Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Эстонское очарование русского структурализма. Осеннее эссе о Юрии Михайлови...
Эссе содержит основные этапы формирования крупнейшего ученого-филолога Юрия Мих...
№08
(376)
22.09.2020
Образование
Журналистиковедение и научно-образовательные школы журналистики
(№8 [376] 22.09.2020)
Автор: Владимир Тулупов
Владимир Тулупов

В свое время в рамках обсуждения теоретических проблем массовой коммуникации было высказано мнение, что «за долгие годы исследований в области журналистики ученые так и не смогли выработать единое определение науки и достичь понимания ее предмета» [1]. Автор придерживается противоположной точки зрения, считая, что онтологическое поле теории журналистики давно сформировано, и анализ различных подходов к определению нашей науки [2] дает основание сформулировать вполне корректную дефиницию:

теория журналистики, или журналистиковедение, – это наука о массово-информационной деятельности, имеющая интердисциплинарный характер, объединяющая усилия филологов и историков, философов и психологов, социологов и политологов, правоведов и экономистов и др.

Методы и формы исследования, исследовательский инструментарий в теории журналистики также описаны и успешно применяются, хотя категориальный и понятийный аппарат все еще уточняется [3], что связано с многофакторностью объекта исследования –  постоянно обновляемой журналистики. 

Почему же периодически возникают сомнения в отношении журналистики как объекта научного исследования? Неужели это связано с тем, что теоретики журналистики имеют дело с трудно уловимыми «материями» – социальной психологией (обыденно-практический уровень) и идеологией (научно-теоретический уровень), а, главное, со специфическим родом общественного сознания – массовым сознанием, которое составляют идеи, суждения, представления, иллюзии, чувства, настроения и т.п.?  Да, объективная сложность наших исследований связана с тем, что ученые постигают и описывают не статичные, а продолжающиеся и порой непредсказуемые процессы: то же общественное мнение под влиянием СМИ может мгновенно поменяться. Но те же «объективные преграды» приходится преодолевать и социологам, и политологам, и другим представителям гуманитарного знания. Хотя в нашем случае, видимо, сказывается еще одно обстоятельство: журналистиковед имеет дело с социальными объектами, с обществом (героями, аудиторией), где действуют субъекты, люди, наделенные сознанием, морально-этическими установками. При этом исследователь, призванный к объективности, находясь внутри общества, не может не испытывать влияния на его позицию и оценки окружающего социума, общепринятых и личностных ценностных ориентаций.  Таким образом, теория журналистики, в отличие от наук естественно-научного направления, где субъект познания имеет дело с относительно «чистыми» объектами, опирается на социальное познание, и у нее свой сложнейший объект исследования – сущность многофакторного и текучего процесса функционирования постоянно обновляемой социальной информации. 

Еще одна проблема, возникшая в связи с обновлением законодательства о печати, по сути, узаконившего статус журналистики как особой отрасли, входящей в рыночное поле. И поскольку она, помимо информационной, социально-организаторской, культурно-просветительской, рекреативной, реализует и рекламно-справочную функцию, нередко происходит сознательная или бессознательная подмена журналистики некой коммерческой информационной  деятельностью во исполнение политического или бизнес-заказа. Исследователям непросто выделять из потока массовой информации классические журналистские тексты, тем более что они могут производить рекламные и PR-эффекты.

Следует различать журналистику как вид духовно-практической деятельности, как особый род литературы, в котором выделяется основной поток информации – публицистика, и теория журналистики, наука о журналистике, планомерно и систематически фиксирующая процесс отражения медиапрактиками фактов текущей действительности, отмечаящая тенденции, выявляющая закономерности и рождающая новое знание, истинность которого логически обосновывается. При этом важны как эмпирические, ориентированные на явления, так и теоретические исследования, ориентированные на сущность. В первом случае ученые отдают предпочтение таким методам исследования, как наблюдение, эксперимент, во втором – системный подход, идеализация и т. п. «Эмпирики» нацелены на эмпирические факты, классификации, эмпирические законы, «теоретики» – на законы, раскрытие существенных связей и теории. Например, сегодня, с вступлением в «эпоху компьютеров и интернета» мы должны пережить этап обобщения и классификации эмпирических фактов, связанных с освоением новых жанровых форм, которые диктует конвергентный подход.

Автор также не согласен с мнением, что интердисциплинарный характер отечественной теории журналистики лишь декларируется, – в качестве доказательства достаточно перечислить существующие научные направления: история журналистики [4]; функциональный стиль массовой коммуникации [5]; поэтика публицистика [6]; психология журналистики [7]; социология журналистики [8]; типология СМИ [9];  медиадизайн [10]; медиаэкономика [11] и др. При этом в теории журналистики есть как лакуны (например, практически не исследована история журналистики ХХ в.; история журналистики все еще представлена как история журналистики двух столиц), так и перекосы (например,  учеными практически забыта поэтика публицистики; мало диссертаций и монографий, посвященных проблематике СМИ; важно изучать новые медиа и современные технологии, но нельзя ограничиваться лишь «технологическим» аспектом).

Своеобразным итогом работы, проделанной медиатеоретиками в ХХ веке, стала книга Е. П. Прохорова «Исследуя журналистику», в которой знаменитый отечественный ученый рассмотрел всю совокупность методологических проблем исследования журналистики. На основе представления о сущности и задачах изучения журналистики и типов исследований он охарактеризовал совокупность используемых методов и методик, а также процесс научного исследования в целом [12]. 

Специальность 10.01.10 «Журналистика»  представлена  в политических и филологических науках: в первой отрасли паспорт специальности включает 15 направлений, связанных с функционированием журналистики в системе информационной политики, во второй – 60 направлений, связанных с исследованием журналистики как информационного, культурологического и творческого феномена, как системы СМИ и т.д. В первом случае проводятся политологические исследования, объектом которых выступают информационная среда, информационные процессы, обеспечение и управление информационной деятельностью, журналистика и политическая власть; во втором – содержанием специальности являются история, теория и практика журналистики.

 Понятно, что включение журналистики в номенклатурный список научных работников, например, подотрасли «Литературоведение» конкретизирует, но сужает возможности исследователей, и, видимо, неслучайно который уже год дискутируется идея о переименовании данной научной специальности – например, в коммуникативистику. Останавливает, видимо, то, что слишком широкими и не привязанными к социальным сферам становятся направления исследований. Тем более, что у теории журналистики определен свой объект познания.

Один из научно-методологических семинаров, проходивший на факультете журналистики Московского государственного университета поставил серьезные дискуссионные вопросы: «Отечественный и зарубежный пути теоретизации медиа: факторы национального своеобразия отечественной медиатеории», «Теория журналистики и теория медиа: части целого или самостоятельные явления?», «Фундаментальность медиатеории: природа и сущностные основания», «Системность теории медиа: перспектива на будущее». Отвечая на них, следует заметить, что национальное своеобразие отечественной теории журналистики связано с национальным своеобразием нашей прессы, которая, с одной стороны, возникла как государственная подцензурная деятельность, а с другой стороны – получила развитие в эпоху «персонального журнализма» и «художественной публицистики». В истории российской журналистики среди редакторов, памфлетистов, очеркистов, репортеров значатся имена  лучших отечественных писателей. Особая журналистика сформировала особую аудиторию «самой читающей страны».

Если в категориальном аппарате журналистики одним из основных понятий является понятие «средства массовой информации», то медиа опираются на понятие «средства массовой коммуникации», т.е. «медиа», с одной стороны, шире журналистики, с другой – отражают скорее технологический аспект информационных процессов.

Отечественная теория журналистики складывалась на протяжении всего прошлого века, опираясь на мощный историко-филологический ствол. При этом представители московской, ленинградской, свердловской, ростовской, воронежской и других школ развивали различные направления: исторический, социологический, психологический, профессионально-творческий, типологический, экономический и др. Назвать имена всех тех, кто внес существенный вклад в отечественное журналистиковедение, непросто – перечислим лишь некоторых из тех, кто стоял у его истоков: А. Ф. Бережной,  В. Г. Березина, Г.А. Гуковский, С. М. Гуревич, В. Е. Евгеньев-Максимов, Б. И. Есин, А. В. Западов, Я. Н. Засурский, В. Д. Пельт, Е. И. Пронин, Е. П. Прохоров, В. В. Ученова. Труды этих и других ученых отличало сочетание фундаментальных и прикладных подходов, и наличие научных направлений, о которых упоминалось выше, как раз отвечает принципу системности, взятому на вооружение учеными, развивающими российскую теорию журналистики. 

* * *

Профессор Санкт-Петербургского университета С. Г. Корконосенко, говоря  о существовании организационной среды для формирования научно-образовательных школ, многолетних традиций и мощного кадрового ресурса, с опорой на которые ведутся теоретико-журналистские поиски, и справедливо  считая это явление интеллектуальной жизни заслуживающим подробного описания и специального исследования, среди нескольких центров подготовки медиаспециалистов  назвал и Воронеж [13]. Действительно, Воронежская научно-образовательная школа журналистики, ведущая свою историю с конца 1950-х гг., соответствует всем критериям, по которым определяется существование и развитие подобной школы [14, 15] (заметим в скобках, что понятия «научно-образовательная школа» и «научно-педагогическая школа» синонимичны, но автор предпочитает первый по причине трактовки образования как универсального процесса: например, медиаобразование может включать в себя не только профессиональное, но и массовое журналистское обучение, чем также уже более 30 лет активно занимаются воронежские ученые и педагоги). Налицо многолетняя подготовка журналистов силами устойчивого профессионального коллектива педагогов, ведомого известными учеными, проводящими научные и научно-методические исследования, а также создающими учебно-методическую базу в виде учебников, учебных пособий и программ, предназначенных для обучения значительного контингента студентов на всех уровнях (специалитет, бакалавриат, магистратура, аспирантура) и в различных формах (очное, заочное) высшего университетского образования.

С 1974 г. на факультете журналистики Воронежского государственного университета работает аспирантура, с 2003 г. – Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций Д.212.038.18 (защищено более 100 кандидатских и около 20 докторских диссертаций). С 1991 г. ежегодно проводится Международная научно-практическая конференция «Проблемы массовой коммуникации», с 2000 г. – Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Журналистика, реклама, связи с общественностью: новые подходы», с 2016 г. – журналистская секция Рождественских чтений, с 2020 г. – Международная научно-практическая конференция «Журналистика и география». В рамках Академии наук региональной печати России действует Лаборатория региональной журналистики, работающая над «Энциклопедией воронежской журналистики» (от 4 до 5 тысяч статей) и выпускающая специальные бюллетени по истории отечественной журналистики. С 1996 г. выходит научно-практический альманах «Акценты. Новое в массовой коммуникации», с 2004 г. – серия «Филология. Журналистика» научного журнала «Вестник Воронежского государственного университета» (включена в перечень ВАК РФ), а также несколько продолжающихся периодических изданий, научные монографии, учебные пособия и др.

ВГУ реализует все направления высшего образования УГСН 42.00.00 «Средства массовой информации и библиотечное дело»: 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью», 42.03.02 «Журналистика», 42.03.04 «Телевидение» и 42.03.05 «Медиакоммуникации» – на факультете журналистики, 42.03.03 «Издательское дело» – на филологическом факультете. В течение 20 лет факультет журналистики ВГУ возглавляет региональную секцию Центральной и Центрально-Черноземной России Научно-методического совета по журналистике, проводя ежегодные заседания и выпуская сборник научно-методических материалов «УМО-регион».

Профессор С. Г. Корконосенко справедливо отмечает специфику развития теоретико-журналистской мысли в России, происходящей не в научных институтах, а в вузах при «неразрывном единстве с образовательной подготовкой студентов, а следом затем с профессиональной деятельностью выпускников» [16, с. 197]. Поэтому к обязательному признаку НОШ журналистики, на наш взгляд, следует отнести также наличие разветвленной системы учебных СМИ (в ВГУ – газеты «Третий глаз» и «Сорок-А», радио «Навигатор», лаборатория учебного ТВ, городской студенческий интернет-портал «5 сов»), проведение профессиональных конкурсов (фестиваль-конкурс «Жизнь в творческом полете») [17, 18] и профориентационную работу. На факультете журналистики ВГУ в течение 30 лет работает «Воскресная школа журналистов» (для одиннадцатиклассников), более 10 лет – «Школа юных журналистов» (для учащихся 8–10 классов). Проводятся конференции Научного общества учащихся, региональная олимпиада старшеклассников по журналистике в форме телеконкурса «Проходной балл», областной фестиваль школьной и студенческой прессы. Отсюда – значительный контингент слушателей на факультете, на котором ежегодно, включая студентов специальности «Военная журналистика», обучается более тысячи юношей и девушек на очном и заочном отделениях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

Преподаватели и студенты факультета принимают активное участие в культурной жизни Воронежа и Воронежской области [19]. К примеру, в исследовании культурной среды столицы ЦЧР «Воронежский пульс»; в информационной и организационной поддержке ставшего уже знаменитым Платоновского фестиваля; в презентации представителей университетского сообщества, журналистов, издателей, поэтов, художников, актеров, архитекторов, фотографов в рамках телевизионной передачи «Встречи на журфаке», которой уже более десяти лет; в выпуске альманаха «Университетская площадь»; в проведении медиафестивалей и конкурсов журналистов и др. 

Литература

1. Коротков А.В. Журналистика как наука: от предметной области к преподаванию / А.В. Коротков, О.А. Шамина. – // Вестник МГИМО-Университета. – 2011 – № 1 (16). – https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnalistika-kak-nauka-ot-predmetnoy-oblastik-prepodavaniyu (дата обращения 20.09.2020).

2. Вартанова Е. Л. Теория СМИ. Актуальные вопросы / Е. Л. Вартанова. –  Москва, 2009; Демина И.Н. Синергетика и теория журналистики / И.Н. Демина, М.В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. – 2016. – Т. 5. – № 1. – С.14-28; Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики / С.Г. Корконосенко. – Санкт-Петербург, 1995, 2003; Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики / Е. П. Прохоров. – Москва, 2022.

3. См.: Свитич Л.Г. Миссия журналистики: поле понятий и терминов /Л. Г. Свитич // Вопросы теории и практики журналистики. – 2013. – № 3. – https://istina.msu.ru/publications/article/3518679/ (дата обращения: 5.10.2017).

4. Ахмадулин Е.В. История отечественной журналистики ХХ века /   Е.В. Ахмадулин, Р.П. Овсепян. – Ростов-на-Дону, 2008; Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917) / Б.И. Есин. – Москва, 2000; История русской журналистики XVIII XIX веков / Под ред. Л.П. Громовой. – Санкт-Петербург, 2003; История русской журналистики XVIII XIX веков / Под ред. А.В. Западова. – Санкт-Петербург, 1973.

5. Кривенко Б.В. Язык массовой коммуникации: лексико-семиотический аспект / Б. В. Кривенко. – Воронеж, 1993; Язык массовой и межличностной коммуникации. – Москва, 2007. 

6. Пельт В.Д. Дифференциация жанров газетной публицистики / В. Д. Пельт. – Москва, 1984; Социальная практика и журналистский текст. – Москва, 1992; Стюфляева М.И. Поэтика публицистики / М.И. Стюфляева. – Воронеж, 1975; Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики / М.И. Стюфляева. – Москва, 1982; Тертычный А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. – Москва, 2000.

7. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации / Н.Н. Богомолова. – Москва, 2008; Олешко В.Ф. Психология журналистики / В.Ф. Олешко. – Санкт-Петербург, 2006; Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества / Е.Е. Пронина. – Москва, 2003.

8. Фомичева И.Д. Социология СМИ / И.Д. Фомичева. – Москва, 2007; Социология журналистики  / Под ред. С.Г. Корконосенко. – Москва, 2004;
Социология журналистики  / Под ред. Е.П. Прохорова. – Москва, 1981. 

9. Акопов А.И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика / А.И. Акопов. – Ростов-на-Дону, 2002; Система средств массовой информации России / Под. ред. Я.Н. Засурского. – Москва, 2001; Шкондин М.В. Основы организации системы печати в СССР / М.В. Шкондин. – Москва, 1979; Шкондин М. В. Система средств массовой информации и пропаганды в СССР / М.В. Шкондин. – Москва, 1986.

10. Волкова В.В. Специфика медиадизайна / В.В. Волкова // Вестник МГУ. – 2014. – № 4. – С. 5-21; Галкин С.И. Техника и технология СМИ: Художественное конструирование газеты и журнала/ С.И. Галкин. – Москва, 2005; Киселев А.П. История оформления русской газеты (1702-1917 гг.) / А. П. Киселев. – Москва, 1990; Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама / В.В. Тулупов.  – Воронеж, 2001.

11. Иваницкий В.Л. Модернизация журналистики: методологический этюд / В.Л. Иваницкий. Москва, 2010; Основы медиабизнеса / Под ред. Е. Л. Вартановой. – Москва, 2009; Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты / В.В. Тулупов. – Воронеж, 2000.

12. Прохоров Е.П. Исследуя журналистику / Е.П. Прохоров. Москва, 2005.

13. Корконосенко С.Г. К исследованию научно-образовательных школ в России / С.Г. Корконосенко.URL: https://www.researchgate.net/publication/335082836_K_issledovaniu

_naucno-obrazovatelnyh_skol_zurnalistiki_v_Rossii (дата обращения 20.09.2020).

 14. Корконосенко С. Г. Научно-образовательные школы и профессиональные идеологии в российской журналистике / С. Г. Корконосенко // Журналистика в 2016 году: творчество, профессия, индустрия : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. – Москва : МедиаМир ; Ф-т журналистики Московского гос. ун-та, 2017. – С. 419–420.

15. Хубецова З. Ф. Российские научно-образовательные школы журналистики как часть мирового научного и образовательного процесса / З. Ф. Хубецова // Вестник СПбГУ. Сер. : Язык и литература. – 2018. – Т. 15, Вып. 2. – С. 312–326.

16. Корконосенко С. Г. Школы журналистики в России : национальные приоритеты / С. Г. Корконосенко // Стратегические ориентиры развития высшей школы. – Москва : РУСАЙНС, 2019. – С. 194–203.

17. Тулупов В. В. О медиафестивалях и конкурсах журналистов, рекламистов и пиарменов / В. В. Тулупов // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – Воронеж, 2018. – № 3-4. – С. 3–5.

18. Тулупов В. В. Фестиваль как праздник и учебный метод / В. В. Тулупов // Международная научно-методическая конференция заведующих кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью, дизайна и смежных направлений. Сборник материалов. – Москва :  Экон-Информ, 2018. – С. 193–196.

19. Тулупов В. В. Научно-педагогическая школа журналистики как центр культурного пространства региона / В. В. Тулупов // Медиа в современном мире. Петербургские чтения. – URL: https://smif.spbu.ru/56-zhurnalistika-kak-institut-kultury-xxi-veka.html (дата обращения: 20.09.2020).

________________________

© Тулупов Владимир Васильевич

 

Шест ему в руки. Фантастический рекорд
Рассказ о том, как был побит великий рекорд великого чемпиона по прыжкам с шестом Сергея Бубки, который продер...
Мир в фотографиях из соцсетей
Подборка фотографий из соцсетей, в основном, твиттера и фейсбука за август-сентябрь 2020
Журналистиковедение и научно-образовательные школы журналистики | Владимир Тулупов
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum