Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Трудное прощание
Статья о завершении выпуска научно-культурологического журнала Relga.ru на сайте...
№07
(375)
01.07.2020
Естествознание
Скельновские петроглифы: путешествие в первобытную эпоху [11.06]
(№7 [375] 01.07.2020)
Автор: Ольга Бахтиярова
Ольга Бахтиярова

На планете Земля много уникальных явлений, творцом которых является природа, чья фантазия удивляет и поражает нас. Созданы даже списки и рейтинги природных чудес света и, по опросам в сети Интернет, продолжают составляться новые, альтернативные им. 

Немало удивительных и величественных загадочных природных чудес есть и на просторах России. Многие из них входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно в нашей стране находятся: самое глубокое озеро в мире, самое большое болото, самый большой лес, самая необычная пустыня и другие природные образования, подобных которым нет ни в одной другой стране мира. 

В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО на 2019 г. значатся 30 объектов, находящихся на территории Российской Федерации, из них 11 включены по природным критериям, причём 4 признаны «природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности». Согласно этому списку, Россия по числу природных       достопримечательностей занимает 4 место (после Китая, США и Австралии) [1]. Кроме того, ещё 18 российских объектов находятся в числе кандидатов на включение в список, и среди них наш донской «Археологический город Танаис» – музей-заповедник, расположенный у хутора Недвиговка, в 35 км к западу от Ростова-на-Дону [2].  

Интерес к экологическому туризму растёт с каждым годом, и в 2019 г. он составил 25% мирового рынка туризма [3]. В России численность посетителей особо охраняемых природных территорий, национальных парков, заповедников также ежегодно увеличивается, и в 2019 г. составила более 8 млн человек [4].  

На территории Ростовской области расположен целый ряд уникальных природных комплексов [5], но далеко не все местные жители знают об удивительных местах, которые находятся порой даже не сотнях, а в десятках километров.

Особым богатством и разнообразием природных ресурсов отличается север Ростовской области, который называют Верхним Доном. Степи, леса, овеянные легендами курганы, величественный Дон и его берега с меловыми кручами – эти живописные пейзажи талантливо изобразил в своём знаменитом романе «Тихий Дон» Михаил Шолохов. 

На территории самого северного района – Верхнедонского – есть не просто редкие по красоте места и памятники природы, но и необычные природные объекты и археологические памятники, поражающие своей таинственностью. Ряд статей о них опубликован на познавательном портале «Донские зори» (гл. редактор Б. Панасюк) [6].

К таким чудесам света можно отнести уникальные образцы первобытного искусства – петроглифы, расположенные в скальном массиве у хутора Скельновского. По мнению археологов, открывших этот памятник в 2010 году, наскальные изображения можно отнести к концу IV тысячелетия до н.э. [7, с. 17]. Находка поистине уникальна, так как в России открыты лишь единицы рисунков, оставленных нашими далёкими предками – первобытными людьми. 

Нужно отметить, что необычные изображения местные жители видели на протяжении многих лет, но значения им не придавали. И лишь когда сотрудники краеведческого музея станицы Казанской сообщили о рисунках в Донское археологическое общество, был сформирован исследовательский отряд под руководством известного археолога, профессора, автора более 100 научных трудов по первобытной археологии Дона Владимира Яковлевича Кияшко и проведено начальное изучение уникального объекта [8]. Археологи сделали первичную фиксацию изображений, провели небольшие раскопки и в том же году подготовили монографию «Петроглифы у хутора Скельновского».

Находка учёных, первая такого рода в степной зоне Юга России, имеет исключительное значение для археологии, она вызвала интерес и специалистов, и широкой общественности. На презентации книги, которая прошла в Донской государственной публичной библиотеке, кандидат исторических наук А.В. Цыбрий, подчеркнул: «Это очень необычный тип памятника. Аналогии мы знаем на Кавказе, на территории Украины, но на Нижнем Дону такое открытие сделано впервые» [9]. 

История открытия в донских степях нового памятника духовной культуры древнего населения и его особенности подробно описаны учёными. Монография не только даёт представление о самих петроглифах, о месте их нахождения, но и о технике их нанесения, инструментах, времени создания наскального полотна. Отсылая читателя к этому уникальному труду группы авторов, в числе которых В.Я. Кияшко, В.В. Цыбрий, А.В. Цыбрий, Т.В. Цыбрий, А.П. Захариков, А.В. Орленко, А.А. Озеров, Г.Н. Абакумов, Т.Н. Абакумов, мы приведём лишь малую часть интереснейшей информации.

Хутор Скельновский, близ которого найдены письмена первобытной эпохи, находится в 10 км от станицы Мешковской, на границе Верхнедонского и Чертковского районов. Первое упоминание о нём встречается в 1819–1820 гг. в списке хуторов Мигулинской станицы Усть-Медведицкого округа Области Войска Донского: «Хутор Скильной на правой стороне Скильного Лога, на колодцах, дворов – 16».  К 1915 г. в хуторе насчитывалось 97 дворов, жителей мужского пола – 368, женского – 359. Имелись хуторское правление, церковь, приходское училище. В клировой ведомости за 1908 г. записано: «Церковь во имя Святого благоверного князя Александра Невского построена в 1907 году по усердию и на средства прихожан. Церковь деревянная, с такою же колокольней, покрытая листовым железом. Престол в ней один – во имя Святого благоверного князя Александра Невского. Открыта церковь в 1908 году» [10].  

Как многие хутора и станицы правобережья Верхнего Дона Скельновский пережил Гражданскую войну, коллективизацию, голод, фашистскую оккупацию, восстановление в послевоенные годы и развитие экономики и социальной сферы в составе совхоза «Мешковский», перестройку, демократические реформы. К 2010 г. численность жителей хутора, согласно Всероссийской переписи населения, составляла 78 человек, а на 1 января 2020 г. – 40 человек (16 мужчин и 24 женщины), из них работающих 6. По официальной статистике в хуторе 20 дворов, однако многие дома не заселены, и видимо, количество современных скельновцев на самом деле гораздо меньше. Здесь нет ни школы, ни детского сада, ни клуба, ни медицинского учреждения [11].  

И всё же этот небольшой хуторок известен далеко за пределами Ростовской области благодаря искусству художников первобытной эпохи.

Окрестности Скельновского необычны: восточнее и севернее хутора, на высоких бортах двух пересекающихся балок, Белой и Скельновской, расположены скопления камней (кварцитов) разной величины и формы. Скалы в степи – это редкое явление, и оно привлекло древних людей, которые образовали здесь центр духовной жизни и оставили своё послание потомкам. 

Огромные камни, вышедшие на поверхность земли, в течение тысячелетий под влиянием атмосферных явлений покрывались трещинами, выветривались, разрушались, обрастали лишайниками и мхами. В одном из кварцитовых блоков находится грот, на «полу» которого – на ровной горизонтальной площадке – нанесены изображения. Участок с рисунками составляет 5,4 м в длину и до 2,8 м в ширину. Высота грота – от 0,25 до 0,8 м [7, с. 6].

Наскальное «полотно» образует единый комплекс, связанный рамками общего художественного замысла. В распределении изображений нет хаоса, рисунки наносились в определённом порядке, и общая картина создаёт впечатление композиционной завершённости. Линии, протёртые в твёрдой породе острыми инструментами, дают эффект движения, целеустремлённости. Округлые ямки (диаметром 7 и 3,5 см) образуют многолепестковые розетки или расположены рядами. В двух случаях с художественной целью использован естественный рельеф скалы.

Учёные тщательно зафиксировали разноплановые фигуры-знаки, которые использовали для воплощения своего творческого замысла первобытные художники: 5 крестообразных фигур, около 10 «галочек», 5 прямоугольников, вееровидные фигуры (среди них изящный «пятилистник»), 2 «трилистника». Одна из прямоугольных фигур в сочетании с решёткой и двумя симметричными «вилочками» создает особую композицию – повозку с двумя быками. Одна из сложных фигур похожа на дерево, другая напоминает когтистую лапу [7, с. 8–11].

Исследователи выделили пять изображений, выполненных в условно-реалистичной манере: наконечник (стрела, дротик, копьё), два топора, «стопа» и «нож» [7, с. 11].

В своей первой публикации учёные относят дату создания наскального «полотна» к концу IV тысячелетия с возможной протяжённостью на несколько веков, отмечают его сюжетный характер, стройность композиции, говорят о технике исполнения. Но расшифровать, понять, какую смысловую нагрузку они в себе несут, как считает В.Я. Кияшко, сейчас уже невозможно, так как «изображения созданы в предельно символизированной форме» [7, с. 18].

Установлено, что изображения наносились двумя способами: гравировкой для создания линий и пикетажем для получения округлых углублений. Создание рисунков требовало огромных трудозатрат, так как сливные третичные кварциты на 95–98% состоят из кремния и очень трудны для обработки. В то же время глубина многих борозд достигает 1,5–2,0 см [7, с. 6].

Проведя небольшие раскопки у северного входа в грот, археологи обнаружили редкие кварцитовые инструменты для гравировки (несколько десятков, большинство из них с изношенной лезвийной частью) и фрагменты лепной посуды. Характер находок не оставляет сомнений в их связи с изобразительным наскальным комплексом. Кучное размещение каменных инструментов для протачивания позволяет учёным считать, что большинство линий было нанесено сразу, а какие-то фигуры – несколько позднее. Но сколько времени затрачено на создание этого древнего памятника монументального искусства, сколько художников работало над ним, исследователям ещё предстоит выяснить [7, с. 13].

Научный сотрудник Донского археологического общества, кандидат исторических наук А.В. Цыбрий вместе с коллегами провёл эксперимент, который заключался в протачивании борозды в массиве кварца, как это делали в раннем бронзовом веке наши предки. За час непрерывной работы удалось получить углубление около 15 см в длину, глубиной 1–2 мм. «Цель данного опыта, – говорит А.В. Цыбрий, – узнать, какие трудозатраты имели место при нанесении петроглифов. То, с каким трудом наносились эти рисунки (кварцит – очень твёрдый камень), говорит о важности информации, заключённой в них. К тому же, эксперимент показал, что наносили петроглифы обычные люди, а не инопланетяне, как спешат объявить некоторые горе-исследователи» [12].

Можно только предполагать, что изображали наши предки. Археологи в своих предположениях очень сдержанны, однако с большой долей уверенности говорят о культовом назначении грота: «Он не приспособлен для жилья, хозяйственных нужд, не отвечает интересам обороны. Кажется не случайным и такое обстоятельство, как приуроченность изображений не к доминирующей, а к наиболее укромной части скального массива; подчёркнуто скрытый характер размещения петроглифов, самый тщательный осмотр окрестностей не позволил выявить рисунков нигде, кроме внутренней полости грота» [7, с. 18].

«Слишком отличается наш менталитет от менталитета древних людей, – считает А.В. Цыбрий. – Казалось бы, мы живём в одно время, но ведь не всегда понимаем юмор других народов. А здесь между нами тысячелетия! Ввиду того, что камень в представлении древних людей вечен, то это безусловно послание в будущее. Это карта, но не географическая, а ментальная, если можно так выразиться, основные мировоззренческие понятия наших предков, индоевропейцев, самоназвание которых, к сожалению, не дошло до наших времён» [12].

В процессе исследования скельновских петроглифов археологи отметили их близость к знаменитым петроглифам Каменной Могилы под Мелитополем (Запорожская область Украины), исследования которых ведётся более века. Здесь, в потаённых помещениях, где нанесены петроглифы, были найдены священные камни, и это свидетельствует о том, что Каменная Могила использовалась как святилище.

В настоящее время этот памятник широко известен, имеет статус Национального историко-археологического музея-заповедника и претендует на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО [13]. 

Сходство петроглифов в Скельновском и Каменной Могиле наблюдается в стиле изображений (большое количество линейно-геометрических начертаний, ямки-луночки, прямые параллельные линии и др.), тождестве некоторых фигур («решётка», «ступня», «цепочки пикетированных лунок»), одинаковых технических приёмах исполнения (протачивание и пикетаж). В Каменной Могиле найдены также инструменты, аналогичные скельновским [7, с. 14–15].

Однако есть и отличия. Прежде всего, это материал, на который нанесены рисунки: в Каменной Могиле петроглифы созданы на песчаниках, которые вдвое мягче кварцитов, и учёные отмечают, что именно поэтому здесь большее разнообразие фигур, есть рельефные криволинейные изображения, в том числе людей и животных. Отличие и в том, что среди сотен рисунков в Каменной Могиле нет изображений оружия, тогда как на полотне в Скельновском гроте оно ярко представлено [7, с. 15].

Надеемся, что в ходе дальнейшего изучения скельновских петроглифов будут найдены ответы на вопросы. Однако из-за нехватки материала и полного отсутствия письменных доказательств, знаки пока хранят свои тайны. 

Несмотря на то, что Скельновский находится вдалеке от транспортных магистралей, здесь уже побывало немало туристов, у которых «галерея» первобытного искусства оставила яркие впечатления. В сети Интернет можно найти отзывы любителей путешествий в прошлое.

Некоторые не верят, что изображениям тысячи лет («может, их лет 15–20 назад ребятня нацарапала»; «это волки, отдыхая на плоском камне после доброй охоты, присматривали за играми волчат и точили когти»), другие утверждают, что здесь изображена карта с указанием мест падения метеоритов, третьи видят в петроглифах – иероглифы, четвёртые – следы деятельности инопланетян и т.д. И все отмечают необычность и загадочность этих мест:

 «…Наши далёкие предки оставили нам послание. Да мы его прочитать не можем, потому как забыли язык предков. Вот этот холм… Окружённый пойменным лесом, он хранит в себе высеченную на каменной поверхности историю племени, или народа, или знаменитой битвы, или обращения к богам, или ещё чего, что мы понять не можем… У этого племени были свободные руки, много свободных рук, не занятых ежедневной добычей себе пропитания, которые создавали это каменное полотно… Древние люди как могли выровняли площадку внутри пещеры и занесли на неё свою легенду, или молитву, или письмо… Встретил много версий о предназначении этой каменной картины. Место сакральное и располагает к фантазиям. Кто-то считает этот грот тайным местом встреч жрецов-шаманов-колдунов, кто-то считает, что здесь собиралось всё племя и общалось с богами, кто-то считает, что здесь собирались избранные и посвящали юных. Кто-то считает, что на камне изображено крушение корабля пришельцев. Я считаю, что правы все… Мы не понимаем ничего в замыслах наших предков. Но – красиво» [14].

Уникальный памятник древнего искусства требует не только проведения исследований, но и охраны его государством. Важно сохранить для будущих поколений наследие наших далёких предков. Ведь это каменное полотно – редкость, и ранее нигде в мире не находили петроглифы, выбитые, как в Скельновском, в настолько твёрдом камне – кварците. 

В настоящее время благодаря тому, что место расположения петроглифов обнаружить без проводника непросто, они находятся в почти нетронутом человеком состоянии. Однако интерес к этой необычной галерее растёт, и её всё чаще посещают любители экологического туризма. Никто и ничто не удерживает их от попыток взять лежащий неподалёку осколок камня и нанести свои «письмена» на поверхность скалы. Это трудно, но возможно, и кому-то уже удалось оставить в гроте свой автограф: «АМ». Самое время принять меры для внесения скального комплекса у хутора Скельновского в перечень особо охраняемых природных территорий Ростовской области.

В своём труде учёные отдельной строкой внесли конкретное предложение по сохранению памятника: «Необходимо срочное взятие его под охрану государства с последующей музеефикацией и организацией хотя бы минимальной инфраструктуры» [7, с. 18].

Однако судьба скельновских петроглифов пока вызывает тревогу, особенно после прочтения одного из сообщений в «Живом журнале»: «Обидно, что кроме археологов и ценителей “мест силы” это никому не нужно. Вы спросите неужели? Авторитетно заявляю да, всем пофиг! Какие-то царапки на камнях... В Минкульте Ростовской области уже третий или четвёртый год лежат документы, подготовленные мной, где несколько таких объектов, найденных нами, предлагаются в качестве объекта культурного наследия» [15]. Эти слова Борис Панасюк, главный редактор познавательного портала «Донские зори», известный краевед и любитель природы, написал в 2016 году.

Нажмите, чтобы увеличить.
Скальный массив у хутора Скельновского
 

Нажмите, чтобы увеличить.
Вдали виден скальный блок, где находится грот с петроглифами
 

Нажмите, чтобы увеличить.
Скальный блок. Слева внизу вход в грот с изображениями
 

Нажмите, чтобы увеличить.
Вход в грот. Туристы рассматривают петроглифы, сверяя изображения с иллюстрациями в монографии
 

Нажмите, чтобы увеличить.
Грот, на «полу» которого находятся изображения
 

Далее следуют детали композиции наскального полотна (5 фото)

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Нажмите, чтобы увеличить.
Рисунки далёких предков вызывают большой интерес у детей
 

Литература и примечания 

1.              Российские объекты из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО // Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. [Эл. ресурс] Режим доступа: unescorussia/sites/ (Дата обращения: 15.06.2020).

2.              Заявка на включение музея-заповедника «Танаис» в список ЮНЕСКО будет готова в 2020 году // ТАСС [Эл. ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/kultura/6421105 (Дата обращения: 15.06.2020).

3.              Экотуризм занял четверть мирового рынка путешествий // Интерфакс [Эл. ресурс] Режим доступа: https://interfax.ru/russia/715975 (Дата обращения: 15.06.2020).

4.              Популярность экотуризма в России растёт // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Эл. ресурс] Режим доступа: https://mnr.gov.ru (Дата обращения: 15.06.2020).

5.              Миноранский В.А., Дёмина О.Н. Особо охраняемые природные территории Ростовской области / Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области, Ростовский государственный университет. Ростов н/Д, 2002.

6.              Донские зори: Познавательный портал о Донском крае. [Эл. ресурс] Режим доступа: http://new.donrise.ru/ (Дата обращения: 15.06.2020).

7.              Кияшко В.Я. и др. Петроглифы у хутора Скельновский. Ростов-на-Дону, 2010. 112 с., илл. цв. 92 с.

8.              Проект осуществлён некоммерческим партнерством «Южархеология» при поддержке Фонда содействия охране памятников археологии «Археологическое наследие Дона».

9.              Презентация книги «Петроглифы у хутора Скельновский» // Донская государственная публичная библиотека [Эл. ресурс] Режим доступа: http://www.dspl.ru/news/5957.html (Дата обращения: 15.06.2020).

10.           Скельновский // Администрация Верхнедонского района. [Эл. ресурс] Режим доступа: http://www.verhnedon.ru (Дата обращения: 22.06.2019).

11.           Паспорт муниципального образования «Мешковское сельское поселение» Верхнедонского района 2020 год. [Эл. ресурс] Режим доступа: https://meshkovskoesp.ru/pasport-poseleniya (Дата обращения: 15.06.2020).

12.           Зайцева А. Археолог рассказал о раскопках под Шахтами и опроверг инопланетное происхождение наскальных изображений // kvu.su: Шахтинская интернет-газета [Эл. ресурс] Режим доступа: http://kvu.su/news/society/arkheolog_rasskazal_o_ras... (Дата обращения: 03.07.2020).

13.           Даниленко В.М. Кам’яна Могила. Киев, 1986.

14.           Блогеры каменного века (с ил.) // Меотида и окрестности [Эл. ресурс] Режим доступа: http://meotyda.ru/node/1087 (Дата обращения: 15.06.2020).

15.           Петроглифы хутора Скельновский // Донской край в фотографиях и очерках [Эл. ресурс] Режим доступа: https://bobps.livejournal.com/391538.html (Дата обращения: 15.06.2020).

 ______________________

© Бахтиярова Ольга Ивановна

ФотографииНиколай Бахтияров, Сергей Бугаёв, Лидия Кузан

Скельновские петроглифы: путешествие в первобытную эпоху
Статья об уникальных природных явлениях на территории Ростовской области, в том числе образцах первобытного ис...
Владивосток – город студентов
Интервью доцента Вадима Агапова об истории высшего образования во Владивостоке.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum