|
|
|
О том, что в Бостоне 13 июня начался и будет продолжаться целую неделю фестиваль старинной муэыки, мы (то есть, я и моя дочь, только приступившая к работе в Гарвардском университете) узнали не сразу и случайно: афиш практически не было. Оказалось, что фестиваль – бьеннале: со времени своего основания в 1980 году Полом О Деттом и Стефеном Стаббсом он проводится регулярно один раз в два года, и те, кому это надо, всегда знают о нём, тем более, что в Интернете информация всегда есть. Собирая ведущих исполнителей старинной музыки США и других стран Мира, фестиваль обычно зажигает и новые звёзды. «Даже самые малоизвестные участники фестиваля играют блистательно», - сказала мне после одного из концертов Марлей Грейер-Райан, профессор японского языка Нью-Йоркского университета. Ежедневно с одиннадцати утра и до одиннадцати ночи в концертных залах, многочисленных храмах и старинных домах звучала музыка европейского Средневековья, Ренессанса, Барокко, ранняя американская музыка эпохи Переселения, а также более поздние обработки старинных музыкальных тем. Исполнение произведения немецкого композитора Карла Орфа «Кармина Бурано», написанного в 1936 году на основе баварских народных песен XIV века стало одним из событий фестиваля. Я думаю, что для многих любителей музыки в Бостоне в эти дни проблема выбора была мукой, потому что каждый час, а иногда и полчаса где-нибудь начинался концерт, и ради одного надо было пропустить другое, не менее интересное. Что выбирать: произведение или исполнителя, открывать молодых или слушать маститых и т. д., и т.п.. Музыка исполнялась только на тех инструментах, для которых и была написана: клавесин, виола да гамба, барочные скрипка и виолончель, деревянные флейты и другие инструменты прошлых веков. Под сводами древних храмов или в старинных интерьерах, соло или в ансамблях, порой сопровождая совершенно «кружевной по рисунку» вокал или старинные танцы, свершались таинства перевоплощения. Любопытно, что в тот день, когда мне сказали о фестивале, на витрине какой-то лавки среди тряпья и треснутых чашек я случайно увидела и купила альбом любимого мною голландского художника XVII века Вермеера Дельфтского (помните «Девушку с письмом у окна» из собрания Дрезденской галереи?), а надо заметить, что в картинах Вермеера с его трогательной любовью к людям, к жизни во всех ее проявлениях и деталях есть место и музыкантам с музыкальными инструментами, и самой музыке. Но, кружа в поисках, я напиталась атмосферой старины, и какой же это было замечательной прелюдией к музыке! Ремонтирующий кирпичную мостовую рабочий в оранжевой жилетке показал мне дом №14. Кружевное литье чугунных ворот, крутая деревянная лестница на антресоли, мягкое освещение бра и настольной лампы рядом с клавесином, рыцари на гобелене, букет, будто с картины голландского мастера XVII века, – здесь невольно становились тихими и поступь, и голоса. Расположившись в старинном кресле (сказали, что можно) я не просто слушала музыку, я слушала время, выраженное в звуках, мир переживаний людей иных эпох, так прекрасно раскрытый хрупкой японской пианисткой Миюки Цурутани. Но самое главное – ей удалось показать, что вся галантная музыка XVII – XVIII веков - лишь предыстория, и лишь подчеркивает свободу, смелость, глубину и величественную простоту Иоганна Себастиана Баха, с которого собственно и начинается подлинная история европейской музыки. Под высокими сводами евангелистской Церкви святого Иоанна концерты барочной музыки звучали каждый день. Плата за концерт – добровольные пожертвования. В пуританском облике храма – каменной глыбы, зажатой между более поздними постройками, – сосредоточенность на внутреннем. Витражи стрельчатых окон бросали разноцветные блики на скромное убранство интерьера, деревянные скамьи и четырёх молодых девушек перед иконостасом: Кристиан Лафлем (деревянная флейта), Диана Ли-Плейнс (барочная скрипка), Каролина Канг (барочная виолончель), Акаки Еното Саки (клавесин). Несмотря на молодость, все они – известные музыканты. Сонаты Генделя, Иоганна Себастиана Баха, Агреля и Виллема де Феша прозвучали очень проникновенно и в необычайно красивом тембральном созвучии. Атмосфера доброжелательности, удивительной открытости артистов публике, доступности к общению усиливала ощущение праздника. Шаловливо весёлая, очаровательно непосредственная американская пианистка Сильвия Берри рядом с автографом изобразила рожицу в улыбке. «Смех и слезы трех венских мастеров», - так сказала она о своей программе. - Мне кажется, Вы чувствуете не только произведение в целом, не только каждую фразу, но и каждый звук – обратилась я к Сильвии. - С Вашей помощью эти большие дети - Гайдн, Моцарт, Бетховен - сегодня говорили с нами. Как нравится Вам инструмент, на котором Вы играете? - О, это замечательное старинное фортепиано. Именно на таком играли Гайдн и Моцарт, может быть, и ранний Бетховен. В нем - всего пять октав. Моцарт укладывался в эти пять октав. У более поздних инструментов клавиатура расширилась до пяти с половиной. Для Шуберта, например, такая клавиатура уже мала. - Что значит для Вас этот фестиваль? - О, очень много. Сама я родом из Филадельфии, но раньше жила в Бостоне и недавно снова переехала сюда. Я испытываю большое волнение, потому что это мое первое выступление здесь после большого перерыва. Этот фестиваль – событие и для Бостона, и для меня. - Кого из современных российских музыкантов Вы считаете выдающимися исполнителями музыки Барокко, - спросила я Сцинтию Робертс после ее концерта с клавесинистом Джеймсом Ричманом, в котором они с блеском исполнили труднейшую программу из четырех скрипичных сонат И.С.Баха. - До сих пор считалось, что лучше всего барочную музыку исполняют в Голландии, Германии и Англии, но блестящие музыканты из России скрипачи Андрей Решетин и Мария Крестинская опровергли это утверждение. Они очень молоды, но уже большие мастера. - Что значит этот фестиваль для Бостона? - спросила я супругов из штата Тенесси, приехавших сюда слушать музыку. - Этот фестиваль – большое событие в жизни и Бостона, и Америки. В Бостоне давно существует Общество барочной музыки. Бостон по праву называют ее центром. Очень важно, что выдающиеся исполнители из разных стран мира могут показать свои достижения и обменяться опытом. В рамках фестиваля проводились не только концерты, но и мастер-классы, и симпозиумы, на которых, если можно так сказать, открывались тонкости творческой лаборатории исполнителей. Целую неделю жить в атмосфере прекрасной музыки, жить музыкой – это счастье! ___________________________ © Боровская Наталья Ивановна |
|