Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Посткоронавирусный социальный синдром: регулируемый капитализм и кризис дем...
В статье изложены представления автора о том, какими будут социально-экономическ...
№06
(374)
23.05.2020
Естествознание
ELPIT-2005: экология глазами инженеров
(№17 [119] 01.11.2005)
Автор: Николай Зорков
Логотип конференции --- Нажмите, чтобы увеличить.
В экологии сегодня существует множество направлений: есть биологи, есть экономисты, подсчитывающие экономические ущербы от загрязнений или потребления ресурсов, есть законодатели (администраторы), разрабатывающие экологические законы и нормы. Но ведь есть и инженеры, технари, которые проектируют устройства по очистке сточных вод или, скажем, глушители шума. Их разработки, будучи внедренными в производство, уже сейчас борются с экологическими угрозами «на корню» – минимизируя промышленно-транспортные загрязнения. О том, какой круг проблем решает инженерная экология, можно судить по работе второй международной научно-техническую конференции «Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов» ELPIT-2005, проходившей 22-25 сентября в Тольяттинском государственном университете.

Баннер с английской аббревиатурой ELPIT, встречавший гостей у входа в Тольяттинский университет, постепенно становится своеобразным знаком качества, т.к. несмотря на молодость, ELPIT стремительно набирает известность в научных кругах. По сравнению с первой конференцией, которая прошла в 2003 году, резко расширилась география участников: присутствовали специалисты из Италии, Польши, Латвии, Дании, Франции, Германии и Казахстана. Кроме того, заочное участие в работе конференции приняли представители Украины, Белоруссии, США и ЮАР.

Не остались в стороне и наши известные российские ученые: достаточно сказать, что с докладами выступили 25 профессоров. Нет смысла перечислять всех, но хотелось бы отметить присутствие Н.И. Иванова, зав. кафедрой Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ», Ю.В. Трофименко, д.т.н., профессор, из Московского автодорожного института, И.Г. Кобзаря, заслуженного эколога России, д.т.н., из Димитровградского НИИ атомных реакторов. Что говорить, был даже доктор географических наук А.Я. Якобсон (что символично, представлял он Иркутск – один из самых географически удаленных городов среди принявших участие в конференции).
Секционные доклады --- Нажмите, чтобы увеличить.
Секционные доклады


Было прислано более трехсот работ, об их высоком уровне говорит хотя бы тот факт, что сборник трудов конференции был издан в качестве специального выпуска «Известий Самарского научного центра РАН», академического издания, входящего в список ВАК. Интересных докладов хватило бы не на одну такую конференцию: в итоге, информационно-насыщенными получились как пленарное заседание, так и заседания во всех 6 секциях.

Особое внимание участники конференции уделили проблеме энергетических загрязнений, таких как шум, электромагнитные поля, инфразвук, ионизация. Так, большая часть иностранных гостей делали доклады по проблеме акустических загрязнений. Такое внимание к данной теме, с одной стороны, обусловлено «местом проведения» – в Тольяттинском государственном университете создана отдельная «Лаборатория виброакустики, экологии и безопасности жизнедеятельности» – НИЛ-9, которая занимается, в основном, энергетическими загрязнениями. Лаборатория выиграла двухмиллионный грант Министерства образования и науки по развитию научного потенциала высшей школы и в данный момент осуществляет исследования по этому гранту.

Вторая причина того, что проблемы энергетических загрязнений получили столь широкое обсуждение, отражена в резюме конференции – энергетические загрязнения по своему воздействию приблизились к таким глобальным экологическим проблемам, как разрушение озонового слоя или кислотные дожди. В России, по данным, приведенным в докладе Н.И. Иванова «Проблема акустического загрязнения в Российской Федерации и пути его решения», около 35% населения проживают в условиях повышенного шума, около 20% сталкиваются с акустическими загрязнениями на работе, в условиях промышленного производства. Если прибавить сюда воздействие общественного транспорта, можно предположить, что примерно половина населения России страдает от повышенного шума. Причем акустические загрязнения – это не какая-то научная абстракция, результаты его вполне реальны. Так, по данным медиков, до 30% заболеваний горожан в той или иной степени являются следствием повышенного шума.

При этом шум имеет еще одну неприятную особенность: его санитарная зона (расстояние от источника загрязнения, на котором показатели приходят в норму) очень велика. Так, санитарная зона шума для автотранспорта – 600-1000 м, для железнодорожного транспорта – 1000-1500 м. Поэтому неслучайно, что в Европе всерьез занялись проблемой акустической безопасности, результатом чего стала стабилизация показателей шума в крупных городах (а в некоторых городах Франции наметилось даже их снижение). Россия в этом плане пока отстает, у нас наблюдается ежегодный рост шума в среднем на 1 дб.

Гости из Италии --- Нажмите, чтобы увеличить.
Гости из Италии
Были предметом обсуждения и другие любопытные данные: 75-80% шума производится автотранспортом и только 15% авиационным и железнодорожным транспортом, а также промышленными предприятиями. Естественно, что в таких условиях снижение автомобильного шума является очень важной задачей. С этой точки зрения интересной представляются разработки Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ». Традиционный способ борьбы с автомобильным шумом заключается в установке металлических экранов. У этого способа есть один недостаток, характерный для России: очень часто подобные металлические конструкции разбираются любителями цветмета или же становятся жертвами обыкновенного вандализма. Ученые из Санкт-Петербурга предложили альтернативное решение – использовать специальное шумогасящее дорожное покрытие. Его, с одной стороны, никуда не унесешь, с другой, появляется возможность попутно решить проблему некачественных дорог, столь актуальную для нас.

Гости из Ульяновска представили интересный доклад по мониторингу электромагнитных полей. Существующие санитарные нормы отдельно регламентируют допустимые показатели для радиочастот, для полей от ЛЭПов и т. д. Проблема заключается в том, что в случае одновременного воздействия разных электромагнитных полей воздействие на окружающую среду усиливается. Поэтому в докладе была предложена система комплексной (интегрированной) оценки электромагнитных полей.

В раках конференции также состоялась секция научных докладов аспирантов и студентов, и даже вышел отдельный сборник их трудов. Маститое жюри, в состав которого входили специалисты самых различных направлений (химического, биологического, педагогического, инженерного), по специальной анкете оценивало выступления молодых исследователей. В итоговой оценке учитывались как актуальность темы доклада, его научная значимость, оригинальность, так и культура выступления: соблюдение регламента, наличие и качество графической информации (слайды, таблицы), речь докладчика. Таким образом, организаторы попытались свести к минимуму субъективизм в оценке выступающих.

Среди студентов первые два места заняли представители Тольяттинского государственного университета - Наталья Алексеева и Мария Дегтярева (первокурсница, студентка новой, открывшейся в этом году специальности «инженер-эколог»). Третье место занял Андрей Рысаков из Волгоградского государственного технического университета. Тольяттинцы были на виду и в секции аспирантов, заняв усилиями Алексея Соболева и Лейлы Хамидулловой второе и третье места. Первое же место уверенно, с отрывом заняла аспирантка Ульяновского государственного технического университета Вита Козлова.

Этот отчет о конференции был бы неполным и даже в какой-то степени ущербным, если бы в нем не был упомянут научный руководитель конференции, профессор ТГУ, заведующий кафедрой машиноведения и инженерной экологии, к.т.н., академик МАНЭБ, Андрей Витальевич Васильев. Его энергия и целеустремленность позволили открыть в ТГУ набор на новую специальность «инженер-эколог», а научная работа А.В. Васильева была высоко оценена Министерством обороны, наградившим его нагрудным знаком «Главный маршал артиллерии». Вручение состоялось на открытии конференции. В сопроводительном письме отмечалось, что исследования А.В. Васильева служат интересам России в области экологического обеспечения запусков ракет.

Помимо этого, Андрей Витальевич – главный инициатор конференции, поэтому с вопросами мы обратились именно к нему.

– В ходе работы конференции приятно было замечать, что звучали доклады как с «академической» стороны, куда, разумеется, входят и представители ВУЗов, так и со стороны промышленных предприятий, чьи представители больше занимаются практическим внедрением природосберегающих технологий. Ставилась ли сознательно такая задача: объединить «теоретиков» и «практиков»?

– Такая задача, безусловно, ставилась. Именно поэтому мы решили в рамках конференции провести очередной тур ежегодной областной передвижной выставки «ЭкоЛидер-2005». На ней были представлены более ста экспонатов, представляли их более сорока организаций. Таким образом, мы попытались скрестить коня и трепетную лань или, как вы говорите, маститых «теоретиков» и «практиков». Возможно, это подхлестнет и тех, и других в решении актуальных экологических проблем: как глобальных, так и местных, городских. На конференции обсуждались ведь и конкретные, вполне «практические» проблемы: строительство нового завода в Васильевке (пригороде Тольятти), генплан развития Тольятти, деятельность экологических организаций города. В то же время были представлены и элитные, академические ученые – Геннадий Розенберг (директор института экологии Волжского бассейна РАН), были представлены разработки упоминавшейся лаборатории НИЛ-9: устройство по снижению шума, наддув двигателей и образовательный проект – открытие новой специальности.
Подведение итогов --- Нажмите, чтобы увеличить.
Подведение итогов


Были и доклады со стороны промышленных предприятий. С интереснейшим докладом об экологической политике ОАО «АВТОВАЗ» выступила Н.Р. Петрова начальник отдела охраны окружающей среды автозавода. Представители ЗАО «Куйбышевазот» рассказывали о том, как решаются проблемы экологии и безопасности на химических предприятиях. Были, конечно же, и другие доклады, были и бизнес-контакты, переговоры. Все это тоже, безусловно, один из итогов работы конференции.

– Конференция проводится всего второй раз, а у нее уже успели появиться определенные традиции: прогулка по Волге на теплоходе, посещение местного заповедника. Какова ценность подобных неформальных мероприятий для конференции?

– Да, в рамках конференции помимо официальной части состоялась также культурная программа, чтобы иногородние участники и гости из других стран могли познакомиться с нашей прекрасной, замечательной природой. По моему убеждению, лучше-то и нет в мире. Возможно, здешние красоты усилили желание наших гостей оберегать, защищать природу. Ведь посмотрите, были гости из ближайших областей: Ульяновской, Саратовской, Оренбургской. Мы же единый конгломерат, и проблемы у нас общие, поэтому одной из важнейших целей конференции стало налаживание региональных контактов. Допустим, Ульяновск загрязняет Волгу – все плывет к нам, но дальше-то мы загрязняем, и все это отправляется в Саратов. Может, не будем друг друга загрязнять? Может, сделаем все, что от нас зависит, чтобы сохранить для потомков то, чем мы восхищаемся сегодня?

– Один из Ваших докладов на конференции назывался «Инженер-эколог – профессия будущего». В этом году Ваша кафедра открыла набор на эту специальность. Почему все-таки так важно, с Вашей точки зрения, готовить специалистов этого профиля?

– Практика показывает, что загрязнения растут, несмотря ни на какие законодательные ограничения, несмотря на то, что экономисты насчитывают огромные ущербы. Соответственно растет спрос на инженеров, работающих в области экологии. Неслучайно на Западе эта специальность является одной из популярнейших. Я в прошлом году был в США, в штате Мичиган, и смог воочию в этом убедиться.

Возвращаясь к конференции, я хотел бы отметить работу студенческой секции. Надо было видеть, с каким интересом слушали студенты доклады, как горели их глаза. Чувствуется, что все это не прошло для них бесследно. Лично для меня, научного руководителя конференции, студенческая секция была даже важнее, чем пленарное заседание. Будущее-то за ними. И будущее, как выяснилось, неплохое.


В слова о хорошем будущем хочется верить, тем более что предпосылки для него закладываются уже сегодня. Ведь если конференция собирает более трехсот докладов, если удается соединить академический уровень теории и бизнес-контакты, то это говорит о готовности нашего общества решать актуальные экологические проблемы. Решать постепенно, но постоянно, – как и полагается настоящему инженеру.
___________________________
© Зорков Николай Николаевич
Мир в фотографиях из социальных сетей и фото наших авторов
Фотографии из социальных сетей периода публикаций в апреле-мае 2020 года и фото наших авторов.
Девять мер красоты. Путевой очерк
Очерк о поездке автора из Мельбурна через родной город Одессу в Израиль. Автор делится своими впечатлениями от...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum