Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» – прорыв в атомной эне...
Репортаж c Плавучей атомной электростанции (ПАТЭС) "Академик Ломоносов".
№11
(364)
15.09.2019
Образование
Кафедра теологии МИФИ: история создания и деятельность
(№3 [356] 01.03.2019)

http://theology.mephi.ru/cathedra/about 

История кафедры теологии Национального исследовательского ядерного университета Московского инженерно-физического института 

   15 октября 2012 г. председатель Отдела внешних церковных связей, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион принял участие в заседании Ученого совета Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». На повестке заседания рассматривался вопрос об открытии в НИЯУ МИФИ кафедры теологии. Владыка выступил перед членами Ученого совета с докладом, в котором обозначил, какой должна быть современная кафедра теологии в России, а также ответил на вопросы членов Совета. 

    Ученый совет единогласно утвердил открытие кафедры теологии в НИЯУ МИФИ и кандидатуру митрополита Волоколамского Илариона в качестве её заведующего. В заключительном слове ректор НИЯУ МИФИ профессор М.Н. Стриханов выразил надежду, что открытая в вузе кафедра может под руководством владыки Илариона стать ведущей в системе светского высшего образования в России.

    Этому событию уже предшествовал опыт сотрудничества между Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. свв. Кирилла и Мефодия и университетом. Так, с 30 января по 10 февраля 2012 г. по благословению митрополита Волоколамского Илариона ОЦАД совместно с Синодальной библейско-богословской комиссией при поддержке Фонда Джона Темплтона организовала курсы повышения квалификации для преподавателей апологетики и дисциплины «Концепции современного естествознания» духовных школ Русской Православной Церкви. 

    Существование кафедры теологии в светском вузе не всегда воспринималось однозначно, встречая различную критику, в т.ч. конструктивную. 6 февраля 2013 года митрополит Иларион на пресс-конференции, посвящённой постановлениям Архиерейского собора по проблемам теологических факультетов и кафедр, сообщил об открытии кафедры теологии в НИЯУ МИФИ, и сделал заявление относительно существующих проблем.  

   Важность диалога в сфере академического образования и религии обсуждалась на совещании «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества», состоявшемся 28 ноября 2012 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором помимо представителей Церкви приняли участие помощник Президента РФ А.А. Фурсенко, вице-президент Российской академии наук, президент Ассоциации классических университетов России, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, декан исторического факультета МГУ, председатель Совета по теологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию С.П. Карпов. «Теология в вузе — это не экзотическая образовательная дисциплина, не прихоть каких-то представителей Церкви, не попытка вторгнуться в чужое пространство, чтобы навязывать религиозное мировоззрение и чинить препятствия в преподавании традиционных научных дисциплин. Теология в вузах — это культурный императив для общества, которое долгое время было практически отчуждено от религии как особой сферы человеческого бытия», — сказал Святейший Патриарх.  На этом же совещании выступил ректор Научно-исследовательского ядерного университета МИФИ М.Н. Стриханов.

    20 апреля 2013 года гостем телепередачи «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24», которую ведет митрополит Волоколамский Иларион, стал ректор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ М.Н. Стриханов.  В эфире программы собеседники затронули главным образом проблемы недавно созданной кафедры — событие, вызвавшее широкий общественный резонанс. Особо был подчёркнут междисциплинарный характер кафедры, отсутствие клерикальной направленности в её существовании. Как заметил архипастырь: «В первую очередь мы думаем о том, чтобы дать студентам сведения по самым разным направлениям теологической науки, по истории Церкви, по истории других религий, то есть расширить кругозор учащихся. Уверен также, что, помимо общеобразовательного значения, эта кафедра будет иметь и определенное нравственное значение. Сейчас в нашей стране такие кафедры созданы примерно в пятидесяти вузах. И везде ректоры говорят о том, что создание такой кафедры, как и открытие домового студенческого храма, способствует повышению нравственного уровня студентов. В конечном итоге все от этого получают пользу. Никто никому ничего не собирается навязывать, но вместе с тем мы вместе работаем для того, чтобы обогатить духовный мир студента и расширить его знания, помочь ему стать лучше».

    К сентябрю 2013 года был определён курс дисциплин и преподавательский состав кафедры. Цикл «История христианской мысли», носящий общегуманитарный и познавательный характер, создан и читается заведующим кафедры – профессором, митрополитом Волоколамским Иларионом, чья первая лекция прошла в стенах МИФИ 4 сентября 2013 года.  В настоящий момент читаются курсы: «Язык как феномен культуры» – доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова А.А. Волкова, а также «История искусства» доктора искусствоведения, профессора и заведующего кафедрой теории и истории христианского искусства факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, протоиерея Стефана Ванеяна. В последующем, планируется расширение доступных студентам дисциплин, в первую очередь за счёт гуманитарного блока.

    Помимо учебной, кафедра теологии НИЯУ МИФИ организует научно-практическую работу, регулярно участвуя в конференциях. Так, с 30 октября по 1ноября 2013 года в МИФИ прошла конференция «НАУКА И РЕЛИГИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОНВЕРГЕНЦИИ», в которой приняла участие профессура итальянских университетов.  Модератором данной конференции, как и ряда других мероприятий стал заместитель заведующего кафедрой теологии НИЯУ МИФИ, кандидат физ.-мат. наук, иеромонах Родион (Ларионов).

   Деятельность кафедры теологии НИЯУ МИФИ носит научно-просветительский, методический, прикладной характер. Цель – повышение уровня общей культуры студенчества, а также расширение взаимодействия и контактов различных научных кругов, в конечном счёте позволяющее взаимно дополнять и расширять поле интересов друг друга, добиваясь результатов, имеющих позитивное социальное значение.

 

http://theology.mephi.ru/content/news/409-rosgvard-0...  

СОТРУДНИКИ КАФЕДРЫ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В СБОРЕ ДУХОВЕНСТВА, ОКОРМЛЯЮЩЕГО РОСГВАРДИЮ 

6 ноября 2018 года 

    Заместитель заведующего кафедрой теологии НИЯУ МИФИ иеромонах Родион (Ларионов) принял участие в учебно-методическом сборе духовенства, осуществляющего пастырское окормление сотрудников Росгвардии г. Москвы и Московской области. Сбор прошел 6 ноября на базе Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами.

     Цель сбора – изучение новых подходов к организации работы с верующими сотрудниками ФСВНГ РФ, формы и методы работы военного духовенства по духовному просвещению военнослужащих Росгвардии.

   В рамках сборов перед участниками выступили: председатель Синодального отдела протоиерей Сергий Привалов, начальник группы по взаимодействию с общественными и религиозными организациями Главного управления по работе с личным составом войск национальной гвардии РФ полковник Виктор Константинович Иноземцев, помощник председателя Синодального отдела Борис Михайлович Лукичев.

    Заведующий cектором по взаимодействию с Росгвардией Синодального отдела иерей Роман Богдасаров провел презентацию интернет-ресурса «Служу с верой», посвященного работе сектора. Сайт знакомит посетителей с деятельностью священников в храмах при Росгвардии, в образовательных учреждениях ФСВНГ РФ и включает в себя интерактивную карту храмов, в которых ведется окормление военнослужащих и членов их семей. Отдельный раздел сайта посвящен подписанию соглашений между епархиями Русской Православной Церкви и подразделениями Росгвардии.

     Участники поделились опытом пастырского служения в войсках, наметили пути дальнейшего взаимодействия.

 

http://theology.mephi.ru/content/news/414-breskaya-15-11-2019

15 января 2019 г. 

Ольга Бреская 

     О взаимосвязи естественно-научного и гуманитарного знания и образования, особенностях и ответственности преподавания гуманитарных предметов студентам-физикам рассказывает профессор кафедры Теологии НИЯУ МИФИ Ольга Бреская, кандидат социологических наук, координатор научных исследований в Европейском гуманитарном университете (Литва).

        – Зачем студентам-физикам изучать гуманитарные дисциплины?

    – Вы поднимаете вопрос взаимосвязи естественно-научного и гуманитарного знания и образования, поиском ответов на который занимались как известные физики, так и гуманитарии. Мы находимся в таком моменте истории, когда ваш вопрос «зачем» звучит актуально, поскольку разделение этих двух областей знания для нас естественно. Однако если мы обратимся к более ранним периодам истории науки (до XVII века), то нас может удивить противоположная ситуация: почему физика, астрономия, физиология являлись разделами «натуральной философии», язык и категории мышления которой были так близки тому, что мы сегодня называем гуманитарным знанием.

    Именно проблеме разрыва и противопоставления «научного» (scientific) и гуманитарного (humanities) знания в XX веке посвятила свои размышления Ханна Арендт в своей книге «Между прошлым и будущим», опубликованной в 60-е годы. Исследовательница в области политической теории в эссе «Покорение космоса и статус человека» пишет: «похоже, что для понимания физической реальности требуется не просто отречься от антропоцентрической или геоцентрической картины мира, но и коренным образом устранить все антропоморфные принципы и начала, вытекают ли они из того, что сообщают о мире пять органов чувств, или из внутренних категорий человеческого ума...Триумфом современной науки стало то, что она сумела полностью освободиться от всех подобных антропоцентрических (т.е. подлинно гуманистических) забот».

     На примере анализа атомной революции, процесса покорения космоса и многих физических открытий XX века Ханна Арендт прослеживает взаимосвязь или потерю этой связи между «освобожденным» естественно-научным знанием и его гуманистическим измерением. Арендт подчеркивает, что идеалы ученых физиков о неделимости материи и ограниченности вселенной были утрачены, а вместе с ними и уверенность в том, что физический мир доступен человеческим чувствам или созданным человеком «хитроумным» измерительным приборам. И как только человек оказывается в космосе или направляет свое внимание внутрь атома, он обнаруживает расширяющийся и неограниченный миры, которые не переводятся на язык мироощущений человека и существовавших ранее категорий здравого смысла. При этом сами изобретения и открытия в области естественных наук могут быть с легкостью направлены против человечества и Земли в случае, если ученый или политики, использующие изобретения ученых, не задумываются о гуманистических последствиях своих действий.

     Какой выход из этой ситуации? Такой вопрос формулирует Ханна Арендт, и сама же отвечает призывом к «гуманистическому вниманию к человеку» и его положению в мире. Арендт предвозвещала, что будущее естественно-научного мировоззрения – это возвращение к геоцентрической и антропоморфной картине мира, поскольку «именно Земля, а не вселенная, дом и центр обитания смертных людей», а человек, куда бы он ни путешествовал «сталкивается лишь с самим собой».

    Я думаю, что именно такая модель тесной взаимосвязи гуманитарных и естественных наук должна быть использована в качестве нормативной для построения программ обучения в технических вузах. Именно эту образовательную модель мы видим сегодня в ведущих технологических институтах за рубежом. Так, в Массачусетском технологическом институте (США), занявшем 1-е место в рейтинге университетов 2016/17 года, можно найти разнообразные модули и курсы по гуманитарным и социальным наукам, развивающие у студентов навыки творческого и академического письма, внимание к социальным проблемам и гражданской позиции ученого.

    – В чем особенность преподавания гуманитарных предметов студентам естественно-научных и технических специальностей?

     – Я могу рассказать об опыте преподавания гуманитарного модуля студентам-физикам в МИФИ и о сложностях, с которыми столкнулись преподаватели-гуманитарии. Мы делились этим опытом с коллегами в прошлом году и отметили для себя несколько существенных затруднений в процессе преподавания. Главным образом сложность заключается в нахождении тех форм и способов обучения, которые максимально создавали бы пространство напряжения и увлеченности студентов предметом. Это непростая задача, поскольку и язык, и терминология, и способы аргументации различны для физиков и, например, историков. Если преподаватель-гуманитарий сам для себя осознает это многообразие и сложности, ему удается найти те формы и фокусы преподавания, которые помогают студентам не бояться терминологии гуманитарных и социальных наук, обнаруживать для себя общие стратегии и методы исследования, заинтересоваться проблемами и найти взаимосвязи между естественно-научным знанием и гуманитаристикой.

      Основная сложность – в языке и способе восприятия и передачи материала. Например, на одном из вводных занятий в модуле «Религия в социокультурном измерении» мы со студентами интерпретировали метафоры. Мною был предложен анализ библейской истории о Сне Иакова, в которой говорится о том, что Иаков во сне увидел лестницу, соединяющую небо и землю, по которой спускались и поднимались ангелы. Аудитории был поставлен вопрос: может ли эта история быть метафорой к определению культуры и религии, их функций, почему «крылатые ангелы» последовательно передвигаются вверх и вниз, а не «перелетают» это пространство. Идея преемственности и последовательности культурного развития была заложена в этом сравнении. Через 10 секунд в аудитории поднялась рука и прозвучал четкий ответ: «перелет возможен только в однородном пространстве; в разнородных пространствах возможно только перемещение». Не могу с точностью утверждать, что этот ответ аксиоматичен для естественных наук, но способ интерпретации этой истории студентом-физиком с точностью свидетельствует о языковых различиях гуманитариев и физиков и возможностях нахождения общих смысловых пространств. 

       – Был ли у Вас опыт преподавания студентам-негуманитариям помимо МИФИ?

      – Опыт МИФИ для меня первый, однако до этого несколько лет я занималась разработкой инновационных образовательных программ, связанных с обучением студентов-гуманитариев особым компетенциям работы с текстами разных жанров. Это были в том числе и тексты, посвященные проблемам естественно-научного знания.  Я также участвовала в проекте «Classroom research» в Центрально-Европейском Университете, что позволило мне понять суть экспериментального обучения и важности постоянного анализа процесса обучения и преподавания, наблюдения за развитием навыков студентов и поддержки их в этом развитии. Преподавание гуманитарного модуля для студентов-физиков в новом формате – это экспериментальная площадка в МИФИ, которая требует главным образом от преподавателей видения сложностей в процессе обучения и готовности на следующем занятии учитывать положительный опыт и затруднения на предыдущих занятиях.

       – Какие задачи вы ставите перед собой, читая лекции студентам-физикам?

     – Мне видится важным обозначить проблемы гуманитарных и социальных наук, которые позволят студентам по-новому посмотреть на задачи естественно-научного знания. Как студентам не только разобраться в различиях между методами исследования, например, в социологии и физике, но и найти нечто общее в предмете и способе его изучения, не случайно же социология первоначально была определена как социальная физика. Это происходит через выбор тем занятий, форм работы (преимущественно с вовлечением студентов в дискуссии и анализ материала на занятиях, возможностью повторить ход исследования вместе с преподавателем и др.). Акценты, которые расставляются преподавателем на занятиях, безусловно отличаются для студента-гуманитария и студента-физика. Мы обсуждали этот вопрос с преподавателями гуманитарного блока, когда подробно рассматривали случаи «неудачных» лекций.

    Результаты мини-исследования, которое мы проводили на кафедре «Теологии» в ходе обучения студентов в гуманитарном блоке, показывают, что для студента-физика недостаточно теоретизирования по предложенной теме занятия. Студент МИФИ ищет, за что «зацепить» взгляд, его интересуют схемы, таблицы, значения, формулы, регрессии, образы, знакомые формы подачи материала и др. Если он обнаруживает пересекающиеся с естественными науками способы изучения предмета, то чаще всего студент отмечает и важность изучаемой темы для себя и проявляет к ней интерес. Поддержание интереса к актуальным проблемам социального и гуманитарного знания, понимание ценностных аспектов изучаемых процессов, разрушение барьеров восприятия, знакомство с языком и способами социальных исследований – это основная задача преподавателей экспериментального модуля.

          – Как вы думаете, кто и почему выбирает гуманитарные курсы? 

     – На лекции приходят очень разные студенты. Результаты подготовки письменных работ и участия в дискуссиях на занятиях показывают, что студенты интересуются искусством, современной и классической литературой, историей, они неравнодушны к вызовам современной социально-политической ситуации в мире, их интересуют проблемы взаимодействия человека и технологий. Уровень подготовки письменных работ студентами МИФИ высокий: студенты очень грамотно излагают свои мысли в эссе, могут творчески подойти к анализу тем и поставить интересные вопросы к текстам. Эти студенты приходят с определенной долей настороженности к гуманитарным темам. Я думаю, что они задаются вопросом: что нового я могу узнать? Этот вопрос для них и скептический, и в то же время оставляющий возможность открытий в области гуманитарных и социальных наук.

Студенты, которые выбирают курсы гуманитарных модулей, скорее всего, ищут для себя ответы на «нетехнологические вопросы». То, что они находят в курсах, это ? не только содержательные аспекты занятий и рассматриваемых тем, но и понимание близости процессов научного исследования в гуманитарном и естественно-научном знании, внимание и интерес к процессу и методам познания, преодоление собственного барьера в представлениях о сугубо абстрактном характере гуманитарного знания. Это любопытные и открытые к знанию студенты.

       – Как «зацепить» и заинтересовать студента-физика на гуманитарных занятиях?

     – Поскольку студенты самостоятельно выбирают эти занятия, их можно «зацепить» в том случае, если они обнаруживают связь между тем, о чем идет речь на лекции и изучаемыми предметами в области естественных наук. Это может быть, также совершенно новая для них тема, которая ранее не была актуальной для молодого человека, но благодаря знакомству с ней через преподавателя-исследователя, становится для них интересной и значимой.

В некоторых случаях «зацепить» удается не благодаря интересу, а из-за несогласия с позицией преподавателя-гуманитария. Это происходит тогда, когда темы занятий провоцируют неожиданные обсуждения, которые в какой-то момент «тормозят» их запланированный ход. Приведу еще один пример: на занятии по теме социальности в сообществах произошла фактическая остановка интерактивной лекции в ее середине. Первоначально я не могла для себя понять причины «сопротивления» студентов, но после занятия этому было найдено объяснение. Ко мне подошел студент и пояснил, что проблема социальности будет в ближайшем будущем неактуальна, поскольку новое поколение роботов заменит человека не только в тех ситуациях, где требуется запрограммированное действие, но и в человеческих отношениях: дружбе, общении, привязанности. Это произойдет по той причине, что новое поколение роботов будет непредсказуемым и способным на иррациональные поступки. После этого разговора причина несогласия студентов с темой занятия была для меня прояснена. Для преподавателя такая реакция студентов помогает понять смысловые пространства, в которых социолог и физик могут по-разному смотреть на социальные процессы и одновременно при этом обнаруживать новый для своей дисциплины взгляд на тему. Через такие моменты происходит обнаружение тем для последующих занятий, интересующих студентов-физиков.

       – Какие направления должны быть в модуле гуманитарных дисциплин для физиков? Какие гуманитарные курсы должны читаться физикам? 

         – Я думаю, что курсы могут быть разнообразными, но в первую очередь это должны быть занятия, на которых студенты знакомились бы с теми областями гуманитарного и социального знания, которые помогали бы им обнаружить то, что Ханна Арендт назвала возвратом к «гуманистическому вниманию к человеку». Это могут быть предметы, связанные с изучением литературы, музыки, истории, искусства, религии и науки, культуры, социально-политических вопросов. Основной целью преподавания должна оставаться значимость обнаружения необходимости взаимодействия и трагичности разрыва двух областей познания: естественно-научного и гуманитарного. 

Беседовала Мария Виноградова


Большой взрыв и расширяющаяся Вселенная
Научно-популярная статья о теории Большого взрыва на основе новой науки - инфляционной квантовой космологии
Гренландия. История с климатологией
В статье описана история Гренландии и проблемы ее климата.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum