наук. В печати выступал под псевдонимами Д.Подолянин и Д.Рубан. Профессор О.Коновец вспоминал: "Он пришел в университет и возглавил факультет журналистики в конце 60-х годов прошлого века. Это было время "оттепели", и, как многие из его коллег-шестидесятников — писателей и журналистов, внес свежую творческую струю в душную, застойную атмосферу тогдашней жизни, которая сформировалась в предыдущие десятилетия тоталитарного режима. Преодолевая идеологические препятствия, инерцию догматического мышления, жесткую "опеку" недругов, Прилюк смог за сравнительно короткий период (70-е—первая половина 80-х годов ХХ в.) заложить фундамент украинского журналистиковедения, создать украинскую школу исследователей публицистики. Вместе со своими единомышленниками — профессорами Владимиром Рубаном, Павлом Федченко, Владимиром Здоровегой и др. — он, по сути, одним из первых попытался определить генезис, очертить традиции и национальную специфику украинской публицистики". Сын Дмитрия Прилюка – Вячеслав Дмитриевич вспоминает: "Дома мы всегда отмечали знаковые даты, в частности день свадьбы родителей — 27 января 1941 г. В этот день на столе было единственное для нас праздничное блюдо — фасолевый суп. Родители прожили вместе в согласии вплоть до смерти отца более 46 лет. Тогда, в день свадьбы, не было денег на деликатесы, и единственным угощением молодой пары Прилюков стал фасолевый суп. Дети Д.Прилюка к золотой молодежи не принадлежали, в ресторанах, кафе ни я, ни брат Юрий отцовских денег не транжирили, просить на такое три или пять рублей нам и в голову не приходило. Кстати, сам Д.Прилюк рестораны своим вниманием не жаловал, ценил кухню домашнюю и сам любил готовить, особенно настоящий холодец, над которым колдовал несколько часов. А еще любил на праздники собирать дома за щедрым столом друзей, общаться и петь украинские песни. Компанейский был и искренний душой. Отец дважды вошел в одну реку — становился деканом факультета журналистики. В 1969 г. подал заявление об увольнении после того, как ректорат и Минвуз УССР не согласились с его идеей создать индивидуальную учебную программу подготовки журналистов, то есть, по сути, автономизировать факультет. Фактически речь шла о предтече Института журналистики, который появился аж в 1993 г., уже после его смерти. Следовательно, некоторые идеи Д.Прилюка опережали время... У отца был один, по современным меркам, недостаток — он всегда старался писать только правду. "Годы неспокойного солнца" — это не просто название романа, рукопись которого с 1964-го по 1987 г. пролежала в сейфах КГБ, а формула его жизни». Теплые воспоминания известных журналистов о Прилюке, доступные в СМИ, в который раз подтверждают, что он был очень хорошим педагогом — учителем жизни. Знания могут дать многие учебные заведения, а вот встретить учителя, который научит тебя быть добрым, человечным, благородным, высокопрофессиональным, — большая редкость. Дмитрий Михайлович был уникален именно благодаря таким качествам. По его инициативе Киевский университет первым среди журналистских заведений бывшего СССР ввел творческий конкурс — вступительное собеседование на факультет журналистики. По его инициативе была создана кафедра журналистского мастерства. Ученик и соратник Д.Прилюка Герой Украины Иван Сподаренко констатировал: "Чрезвычайно уважаю Дмитрия Михайловича за мужество, смелость, принципиальность и неуступчивость. Он не гнул шею перед высоким начальством, всегда имел свое мнение, с которым считались тогдашние власть имущие. Власть неоднократно ломала его, но не согнула. И вот что важно: Прилюк не впустил в себя цензора, а это в те годы было очень непросто. Он давал творческую свободу каждому подчиненному, радовался каждой смелой мысли, каждому удачному выступлению своих коллег, горячо их поддерживал. Я еще в дни своего знакомства с ним в "Київській правді" понял, что редактором может быть только журналист, который умеет радоваться успехам других, — этим он их окрыляет". Степан Колесник, доцент, лауреат Шевченковской премии, в статье "Перекресток человеческих судеб" задает риторический вопрос: "Почему, почему так мало сегодня Прилюков в наших вузах? Если бы набралось их больше, студенческие будни осветились бы другим светом, наука заиграла бы фундаментальными гранями, а интеллектуальное наполнение лекций перетекало бы в родниковое незаиленное русло". Учение Д.Прилюка предполагает духовность и мораль как главные добродетели специалиста, которые предшествуют действиям и словам, ведь поступаясь совестью, журналист теряет человечность, личность, общественную значимость, авторитет, а профессия — статусность. В понимании Д.Прилюка профессия дает журналисту право и обязанность вершить публичный моральный суд над событиями и явлениями, вызывающими общую заинтересованность. Моральные аспекты журналистской деятельности привлекают общественное внимание потому, что в условиях вседозволенности участились попытки использовать СМИ в личных целях. Пока что немало изданий, в частности теле-, радио- и электронных медиа разных типов и уровней отличаются низкой культурой полемики, искажают мысли оппонентов, демонстрируют недюжинную неприязнь к нежелательным взглядам. СМИ призваны правдиво информировать, формировать общественное мнение ради утверждения добра и справедливости в обществе.
Когда-то возле входа в свой загородный дом Дмитрий Михайлович посадил калину, куст благодарно разросся. И после смерти хозяина сын Вячеслав взял молодой росток и на 95-летие отца посадил возле Института журналистики. Калина Прилюка как символ правды и чести журналистской профессии напоминает студентам и преподавателям об Учителе. ___________________ © Чекалюк Вероника Васильевна Впервые опубликовано в zn.ua, приводится с незначительными сокращениями
|
|