|
|
|
![]() ![]()
Вторая победа
Фонтан "Самсон" - главный фонтан Большого каскада Петергофа. Он был установлен в 1735 году в ознаменование 25-летия победы русской армии над Шведскими захватчиками под Полтавой. Фигура Самсона, раздирающего пасть льва, находящаяся в центре фонтана, - аллегория победы. Скульптура создана Карлом Растрелли. Во время Великой Отечественной войны Петергоф был занят немецкими войсками, и "Самсон, раздирающий пасть льву" бесследно исчез. Фонтан-монумент восстанавливали по довоенным фотографиям под руководством скульптора Симонова. Самсона хотели везти частями, но затем установили в полный рост в кузове автомобиля и повезли через город. Тысячи людей стали стремительно стекаться к Невскому проспекту. Такой стихийной демонстрации страна еще не знала. Скульптор, сидевший у подножия восстановленного колосса, плакал, глядя на ленинградцев, переживших блокаду, - изможденных, слабых, но счастливых… Не знал такого раньше Ленинград… Бежали люди толпами на Невский, куда вступил как будто на парад Самсон - могучий, пламенный и дерзкий. Его, уже убитого войной, вновь возродил из бронзы русский скульптор - пока еще без краски золотой он все ж блистал, залитый солнцем утра. И плакал мастер, на людей смотря, и люди вторили, рыданий не стесняясь, - Самсон, свободой вечною горя, плыл по Проспекту, в лужах отражаясь… То был победный, долгожданный ход, как крестный путь счастливого финала - голодный и измученный народ кричал, бежал, и места было мало… Самсона проводили в Петергоф, забыв на миг про боли и про беды. И вновь воздвигнут памятник Петров - ожил фонтаном, празднуя Победу! Футбол как отражение жизни Магнит глобального масштаба, биологический мотив, инстинкт, потребность и отрада… Самолюбив, честолюбив! Награда смелым, горделивым, трудолюбивым, терпеливым, сметливым, в меру шаловливым, ну и, конечно же, счастливым, орущим во все горло: "Гол!!!" - Его величество Футбол. Как в малой капле живо море, так в этой праздничной игре характер нации - поспорим! - все ж отражается вполне. Одни логичны и упорны, другие яростно моторны, и артистичны, и проворны, а третьи лучшие бесспорно во всем, и тренер их - орел! Все это, граждане, - Футбол! Такое странное явленье: бумага-лакмус, реактив… Всех черт прекрасных проявленье и безобразный негатив… Он - будто разум коллективный, бурливый или неактивный… Игра? Согласен. Но не только… Падений, взлетов, жизней сколько пересчитал, перемолол Его трагичество Футбол! Не новой кажется нам мысль: Футбол - судьба. Да просто - жизнь… * * * Уходит человек, и часть любви уходит, И этот скорбный плач, конечно же, о вас: Чем ближе были вы, тем искреннее слезы, Но слово "навсегда" придет не в этот раз. Оно настигнет всех - так ясно и так грозно, Что хочется сказать заранее - удержись! И - к каждому придет. Да, рано или поздно. Возможно, через год, возможно, через жизнь… * * * Май веселый, синеглазый - Город весь в цвету! Вспомни милые проказы, Вспомни ночку ту… Май рябины и сирени Запахом манит. В памяти - событья-тени, А душа дрожит… Далеко еще до зноя, Ласков ветерок. И не хочется покоя У семи дорог… На семи холмах встречались, На семи ветрах, Первым ливнем умывались Под веселье птах. Помнится пичужек стая, Месяц, день и час… Хорошо нам было в мае, Хорош ль сейчас? * * * Когда больших талантов нет и в жизни не было побед, когда трудиться не горазд, а славы хочется… Как раз для тайного величия помогут два отличия: во всем всегда умеренность, в самом себе уверенность. Таких немало - резвых, рассудочных и трезвых. * * * Вот слово "был" - глагол совсем обычный, в прошедшем времени употреблен, и вроде смысл несет в себе привычный: мол, видел, знал, участвовал… Но в нем еще таится грусть, уже хозяйка - вечность, что в памяти твоей разбудит иногда родные голоса и переклик сердечный, дороги и поля, чужие города… * * * В бетонно-каменных темницах что чаще человеку снится? Вода, деревья, небо, птицы и бег - из детства - колесницы… Проснувшись, хочет вновь забыться и в сон вторично погрузиться, где отражением водица играет, плещется, искрится. Пьет и не может все напиться… Криница вечностью струится… В начале девяностых... Петрович был немного пьян, и, может, потому цедил презрительно слова и сплевывал во тьму… Мы на крылечке с ним вдвоем сидели, и вино уже закончилось, но хмель командовал давно: «Моя работа – не твоя: физический напряг! Я вкалываю, как шахтер, – весь в жилах, как бурлак… А ты, гляди-ка, тяжелей пера не поднимал – костюмчик, галстучек, очки… А тут сплошной аврал! Завод – не школа, за день так намаешься… Бензин, мазут, солярка, солидол… Спасенье – магазин…» И я молчал, ну что сказать Петровичу в ответ? Что, мол, и я верчусь, как черт, и что здоровья нет, что и учитель устает, а денег ни хрена, что дети трудные пошли – работа, как война?.. И я молчал, я знал: завод уже давно не тот, да что там, повернули так, что стал завод банкрот… Сидит Петрович на крыльце и топит злость свою в винце… * * * Я иду на почту, чую: обхамят - переводик срочный выдать не хотят… Как стена Берлинская, серый плексиглас, в крохотном окошке - ох, недобрый глаз… Я иду в сберкассу, но и там она: перевертыш, что ли, или сатана?.. Я иду в больницу - чур меня: сидит! Злая, неприступная баба-монолит. В мастерской, в трамвае - в юбках и штанах - маленькие люди позабыли страх, то ль за то, что предок батогами бит, нынешний Акаккий, как умеет, мстит… То ль за то, что денег нету ни шиша - только точит зависть сердце малыша… Я ж не крал шинели, писарь дорогой, я ж еще со школы за тебя горой, я ж тебя со сцены даже воспевал, сострадал и плакал… И каков финал? Мой далекий пращур был отнюдь не граф - на кого ж ты злишься, новый Полиграф? Черные одежды, брита голова - новая эпоха, новая глава… * * * Опять противно капает из крана и трубы вызывающе гудят - вот почему встаю я очень рано (к тому ж суставы старые болят). Включаю телек, и просторы дома расширились: несчастный Орлеан привлек внимание (пусть спит супруга Тома) - я за семью! Бьюсь со стихией там! Меня за ногу прихватила кошка: она - проглот, она все время жрет… Что с потеплением глобальным? Из окошка как будто из саванны жаром прет… Отклеились обои - надо, надо давно уж сделать в комнате ремонт! Но вот же сообщили, что Бен Ладен опять всем гадит… Все! Иду на фронт! Сносилась обувь и часы не ходят - найти бы время и отдать в почин… Но мне же в Латвию, где русских бьют, и вроде там не хватает нашенских мужчин. В мешке - в кладовке - проросла картошка, компоты не закручены… Жена ворчит. Но я ж, как пахарь с сошкой, тружусь на ниве общества. Цена моих забот о мире без корысти и в сердце боль, и нервы - никуда… Но я в строю! И верьте, журналисты: Но пассаран! Навеки! Навсегда! * * * Чем выше, тем меньше деталей - растерян взыскующий взгляд… Детали не важными стали - их нам замечать не велят… Чем дальше, тем меньше щербинок, не видно ни рытвин, ни ям, не видно соринок, морщинок, оврагов и лысых полян… Исчезли иссохшие речки, пропали из виду дома, что дымом чадящим из печек сводили природу с ума… Взлетели… И будней напасти растаяли. Шар голубой кружится…И мелкие страсти - страстишки - исчезли… Домой? "Домой!" - закричало сознанье, "Домой!" - застонала душа. "Туда, к моему безобразью, верните!" - рыдала, дрожа. И трудно найти объясненье, и трудно разумным понять, как радостно хлябью осенней идти и свободно дышать… Я знаю, я вижу: из сора, из пыли веков - бытия, но вдруг нарождаются споры, и - шествует жизнь! Не моя… * * * Тонконогий и кудрявый скачет полем жеребенок, видно, мнимая свобода обуяла стригунка… Но как будто вскрикнул "Мама!" - ведь еще совсем ребенок, ведь еще не знает воли, ведь молочный он пока… Постоял малыш и круто повернул - тропинка к дому, к яслям, к сену, к глыбе соли потянула, и опять рядом с красной кобылицей по дороге по над Доном он гарцует наш беспечный - разве можно устоять?.. Разве можно быть спокойным, если запахом полыни и волнением ковыльным переполнен?!.. И кнута тот малыш еще не знает… Ни тревоги, ни унынья, ни поводьев, ни уздечки, ни седла, ни хомута… * * * Шестидесятые далекие - Такие книжные, глубокие. Теперь я вижу - настоящие, И потому к себе манящие. Шестидесятые наивные - Еще сугубо коллективные, Но вовсе пафосно не пошлые, Теперь записанные в прошлое… Шестидесятые упрямые: "Всегда вперед и только прямо!", Но вовсе вы не черно-белые, Сентиментальные и смелые. Шестидесятые поющие, Негромко нас к себе зовущие. По-прежнему животворящие, Нас берегущие, хранящие… * * * Всему всегда своя цена, и каждый выбирает цену… Цена сначала не видна, но дайте срок - придет на сцену и холодно предъявит счет, назвав все пункты из бюджета. Внезапно явится - и вот ты узнаешь: кредита нету… И эта, главная, цена не выражается деньгами - лишь судьбы требует она. Мы ж судьбы выбираем сами: ты все поставил на тельца? Поскреб, увидел - позолота?.. Ты обманулся!.. Мудреца высмеивал, ведь он работу души и сердца воспевал, а это ценится не очень - все ждут немедленных похвал, наград и денег, между прочим… Всему всегда своя цена, и каждый выбирает цену… Всему всегда одна цена, не подлежащая обмену. |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|