Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» – прорыв в атомной эне...
Репортаж c Плавучей атомной электростанции (ПАТЭС) "Академик Ломоносов".
№11
(364)
15.09.2019
Коммуникации
Эпоха фейков заменила книги и телевидение на поле соцмедиа, создав новые опасности
(№4 [357] 20.03.2019)
Автор: Георгий Почепцов
Георгий Почепцов

https://hvylya.net/analytics/society/pole-bitvyi-sotsmedia.html

22.02.19 

Поле битвы — соцмедиа

     Отношение к соцмедиа, к «счастью», сегодня сменилось уже не на такое восторженное. И если люди еще могут позволить себе иметь нейтральное мнение, законодатели многих стран заняли принципиально негативную позицию, стараясь поставить технических гигантов в рамки закона, оберегающего приватность информации.

    Во многом такая ситуация сложилась потому, что соцмедиа, придуманные как технические платформы, внезапно перешли в иной разряд — медиа. Техническое изобретение стало вдруг медиа, а там есть система ответственности за достоверность распространяемой информации, что аналогично тому, как бы мы внезапно обнаружили,что наша стиральная машина тоже стала медиа. Техническое изобретение превратилось также в большой бизнес, что вновь вступает в противоречие с нормой, поскольку продажа рекламы через эти техгиганты строится на использовании личностной информации пользователей, нарушая законы приватности такой информации.

     Самый больший объем обвинений выпал на Фейсбук, поскольку именно на него пришлись основные информационные интервенции в американские президентские выборы, которые пришли извне, из России. Соцмедиа использовались в избирательных кампаниях по всему миру, но в этом случае произошло явное иностранное вмешательство, что просто позволило более широко открыть глаза. Теперь же об операциях влияния пишут и много, и часто.     Нормой стало не отсутствие вмешательства, а его наличие (см., к примеру, о российских операциях влияния в странах Прибалтики и Египте [1 — 2], Франции [3 — 9], Германии [10 — 12]).

     В случае Германии, например, исследователи приходят к следующим выводам:

— российское влияние направлено на дестабилизацию европейского проекта изнутри,

— «активные мероприятия» стали разнообразными, широкомасштабными и более сложными технологически,

— подрывается легитимность Запада в целом как нормативной силы глобального порядка.

      Социальные медиа пользуются особым доверием правых Германии, поскольку онлайновые беседы подтверждают их представления. Они также охотно распространяют такие сведения, приходящие или из России, или из международных ультра-правых источников. Главными их темами являются: терроризм, угрозы европейской стабильности и оппозиция иммиграции.

     Российские Sputnik и RT Deutsch критиковали немецкие институции и официальные лица, и только правая партия Альтернатива для Германии стала исключением в этом освещении.

     Это все интервенции в информационное пространство. Однако не отстают от акцентирования опасности российской угрозы и создатели виртуального пространства.  Целый сезон американского телесериала «Берлинский отдел», например, посвящен российской попытке захвата власти в Эстонии [13 — 14]. Все это также потенциально возможные ситуации, появление которых на экране дает новое видение развития событий. Так можно увидеть виртуальную реальность, которая понемногу начинает коррелировать с подлинными событиями.

     Виртуальная реальность входит сегодня во многие сферы, включая военную, благодаря использованию ее основной единицы — нарратива ([15 — 16], см также почти бесконечное количество книг на тему использования нарративов в бизнесе, например, такое исследование [17]). Фейки и мемы — это также часть какого-то нарратива или контр-нарратива, в противном случае они не будут обладать воздействующей силы.

    Возросшая опасность заставляет законодателей и исследователей искать не локальный, а общий вариант защиты. Европейский парламент, например, сделал отдельное исследование по интервенциям в Европе ([18], см. также отдельную работу о вмешательстве в европейские выборы [19]). Особого внимания и похвалы заслуживает отчет британского парламента о дезинформации и фейках [20].

      Техгиганты, через которые эти типы угроз стали реализовываться, не сходят со страниц прессы. Фейсбук вышел на первое место как угроза по нескольким причинам. С одной стороны, техгиганты выстроили свою бизнес-модель на монополии. Каждый новый человек идет в Фейсбук, поскольку там уже находятся его знакомые, никто не идет в новую сеть. С другой, уже со стороны функционирования как медиа, Фейсбук дает возможность моментального охвата самой широкой аудитории, причем вне национальных, территориальных, языковых границ.

   Третьей особенностью Фейсбука стала возможность составления психологических портретов пользователей на основе лайков и любых других электронных следов, которые каждый оставляет после себя в сети.

    И здесь первенство в разработке принадлежит родившемуся в 1982 в Варшаве М. Косински, который сегодня работает в Стэнфорде. На его сайте (адрес — www.michalkosinski.com) гордо написано, что он не имеет ничего общего с Cambridge Analytica, и это понятно, поскольку именно эта фирма организовала вмешательство в американские выборы.

    Сегодня этот инструментарий прошел переименование из микротаргетинга, а именно так близкий подход на базе выбора товаров индивидом именовался в бизнесе, в психологический таргетинг. Причем Косински подчеркивает, что алгоритмы делают это лучше, чем люди [21 — 23]. Они позволяют ответить на целый широкий круг вопросов: политические предпочтения, принадлежность к ЛГБТ- сообществу и даже были ли разведены ваши родители в прошлом, каков ваш возраст или пол. Уже ничего нельзя скрыть от алгоритма.

      Косински (и не он один) постоянно призывает помнить о своих электронных следах: «Проблема в том – и это то, на что я и другие исследователи пытались обратить всеобщее внимание еще несколько лет назад, – что в прошлом психологические исследования проводились с помощью анкетирования, сейчас же мы можем сделать то же самое, используя «цифровые следы». То есть использовать все следы поведения, мыслей, языка, которые можно подглядеть у человека в онлайн-среде. Получить представление о вас можно, например, анализируя данные о вашем передвижении в пространстве» [24].

      Кстати, он считает, что сам Facebook никогда не решит эту проблему, поскольку табачники никогда не будут решать проблему рака легких, а производители сахара — проблему ожирения [25]. Так и Facebook никогда сам не решит проблему приватности индивидуальной информации.

     Очень интересно, что в 2017 г. Косинского пригласили в Москву и вертолетом перебросили к очень интересным слушателям — Медведеву, Лаврову и другим [26]. Он был польщен тем, что его пришел слушать кабинет министров. Он так комментирует эту встречу: «Эти парни удивили меня тем, что оказались наиболее компетентной и хорошо информированной группой. Они сделали свое домашнее задание. Они прочитали мои работы».

     Если для Михала Косинского эта сфера имеет больший интерес в теории, то для Кристофера Уайли, наоборот, он использует ее для практики, для чего и был приглашен в Cambridge Analytica, которая и совершала интервенции в американские президентские выборы, ведя, как он сам говорит «психологическую войну».

     Уайли говорит об использовании нескольких десятков миллионов профилей Фейсбука [27]. Кстати, Косински оправдывает себя следующими словами: «Я не построил бомбу. Я только показал, что она существует» [28]. Cambridge Analytica разделила американское население на 32 личностных типы в поиске потенциальных избирателей Трампа. К примеру, если человек любит американские машины, он скорее всего будет за Трампа.

     Интересно и даже парадоксально, что Уайли приходит в Cambridge Analytica из индустрии моды [29]. И из его уст тоже прозвучала фраза, что в плохих руках мода может стать оружием.

    Уайли говорит на одной из конференций: «Данные моды использовались, чтобы построить модели искусственного интеллекта, помогающие Стиву Бэннону создавать свой протест и создавать ультра-правых. Мы использовали вооруженные алгоритмы. Мы использовали вооруженные культурные нарративы для того, чтобы разрушать людей и разрушать восприятие реальности. И мода играла в этом большую роль».

  Общая направленность такова: люди более консервативные ориентированы на традиционные бренды, люди либеральные — на более раскованные бренды. И все это четко указывает на тип личности.

    Уайли подробнее раскрыл тему связи с модой: «Есть сильные связи между брендами, стилем и эстетикой, используемой людьми, и тем, как они видят себя и свою идентичность». Он употребил термин «информационное оружие массового разрушения». Индустрия моды, по его мнению, создала поле боя культурной войны.

    Кстати, Кристофер Уайли не остался за бортом индустрии моды. В результате после исчезновения Cambridge Analytica он с декабря 2018 стал директором по исследованиям  H&M Group [30].

        Мода — это не продажа одежды, это продажа идентичности, как считает Уайли. О своей работе с С. Бэнноном он говорит: «Мы должны были разрушить мир вместе. Я стал Икарусом, одевшим крылья на воске и полетевшим к солнцу. Разница между Фейсбуком и Агентством национальной безопасности является простой, но существенной. Агентство нацелено на экстремистов, иностранных шпионов… Фейсбук нацелен на вас» [31]. Популистские движения в истории имели единый тип одежды, чтобы усиливать свой рост. Примерами могут служить китайские маоисты и нацистские чернорубашечники. С его точки зрения бренды могут репрограммировать мышление, продвигая те или иные политические предпочтения.

     Он завершил свое выступление перед спецами в сфере моды такими словами: «Нам нужна культурная защита, мы создаем и задаем эти культурные нарративы. Мы зависим от вас не только в сфере создания культуры, но и для защиты нашей культуры. От вас зависит, чтобы Трамп или Брексит стали сланцами Крокусами или Шанелью нашего политической века».

    О технологических гигантах его мнение тоже очень четкое, что это завоеватели: «Силиконовая долина рассматривает интернет как неизведанные земли. Эти компании не наши спасители, они хотят нас колонизировать. Фейсбук является новой восточно-индийской компанией интернета». И еще: «Мы создаем информационные гетто, мы когнитивно разделяем наше общество. Раньше была торговля рабами, потом секс торговля. Сейчас мы перед пропастью создания торговли данными».

     Интересно, что у  Cambridge Analytica, как потом и у М. Косински, были контакты с Россией.  Во внутренней переписке обсуждались вопросы приема на работу в компанию бывших сотрудников российских спецслужб. Летом 2014 года на Cambridge Analytica вышла российская нефтяная компания «Лукойл», проявив интерес к тому, как они работают в сфере влияния на избирателей [32 — 33]. То есть все это было до американских президентских выборов.

     В расследовании британского парламента 2019 года Facebook был даже назван «дигитальными гангстерами» [34 — 36]. В отчете 108 страниц, в которых Фейсбук обвиняется в том, что отдает предпочтение зарабатыванию денег, а не сохранению приватности информации пользователей. Здесь подчеркивается: «Таким компаниям, как Фейсбук, нельзя разрешать вести себя как «дигитальные гангстеры» онлайнового мира, считающими, что они впереди или вне закона».

    И самое интересное, что к предварительному варианту этого отчета было проявлено больше внимания из Москвы (19.8% посетителей), чем из Лондона (17.8%).

    Как видим, перед нами возникло очередное гуманитарное поле битвы. И каждый из противников наращивает свои ресурсы, чтобы оказаться победителем, который сможет перевести на свою сторону массовое сознание. 

        Литература 

  1.  Greenberg N. Russian influence operations extend into Egypt // theconversation.com/russian-influence-operations-extend-into-egypt-111167?
  2.  Thompson T. Countering Russian disinformation the Baltic nations’ way // theconversation.com/countering-russian-disinformation-the-baltic-nations-way-109366
  3.  Goncharenko R. France’s ‘yellow vests’ and the Russian trolls that encourage them // www.dw.com/en/frances-yellow-vests-and-the-russian-t...
  4.  Menn J. Exclusive: Russia used Facebook to try to spy on Macron campaign — sources // www.reuters.com/article/us-cyber-france-facebook-spi...
  5. Daniels L. How Russia hacked the French election // www.dw.com/en/frances-yellow-vests-and-the-russian-t...
  6. Bernstein A. The NSA confirms it: Russia hacked French election ‘infrastructure // www.wired.com/2017/05/nsa-director-confirms-russia-h...
  7. Nougayrede N. Spectre of Russian influence looms large over French election // www.theguardian.com/world/2017/apr/12/russian-influe...
  8. Rotella S. The danger of underestimating Russia’s influence in France // psmag.com/news/the-danger-of-underestimating-russias-influence-in-france
  9. Uncovering Foreign Trolls (Trying) To Influence French Elections on Twitter // blog.0day.rocks/uncovering-foreign-trolls-trying-to-influence-french-elections-on-twitter-a78a8c12953
  10. “MAKE GERMANY GREAT AGAIN” Kremlin, Alt-Right and International Influences in the 2017 German Elections // www.isdglobal.org/wp-content/uploads/2017/12/Make-Ge...
  11. Shuster S. How Russian Voters Fueled the Rise of Germany’s Far-Right // time.com/4955503/germany-elections-2017-far-right-russia-angela-merkel
  12. Stelzenmuller C. The impact of Russian interference on German’s 2017 elections // www.brookings.edu/testimonies/the-impact-of-russian-...
  13. Hale M. On ‘Counterpart’ and ‘Berlin Station,’ Spies to Keep You Company in the Cold // www.nytimes.com/2018/12/12/arts/television/on-counte...
  14. Kudlac M. Review: BERLIN STATION, Cyber Cold War As Ripped Out of Newspaper Headlines // screenanarchy.com/2018/12/tv-review-berlin-station-cyber-cold-war-as-ripped-out-of-newspaper-headlines.html
  15. Meretoja H. Philosophical underpinnings of the narrative turn in theory and fiction // www.uta.fi/ltl/yhteystiedot/henkilokunta/meretoja/Ph...
  16. Change the Story: Harnessing the power of narrative for social change // www.newtactics.org/conversation/change-story-harness...
  17. Sachs J. Winning the story wars. — Boston, 2012
  18. Foreign influence operations in the EU // www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2018/6251...
  19. Brattberg E. a.o. Russian Election Interference: Europe’s Counter to Fake News and Cyber Attacks // carnegieendowment.org/2018/05/23/russian-election-interference-europe-s-counter-to-fake-news-and-cyber-attacks-pub-76435
  20. Disinformation and ‘fake news’: Final Report Eighth Report of Session 2017–19 // publications.parliament.uk/pa/cm201719/cmselect/cmcumeds/1791/1791.pdf
  21. Matz S.C. a.o. Psychological targeting as an effective approach to digital mass persuasion // www.pnas.org/content/114/48/12714
  22. Wu Y. a.o. Computer-based personality judgments are more accurate than those made by humans // www.pnas.org/content/112/4/1036
  23. Kosinski M. a.o. Private traits and attributes are predictable from digital records of human behavior // www.pnas.org/content/110/15/5802.short
  24. Зырянова А. Доцент Стэнфорда Михал Косински: «Что бы вы ни делали, это записывается» // republic.ru/posts/77143
  25. Kosinski M. Congress May Have Fallen for Facebook’s Trap, but You Don’t Have To. Facebook has always sold data to advertisers, and it probably always will // www.nytimes.com/2018/12/12/opinion/facebook-data-privacy-advertising.html?fbclid=IwAR2OCcZ8cA0h5ywUs77KYBo-X5Puo
  26. Lewis P. ‘I was shocked it was so easy’: meet the professor who says facial recognition can tell if you’re gay // www.theguardian.com/technology/2018/jul/07/artificia...
  27. Christopher Wylie: Why I broke the Facebook data story – and what should happen now // www.theguardian.com/uk-news/2018/apr/07/christopher-...
  28. The Data That Turned the World Upside Down // motherboard.vice.com/en_us/article/mg9vvn/how-our-likes-helped-trump-win
  29. Scott F.S. Fashion’s role in Cambridge Analytica’s ‘cyber warfare,’ according to Christopher Wylie // edition.cnn.com/style/article/christopher-wylie-fashion-cambridge-analytica/index.html
  30. O’Connor T. Christopher Wylie Has Joined H&M to Harness AI for Sustainability // www.businessoffashion.com/articles/video/christopher...
  31. Kansara V.A. Cambridge Analytica Weaponised Fashion Brands to Elect Trump, Says Christopher Wylie // www.businessoffashion.com/articles/video/cambridge-a...
  32. Экс-сотрудник Cambridge Analytica рассказал о связях компании с Россией // www.golos-ameriki.ru/a/kib-ron-cambridge-analytica-s...
  33. Cambridge Analytica: компания, которая научилась «взламывать» выборы через Facebook Считается, что в 2016 году она помогла выиграть Дональду Трампу // meduza.io/feature/2018/03/19/cambridge-analytica-kompaniya-kotoraya-nauchilas-vzlamyvat-vybory-cherez-facebook
  34. Pegg D. Facebook labelled ‘digital gangsters’ by report on fake news // www.theguardian.com/technology/2019/feb/18/facebook-...
  35. Cadwalladr C. A digital gangster destroying democracy: the damning verdict on Facebook // www.theguardian.com/technology/2019/feb/18/a-digital...
  36. Facebook data gathered by Cambridge Analytica accessed from Russia, says MP // www.theguardian.com/technology/2018/jul/18/facebook-data-gathered-by-cambridge-analytica-accessed-from-russia-says-mp-damian-collins

 

https://ms.detector.media/trends/1411978127/epokha_feykov_prishla_na_smenu_epokham_

knigi_i_televideniya/ 

Эпоха фейков пришла на смену эпохам книги и телевидения

3.03.2019

    Наш мир погрузился в фейкоманию. При этом британское правительство вообще ушло от термина «фейк», предпочитая вместо него термин «дезинформация». Идея этой смены понятна, поскольку под фейк может подпадать и случайная ошибка, в то же время дезинформация представляет собой сознательное введение в заблуждение.

     Это также еще разграничение индивидуального заблуждения и индустриально распространяемой ошибки, когда ложь запускается с помощью ботов. И потом пользователи сети реагируют на нее, распространяя все дальше и дальше.

   Этот феномен Илья Бер описывает такими словами: «У меня есть такой афоризм: “Лайк —  серебро, репост — золото”. Каждый наш лайк имеет последствия, причем последствия могут быть самые разные. От того, как всякие сервисы отслеживают наше поведение в Сети и потом корректируют то, что мы видим в выдаче поисковиков или в ленте своих соцсетей. До того, что потом увидят наши друзья, ведь то, что мы лайкаем, появляется в лентах наших френдов и т. д.» (см. историю одного из дезинформаторов).

    Фейк для хорошего распространения должен иметь ряд характеристик. Например, он должен нести негативную информацию, поскольку негатив распространяется в несколько раз сильнее позитива. Он должен быть эмоционально насыщенным по тем же причинам, поскольку тогда он может задеть человека за живое. Поэтому даже звучит такое предостережение: если эмоций слишком много, кто-то пытается вами манипулировать.

    Однако самое важное состоит в том, что фейк не страшен сам по себе, он опасен, когда является частью кампании. Это как нож, которым можно резать хлеб, а в определенных обстоятельствах зарезать человека.

    Информационная кампания, строящаяся на фейках, использовании ботов и алгоритмов, что дает возможность заменить человека, создав одновременно массовый информационный вброс, и представляет особую опасность. Наверное, можно добавить еще две причины:

– это работа в открытом информационном пространстве, которое невозможно закрыть, как это можно делать в случае киберзащиты,

– это работа не с рациональным разумом человека, а с его эмоциями, которые человеку намного сложнее контролировать.

     И всё это, вероятно, позволяет, например, Сергею Переслегину сказать: «Сейчас журналисты — это не четвертая власть, а вторая армия (вооруженные силы), и если честно — это основной род вооруженных сил. Это означает, что фейк становится оружием массового поражения, и как оружие массового поражения он и используется в современном мире».

     Особое внимание к теме фейков возникло из-за российских информационных интервенций в американскую президентскую кампанию 2016 года. И хоть прошло уже несколько лет, появляются все новые и новые факты, которые не радуют.

     Исследователи обнаружили активность российских троллей в Инстаграме, обратив на него внимание после Фейсбука и Твиттера в 2017 году. В Инстаграме было 187 миллионов взаимодействий с пользователями, в то время как в Фейсбуке их было 77 миллионов. То есть Инстаграм был основным местом сражений, в то же время это не упоминалось во время слушаний в конгрессе. Было также зафиксировано использование небольших сайтов, попытки инфильтрации в интернет-игры, музыкальные приложения. В игре «Покемон» пользователей подталкивали использовать политически разделяющие имена.

    Фирма New Knowledge, подготовившая этот отчет, в преддверии его публикации обнародовала промежуточные результаты. В отчете акцентируется: представление о том, что воздействие начало проявляться четко в 2016 году, не соответствует действительности — оно было уже в 2015-м и даже раньше. В Твиттере оно было уже в 2012 г. Правда, тогда было меньше политического контента и он был на менее известных страницах. В 2017-м увеличивается использование Инстаграма, где появляется много «оскорбительных» отсылок на Клинтон — Shillary или Hitlery.

    На Фейсбуке размещались ссылки на собственные сайты Агентства интернет-исследований, на них была наибольшая реакция. Много перепостов было с сайта blackmattersus.com, у которого целевой аудиторией были афроамериканцы. Много перепостов шло с правых сайтов и сайта собственного создания Агентства интернет-исследований — patriotsus.com. Статистика этой активности такова: 77 миллионов в Фейсбуке, около 187 миллионов в Инстаграме, 73 миллиона отреагировали на контент в Твиттере.

    Прямые следы российского вмешательства выражались в том, что в некоторых случаях рубли использовались для оплаты рекламных аккаунтов, отдельные страницы в качестве контакта давали российские номера телефонов, были петербургские IP-адреса (см. некоторые другие подробности на ряде сайтов).

    Всё это было ударом по множеству направлений, но все они в результате сходились на общих целях. Тематически Россия подрывала доверие к американским медиа, что, соответственно, выводило ее на позитив в отношении Ассанжа и Викиликс. При этом Россия видит врага в США, которые наделяют российскую элиту токсичностью из-за ее связи с Кремлем. Считается, что российские тролли прошли первоначальную подготовке в борьбе против Украины.

       По сути, все это соответствует основному методу советской пропаганды, который состоит в манипулировании образом врага. Тогда, как это видно из сегодняшнего дня, не только Герой, но и Враг были обязательными и тиражируемыми символизациями. И это понятно, потому что чем сильнее Враг, тем сильнее будет выглядеть и Герой, который ему противостоит.

      Нам встретились два интересных комментария по поводу образа врага в советском кино:

– Михаил Трофименков: «Всякая пропаганда — это не правда и не ложь, это третья реальность, которую невозможно опровергнуть — можно только перекричать. ХХ век — это век пропаганды, вот все и орали — кто громче. Со времен образования национальных государств подкладкой любой пропаганды был национализм, ксенофобия»;

– Никита Елисеев: «Не секрет, что фильм “17 мгновений весны” вопреки воле своих создателей сделал очень много для фашизации сознания в Советском Союзе. Конечно, всем страшно понравились эти обаятельные злодеи в ладно сидящих мундирах, их отношения. Я уж не говорю про Штирлица, но папаша Мюллер! Это был запредельный злодей и мерзавец даже по меркам Третьего рейха, он лично пытал людей, это была настоящая садистическая мразь. И всё же все эти злодеи в черной форме с погонами и повязками подкупали. И в самом знаменитом телесериале “Адъютант его превосходительства” белогвардейцы были изображены тоже с огромной симпатией — в данном случае, я думаю, не без желания и не без осознания».

     Фейки пришли всерьез и надолго, поскольку этот старый прием получил совершенно новую силу благодаря механизмам интернета. Как, кстати, и другие феномены интернет-коммуникаций — буллинг и язык ненависти. Все это имеет долгую историю. Но интернет добавил в эту историю два ингредиента, усиливших эти феномены. Это анонимность и массовый характер, когда, спрятавшись за ширмой интернета, можно безбоязненно наносить удары, которые к тому же разнесутся эхом по самой большой аудитории. Фейки тоже обладают лишь кажущейся новизной: они и были, и есть, и будут, поскольку в основе их все равно лежит человеческая природа.

    Но большая доля вины за распространение фейков лежит на пользователях / читателях, которые сами и распространяют фейк, когда он соответствует их представлениям, более сконцентрированным в негативную сторону. В советское время анекдоты и слухи тоже распространялись таким же методом, но каким-то оправданием в этом случае служило то, что эти анекдоты и слухи не могли попасть в традиционную печать и телевидение из цензурных соображений.

     Сегодня с фейком сталкивается каждый. Можно даже сказать, опираясь как на активность тех, кто их создает, так и активность распространяющих пользователей, что мы стали жить в новую эпоху. Раньше мы жили в эпоху книг, потом — в эпоху телевидения, затем — в эпоху телесериалов, и наконец мы дошли до эпохи фейков, с которыми сталкивается каждый, поскольку можно не читать книгу, не смотреть телевидение, но фейк все равно рано или поздно вас найдет. И его не надо искать, ибо он приходит сам. 

Литература

1. Бер И. Медиаэксперт: Не пишите в Сети того, чего не сказали бы в жизни // www.dw.com/ru

2. Субедар А. "Крестный отец" фейковых новостей. История одного из самых успешных дезинформаторов // www.bbc.com/russian/resources/idt-sh/the_godfather_of_fake_news_russian

3. Якщо новина емоційна, вами намагаються зманіпулювати — Барбара МакКормак, Newseum // ms.detector.media/mediaprosvita/mediaosvita/

4. Эксперт: СМИ — это вооруженные силы, а фейк — оружие массового поражения // rossaprimavera.ru/news/6e64a1f7

5. Jalonick M.C. Russians Tried to Use Instagram and Pokemon Go to Influence the Election, Senate Report Finds // time.com/5481396/senate-report-russia-social-media/

6. New Knowledge // www.newknowledge.com/

7. Why we shouldn't rely solely on social media companies to solve the disinformation problem // www.newknowledge.com/blog/why-we-shouldnt-rely-solely-on-social-media-companies-to-solve-

8. SSCI Research Summary December 1, 2018. An assessment of the Internet Research Agency’s U.S.-directed activities in 2015-2017 based on platform-provided data // disinformationreport.blob.core.windows.net/disinformation-report/NewKnowledge-Disinformation-Report-Slides.pdf

9. The tactics and tropes of the Internet Research Agency // disinformationreport.blob.core.windows.net/

10. WP раскрыла доказательства вмешательства России из доклада для сената США // www.rbc.ru/politics/17/12/2018/5c17148b9a794716cc06fe83

11. Shane S. a.o. Russian 2016 Influence Operation Targeted African-Americans on Social Media // www.nytimes.com/2018/12/17/us/politics/russia-2016-influence-campaign.html

12. Howard P.N. a.o. The IRA, Social Media and Political Polarization in the United States, 2012-2018 // int.nyt.com

13. Рождественская Я. Facebook и Google обвинили в искажении информации // www.kommersant.ru/doc/3834208?from=four_mir

14. O'Sullivan D. Russians sought to recruit 'assets' through social media, Senate told // edition.cnn.com/2018/12/17/tech/russia-2016-election-social-media-report/index.html

15. New report on Russian disinformation, prepared for the Senate, shows the operation’s scale and sweep // www.washingtonpost.com/technology/2018/12/16/new

16. Паниев Ю. "Российское вмешательство" разобрали по деталям // www.ng.ru/world/2018-12-17/6_7464_usa.html

17. Горяшко С. Российские тролли добрались до каждого третьего американца // www.bbc.com/russian/features-46597775

.18. Митяев Д. и др. В чужом пиру похмелье. Российская экономика и бизнес-элита в режиме санкций // izborsk-club.ru/16147#_ftn1

19. Эристави М. Украина стала тестовой площадкой России для дезинформации в мире // apostrophe.ua/article/society/2018-12-17

20. Вольтская Т. Неумелая пропаганда. Образ врага в советском и российском кино // www.svoboda.org/a/29028807.html

____________________________

© Почепцов Георгий Георгиевич

Гренландия. История с климатологией
В статье описана история Гренландии и проблемы ее климата.
Большой взрыв и расширяющаяся Вселенная
Научно-популярная статья о теории Большого взрыва на основе новой науки - инфляционной квантовой космологии
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum