Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Масштабы катастрофы на Таймыре пытаются замалчивать. Заявление СМИ, входящи...
Заявление СМИ, входящих в «Синдикат-100» о воспрепятствовании законной деятельно...
№07
(375)
01.07.2020
Образование
Владивосток – город студентов
(№7 [375] 01.07.2020)
Автор: Вадим Агапов
Вадим Агапов

https://www.dvfu.ru/schools/school_of_humanities/news/vladivostok_is_a_city_of_students_but_with_a_caveat/?fbclid=IwAR3qDLrEE63eqoYzCp59UAgn0O3-mW6IC0eKEvB1Nd3H76P-zjJm1OjNGD4

 16 июня 2020

1 июля Владивосток отмечает свой юбилей. За 160 лет город превратился из военной базы в культурную столицу Дальнего Востока, университеты которого входят в число лучших не только в России, но и в мире.

О том, какой путь прошли учебные заведения Владивостока, разговариваем с кандидатом исторических наук, доцентом департамента коммуникаций и медиа Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета Вадимом Агаповым.

– Вадим Львович, расскажите о первых учебных заведениях города

– Первые учебные заведения появились во Владивостоке около 150 лет назад. Главная база сибирской флотилии, штаб, корабли были переведены в молодой Владивосток из Николаевска-на-Амуре, который был основан раньше. Уже в 1872 году в городе открылась первая женская гимназия. Школы Владивостока основывались при поддержке морского ведомства и на деньги флота.

130 лет назад во Владивостоке появилось специальное учебное заведение – Александровские мореходные классы, готовившие специалистов для судоходства на Дальнем Востоке. Руководителем этих классов был Виктор Ананьевич Панов – отставной военный моряк, редактор газеты «Дальний восток». Из Александровских мореходных классов образовалось МГУ имени адмирала Г. И. Невельского.

– Как во Владивостоке появились и развивались учреждения высшего образования?

– В 1899 году по инициативе местной интеллигенции для подготовки переводчиков был основан Восточный Институт.  Это было необходимо для работы в экономических, политических и военных учреждениях. Так как вуз был государственным, большинство студентов было офицерами армии и флота.

Нажмите, чтобы увеличить.
Восточный институт
 

До 1917 года Восточный Институт оставался единственным высшим учебным заведением на всем Дальнем Востоке. В 1913 году было открыто Владивостокское коммерческое училище, сейчас  это один из корпусов ДВФУ. В нем учился известный писатель Александр Фадеев. 

В 1918 году Восточный институт был преобразован в Государственный дальневосточный университет. В то время сложно было говорить о подготовке во Владивостоке актеров, журналистов, режиссеров. Такого образования и по всей стране не было. Специальности были прикладными. Детям старались дать то образование, которое пригодится им в жизни.

– Влияла ли на образование восточная культура ближайших соседей города?

– Конечно, хотя бы потому что первый вуз во Владивостоке создавался для изучения языков азиатских стран. Еще до Первой мировой войны школьники нашего города на каникулах летом ездили в Японию в образовательных и туристических целях. В школах и институте были преподаватели из стран Азии.

– Связаны ли политическая и экономическая обстановка в стране и качество образования?

– Когда началась русско-японская война, из Владивостока эвакуировались все учебные заведения, в том числе и Восточный институт. Когда конфликт закончился, в городе не было ни студентов, ни школьников.

Во время революции всех выхватывал водоворот политических событий: кто-то принимал добровольное участие в Гражданской войне, кого-то забирали в армию, у кого-то не стало денег, чтобы оплачивать обучение. С другой стороны, в это время город наводнили поэты, писатели, ученые, преподаватели, которые бежали из европейской части страны. Владивосток стал такими «Дальневосточными Афинами», качество образования улучшилось.

– Каковы были перспективы у людей, получивших высшее образование во Владивостоке?

– В Российской империи наличие высшего образования открывало большие перспективы. Во-первых, тогда было действительно качественное образование. Во-вторых, наличие высшего образования гарантировало выпускнику высокую заработную плату, офицерское звание. Людей с высшим образованием не хватало.

– Как обстояло дело с образованием женщин?

– Во Владивостоке первой появилась женская гимназия в 1872 году, а уже потом мужская. Перевезли ее из Николаевска-на-Амуре и финансировали за счет морского ведомства.

Перед революцией в городе были «зеленая» и «коричневая» женские гимназии. Одна находилась на Пушкинской, другая на Суйфунской (сейчас ул. Уборевича). Там были хорошие педагоги. При этом на 1917 год в этих гимназиях училось несколько десятков человек. Тогда школьное образование было необязательным, девочки могли не учиться.

Нажмите, чтобы увеличить.
"Коричневая" женская гимназия
 

– Гимназия – это высшая ступень женского образования?

– Да, женщин в университеты тогда особо не брали. Постепенно девушек начали обучать, потому что, к примеру, нужны были врачи и учителя.

В то время общество было «очень мужское». Это не хорошо и не плохо, просто так было. Поэтому девушкам, особенно из привилегированных классов общества, не требовалось работать. Они изучали историю, иностранные языки, естественные науки в основном для того, чтобы быть нескучными собеседниками для своих мужей. 

Каким специальностям обучали в первых вузах города?

– Мы считаем 1899 год началом высшего образования на Дальнем Востоке. Но университет  предполагает преподавание по широкому кругу вопросов. А в Восточном институте обучали только на переводчиков. Государственный дальневосточный университет во время Гражданской войны начал включать другие факультеты. Например, историки примерно с тех времен берут начало исторического образования на Дальнем Востоке.

Однако человек с дипломом института и почетным знаком выпускника обладал широким кругозором, он был более грамотным. Люди даже подделывали дипломы о высшем образовании, чтобы получить возможность карьерного роста.

– Как появление вузов повлияло на культурную жизнь молодого Владивостока?

– Наличие профессоров и студентов формирует особую культурную среду, которая характеризуется открытостью всему новому, научным взглядом на мир, желанием узнать что-то. Сам факт наличия института давал толчок для культурного развития города.

 Развивалась архитектура. Появлялись новые корпуса, здания, которые сохранились до сих пор. Архитектурный образ Владивостока формируется, например, зданием Восточного института на Пушкинской. Также с первым вузом связано проведение всяческих городских выставок, мероприятий.

Развивалось издательское дело. Издательство института печатало немало научных и научно-популярных книг. Был журнал «Известия Восточного института» с приложением «Современная летопись». Наличие специалистов, штата профессоров повышало уровень владивостокского общества, которое составляло высшие классы. Они собирались на вечеринки, играли на музыкальных инструментах.

– Владивосток и революция: что стало с институтами после образования СССР?

– Университет в Гражданскую войну получил мощный приток преподавателей из Москвы и Санкт-Петербурга и студентов, переехавших из европейской части, спасаясь от ужасов войны. Владивосток стал городом поэтов и художников, литературных вечеров, концертов.

ГДУ сохранился при установлении советской власти: появлялись новые специальности, и факультеты. Теперь старались привлекать студентов не только из богатых, но и из обычных семей. Идея была такая: новая власть опиралась на рабочий класс, нужны были инженеры, ученые, врачи – рабочая интеллигенция.

Однако в 30-х годах ГДУ закрыли, и около десяти лет во Владивостоке не было высшего образования. Основной состав преподавателей тогда задержали, посадили, некоторых расстреляли. В 1943 году был создан педагогический институт, а в 1956 году – Дальневосточный государственный университет. В это же время появилось высшее журналистское образование на Дальнем Востоке.

– Повлияло ли на развитие образования закрытие города?

– Я скажу издалека. Еще в 1916 году был поставлен вопрос о том, нужно ли создавать во Владивостоке университет вместо Восточного института. Против этого категорически выступил Виктор Ананьевич Панов, написав, что в условиях закрытого города, военной база для флота  невозможно создать нормальный университетский дух.

В каком-то смысле он предвосхитил ситуацию 1950-х. Статус закрытого города предполагает, что студенты получают какое-то секретное образование, которым они не должны ни с кем делиться. Они становятся невыездными. Как же набирать студентов из других городов, если Владивосток закрыт?

– Можно ли считать 50-е годы XX века временем подъема культуры и науки во Владивостоке?

– Еще в девяностые я учил топик на английском: «Vladivostok is the city of students». В 50-е годы в городе уже было несколько учебных заведений: ДВГУ, ДВПИ, МГУ. Даже при статусе закрытого города студенты были очень свободными людьми. Читали Твардовского, Солженицына, интересовались вопросами политики, экономики, культуры, любили задавать вопросы. У них были интересные учителя.

Нажмите, чтобы увеличить.
Владивосток в 1950-е годы
 

Но я не сторонник выделения каких-то периодов. У 50-х годов было много плюсов: окончание войны, завершение восстановления страны, начало оттепели, либеральная атмосфера. Но и до этого был подъем культуры. Я считаю, что есть некая преемственность в развитии культуры и ее учреждений.

– Cуществуют ли какие-то традиции, культурные и образовательные ориентиры, которые сохраняются в вузах из поколения в поколение?

– Одна из печальных проблем истории России – разрыв культурных традиций. В XX веке такой разрыв случался дважды: в период Гражданской войны и в 1990-е годы. Мы кардинально меняли вектор развития и отказывались от традиций. С университетами такая же ситуация. Раньше у студентов были  свои братства, фольклор, но они плохо сохранились. Кроме того, в нашем университете нет «незыблемости» учебных планов. Традиция бы сохранилась, если бы всем без исключения студентам преподавали бы японский или китайский. Однако посвящение в студенты, «закваска» от ректора и выпускной — это в каком-то смысле традиции университета.

– Можно ли назвать Владивосток городом студентов?

– Безусловно. Здесь много университетов. Только в одном ДВФУ учатся десятки тысяч студентов, работает около трех тысяч преподавателей. Причем учатся студенты со всех регионов России.

Единственный минус: в 90-е годы, когда еще я учился, Владивосток был действительно городом студентов, потому что мы жили на материковой части. О. Русский находится в черте города, но не внутри него. Сейчас на Океанском проспекте или Покровском парке практически нет студентов, хотя раньше город был наводнен студенческой молодежью. Сегодня студенты живут в красивом и комфортабельном кампусе, но их вывели из города.

Поэтому – да, Владивосток – это город студентов, но с оговоркой, увы…

Текст: Марина Зубко

Редактор: Нелли Щетникова

_____________________

© Агапов Вадим Львович

Документы: фотографии, тексты, комментарии событий разных лет в мировой истории
В представленных видеодокументах – фотографии, тексты, комментарии событий разных лет в мировой истории.
Владивосток – город студентов
Интервью доцента Вадима Агапова об истории высшего образования во Владивостоке.
Владивосток – город студентов | Вадим Агапов
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum