23 августа из Мурманского морского порта вышел и направился в сторону Чукотки невиданный доселе «атомный Посейдон», или, по-научному – Плавучая атомная электростанция (ПАТЭС). Еще недавно морской гигант вздымался на высоту 12-этажного дома над пирсом Балтийского завода, что тянется вдоль Большой Невы в Санкт-Петербурге. И заслонял своими бортами полгоризонта. Там могучее судно несколько лет строили и оснащали атомно-энергетической установкой. В Мурманске «доводили до ума».
На планете еще никто такого не сооружал. В «РОСАТОМе» (идеологе и крестном отце проекта) «атомного Посейдона» нарекли сухо и по-деловому - ПАТЭС. «В миру» же чудо атомной и судостроительной техники поименовали выразительно – «Академик Ломоносов». Даже в названии чувствуется мощный гул интеллектуального заряда, накопленного здесь: великий ученый – великий механизм. Автору этих некоторое время назад довелось совершить экскурсию на плавучую АЭС, походить по ней с фотоаппаратом и послушать, что про неё говорят атомщики.
– В самом деле, подобного проекта до настоящего времени в мире еще не было, – утверждает представитель концерна «Росэнергоатом». – То, что мы имели ранее, исполненное американцами для строительства Панамского канала – ядерная установка на военном судне «Либерти», - это был лишь некий прообраз. Временно решение, сориентированное на совершенно конкретные задачи строительства. То, о чем мы говорим сегодня, – это новый виток развития атомной энергетики. Это – транспортабельная морская атомная энергетика, базирующаяся на достижениях и технологиях атомного реакторостроения и атомного судостроения. Объект, который мы построили, вбирает в себя все достижения атомного судостроения и достижения большой атомной энергетики, тиражируемой в континентальных условиях.
Короче – путешествующая по мировому океану атомная станция. Недостает электричества на Чукотке – отбуксируют и пришвартуют к ней, в тот же озябший Певек, на смену выработавшей свой ресурс Билибинской АЭС. Есть нужда в электроэнергии в пустынных районах – для того же опреснения морской воды – доставят ПАТЭС и туда. На борту пара ледокольных реакторов КЛТ-40 разработки КБ Африкантова, плюс два парогенератора Калужского турбинного завода. 70 МВт электричества могут доставить быстро в самые экстремальные точки земного шара.
Перемещаемся в опутанных кабелями и проводами бесконечных коридорах «плавучки» (как ласково называют судостроители свое детище), совершаем восхождения по крутым трапам на несколько этажей вверх – на палубу к вертолетной площадке (на ПАТЭС будет базироваться своя авиация), опускаемся по ним же вниз, в преисподнюю – к реакторному залу (по масштабам – крытый стадион да и только) и далее – к турбогенераторному отсеку, месту, где атомная энергия превращается в электрическую. За этот процесс отвечают два турбогенератора мощностью каждый 37,5 МВт.
- Плавучими кранами с моря опускали, – указывая на теснящийся в огромном отсеке на одной из нижних палуб могучий калужский турбогенератор, объясняет опытный балтиец, – кранами с пирса взять не могли – уж больно тяжел. Добрая техника. Надежная.
На «плавучке» в штатном режиме будет занято 70 человек. Требования «простые» - многолетний опыт работы на атомных объектах: ледоколах, АЭС, атомных подводных лодках и проч. Плюс двухлетний курс обучения в стенах Центрального института повышения квалификации работников «РОСАТОМа». Штаб-квартира его расположена в Обнинске, филиал – в Санкт-Петербурге. В последнем сооружен и тренажер ПАТЭС – некая математическая модель плавучей станции. Преподавательский персонал – самый опытный: ледокольщики с двадцати- и даже тридцатилетним стажем, реакторщики, атомщики – большей частью из наукограда Обнинска.
Строительство «атомного Посейдона» затянулось. Те же паровые турбины КТЗ отгрузил заказчику еще в 2010 году. Проблема, чувствуется, в деньгах: проект недешевый – 16,5 млрд руб по смете, а в связи с затяжкой видно, что и больше. Экономика 1 киловатта здесь может оказаться непростой.
– Смотря для чего вы используете эту электроэнергию, – разъясняет представитель от «Росэнергоатома» финансовую сторону уникального проекта. - Если вы устанавливаете «плавучку» где-то в удаленных районах и используете электроэнергию для добычи золота и других полезных ископаемых, то там цена считается совершенно по-другому. У нас в стране очень много месторождений, которые мы не можем использовать по одной причине – нет электроэнергии. А доставить ее туда по столбам ЛЭП – безумно дорого. Во всяком случае, гораздо дороже, нежели подогнать туда по океану плавучую атомную электростанцию. Может быть, электроэнергия там и будет дороже, чем у вас в квартире сегодня, но для чего она будет использоваться? Для того, чтобы в итоге получить прибыль для страны: добыть золото, алмазы, другие полезные ископаемые. Даже если киловатт будет стоить 10 рублей и дороже, все равно его использование в экстремальных территориях окупится. Потому что другой вариант – завозить морем за тысячи километров солярку и сжигать ее в топках старых электростанций. А это еще дороже…
К декабрю, как планируют в «Росэнергоатоме» ПАТЭС «Академик Ломоносов» освоится у берегов Чукотки и начнет вырабатывать электричество и тепло. Пока «атомный Посейдон» в пути, предлагаю совершить фотоэкскурсию по его коридорам в самые горячие моменты строительства атомного гиганта.
_____________________________________
© Мельников Алексей Александрович – текст и фото