Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Вне рубрики
Плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» – прорыв в атомной энергетике
(№11 [364] 15.09.2019)
Автор: Алексей Мельников
Алексей Мельников

      23 августа из Мурманского морского порта вышел и направился в сторону Чукотки невиданный доселе «атомный Посейдон», или, по-научному – Плавучая атомная электростанция (ПАТЭС). Еще недавно морской гигант вздымался на высоту 12-этажного дома над пирсом Балтийского завода, что тянется вдоль Большой Невы в Санкт-Петербурге. И заслонял своими бортами полгоризонта. Там могучее судно несколько лет строили и оснащали атомно-энергетической установкой. В Мурманске «доводили до ума».

    На планете еще никто такого не сооружал. В «РОСАТОМе» (идеологе и крестном отце проекта) «атомного Посейдона» нарекли сухо и по-деловому - ПАТЭС. «В миру» же чудо атомной и судостроительной техники поименовали выразительно – «Академик Ломоносов». Даже в названии чувствуется мощный гул интеллектуального заряда, накопленного здесь: великий ученый – великий механизм. Автору этих некоторое время назад довелось совершить экскурсию на плавучую АЭС, походить по ней с фотоаппаратом и послушать, что про неё говорят атомщики.
    – В самом деле, подобного проекта до настоящего времени в мире еще не было, – утверждает  представитель концерна «Росэнергоатом». – То, что мы имели ранее, исполненное американцами для строительства Панамского канала – ядерная установка на военном судне «Либерти», - это был лишь некий прообраз. Временно решение, сориентированное на совершенно конкретные задачи строительства. То, о чем мы говорим сегодня, – это новый виток развития атомной энергетики. Это – транспортабельная морская атомная энергетика, базирующаяся на достижениях и технологиях атомного реакторостроения и атомного судостроения. Объект, который мы построили, вбирает в себя все достижения атомного судостроения и достижения большой атомной энергетики, тиражируемой в континентальных условиях. 

Нажмите, чтобы увеличить.
Схема работы ПАТЭС
 
     Короче – путешествующая по мировому океану атомная станция. Недостает электричества на Чукотке – отбуксируют и пришвартуют к ней, в тот же озябший Певек, на смену выработавшей свой ресурс Билибинской АЭС. Есть нужда в электроэнергии в пустынных районах – для того же опреснения морской воды – доставят ПАТЭС и туда. На борту пара ледокольных реакторов КЛТ-40 разработки КБ Африкантова, плюс два парогенератора Калужского турбинного завода. 70 МВт электричества могут доставить быстро в самые экстремальные точки земного шара. 
     Перемещаемся в опутанных кабелями и проводами бесконечных коридорах «плавучки» (как ласково называют судостроители свое детище), совершаем восхождения по крутым трапам на несколько этажей вверх – на палубу к вертолетной площадке (на ПАТЭС будет базироваться своя авиация), опускаемся по ним же вниз, в преисподнюю – к реакторному залу (по масштабам – крытый стадион да и только) и далее – к турбогенераторному отсеку, месту, где атомная энергия превращается в электрическую. За этот процесс отвечают два турбогенератора мощностью каждый 37,5 МВт. 
     - Плавучими кранами с моря опускали, – указывая на теснящийся в огромном отсеке на одной из нижних палуб могучий калужский турбогенератор, объясняет опытный балтиец, – кранами с пирса взять не могли – уж больно тяжел. Добрая техника. Надежная
     На «плавучке» в штатном режиме будет занято 70 человек. Требования «простые» - многолетний опыт работы на атомных объектах: ледоколах, АЭС, атомных подводных лодках и проч. Плюс двухлетний курс обучения в стенах Центрального института повышения квалификации работников «РОСАТОМа». Штаб-квартира его расположена в Обнинске, филиал – в Санкт-Петербурге. В последнем сооружен и тренажер ПАТЭС – некая математическая модель плавучей станции. Преподавательский персонал – самый опытный: ледокольщики с двадцати- и даже тридцатилетним стажем, реакторщики, атомщики – большей частью из наукограда Обнинска. 
    Строительство  «атомного Посейдона» затянулось. Те же паровые турбины  КТЗ отгрузил заказчику еще в 2010 году. Проблема, чувствуется, в деньгах: проект недешевый – 16,5 млрд руб по смете, а в связи с затяжкой видно, что и больше. Экономика 1 киловатта здесь может оказаться непростой. 

Нажмите, чтобы увеличить.
У причала Балтийского завода - колыбели атомного Посейдона
 

     – Смотря для чего вы используете эту электроэнергию, – разъясняет представитель от «Росэнергоатома» финансовую сторону уникального проекта. - Если вы устанавливаете «плавучку» где-то в удаленных районах и используете электроэнергию для добычи золота и других полезных ископаемых, то там цена считается совершенно по-другому. У нас в стране очень много месторождений, которые мы не можем использовать по одной причине – нет электроэнергии. А доставить ее туда по столбам ЛЭП – безумно дорого. Во всяком случае, гораздо дороже, нежели подогнать туда по океану плавучую атомную электростанцию. Может быть, электроэнергия там и будет дороже, чем у вас в квартире сегодня, но для чего она будет использоваться? Для того, чтобы в итоге получить прибыль для страны: добыть золото, алмазы, другие полезные ископаемые. Даже если киловатт будет стоить 10 рублей и дороже, все равно его использование в экстремальных территориях окупится. Потому что другой вариант – завозить морем за тысячи километров солярку и сжигать ее в топках старых электростанций. А это еще дороже…

    К декабрю, как планируют в «Росэнергоатоме» ПАТЭС «Академик Ломоносов» освоится у берегов Чукотки и начнет вырабатывать электричество и тепло. Пока «атомный Посейдон» в пути, предлагаю совершить фотоэкскурсию по его коридорам в самые горячие моменты  строительства  атомного гиганта.

Нажмите, чтобы увеличить.
Один из многих коридоров плавучей АЭС
 

Нажмите, чтобы увеличить.
Монтаж и отладка сложнейшей технической начинки ПАТЭС
 
 

Нажмите, чтобы увеличить.
 
 

Нажмите, чтобы увеличить.
Интерьер реакторного зала
 

Нажмите, чтобы увеличить.
На палубе плавучей станции
 
 

Нажмите, чтобы увеличить.
Общий вид уникального судна
 
 

Нажмите, чтобы увеличить.
Зам. главы "Росэнергоатома" Сергей Завьялов рассказывает об уникальности проекта
 

_____________________________________

© Мельников Алексей Александрович – текст и фото

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum