Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
Мандалы. Изображения и комментарии-2
(№10 [388] 07.10.2021)
Автор: Галина Чевозерова
Галина  Чевозерова

В размышлениях о главном у людей возникают сомнения и затруднения. Что есть добро, счастье, свобода, справедливость, искренность, гармония? На Востоке принято важное знание зашифровывать в круговых мандалах. В переводе с санскрита «мандала» означает «круг». Это символы в замкнутой геометрической системе, содержащие сакральное схематическое изображение понятий. Так оно легче запоминается, лучше хранится и главное – всегда присутствует в тебе в виде яркого образа и потому быстро всплывает в памяти в нужные моменты. Вот я и нарисовала свое понимание главного. С чем и стараюсь жить. 

Продолжение. Начало см.  №7 (385) 01.07.2021

http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/w...;level1=main&level2=articles

В первую серию попали мандалы: Человек, Свобода, Любовь, Счастье, Добро, Красота, Гармония, Надежда, Доверие, Терпение, Развитие, Идея, Правда, Информация, Творчество. 

Комментарий к мандале «Взаимодействие»

Взаимное действие возможно лишь при наличии мотиваций сторон к нему. Нет мотиваций – нет взаимодействия (белый треугольник на рисунке). Любое же действие непременно имеет цели. Если они совпадают, то наблюдается гармоничное движение к общей цели всех взаимодействующих (темно-желтые и коричневые полосы на рисунке). Однако со временем цели участников совместного движения могут расходиться, что порождает дисгармонию (на рисунке - вейеры все более и более расходящихся векторов слева и справа). 

Конфликт возникает тогда, когда цели движения становятся противоположными, что изображено на рисунке противоположно направленными стрелками относительно центра как по вертикали, так и по горизонтали. Решение любого конфликта требует от участников выработки новых взаимоприемлемых целей, причем, непременно более высокого уровня, чем те, которые удовлетворяли их изначально. Именно поэтому конфликт как разрешенное противоречие становится источником развития: «За что нам так приятны неприятности? Да после них сияет небо ясности».

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Восприятие»

Восприятие – это отражение передаваемого содержания в воспринимающей системе. На рисунке слева направо показано, как постепенно происходит этот процесс. Линия треугольников – передающее содержание сторона. Прямые линии – воспринимающая. На первом этапе серая линия никак не отразила в себе бардовые треугольники. Со второй попытки удается запечатлеть в темно-розовой линии лишь один фрагмент содержания зеленых треугольников. Остальное остается пробелом или не воспринятой сутью. Третья – красная линия демонстрирует два усвоенных фрагмента передаваемой синими треугольниками информации. И так шаг за шагом постепенно происходит полное отражение треугольных структур в прямой линии. Синяя линия, в конце концов, полностью повторяет конфигурацию темно-розовых треугольников, то есть символизирует усвоенность воспринимаемого содержания. 

Постепенность, многоэтапность процесса восприятия типична и объясняется очевидной разницей качеств взаимодействующих систем. Так и наше взаимоотражение, взаимопонимание, как правило, - плод постоянной коммуникации, под которой понимается установление взаимосвязи с целью взаимопонимания. 

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Добросердечие»

Добросердечие – сердце, открытое к состраданию и альтруизму. Открытое сердце само живет в атмосфере покоя и уравновешенности (на рисунке голубое пространство), которые оно обрело посредством обуздания собственного ума и неустанного воспитания терпения. Это сердце, обличенное доверием. Оно не отгораживается от окружающей действительности, не ставит барьеров на пути восприятия, и в него легко проникает любая чужая боль и радость (на рисунке разноцветные стрелки). Оно способно распознать истоки самого беспросветного страдания и пролить свет на его природу, явив тем самым сострадание и альтруистическую готовность помочь (желтые лучи). 

Добросердечие, по сути дела, и есть счастье в его глубоком ощущении на ментальном уровне. 

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Изменение судьбы»

Необходимость союза разума и чувств, пожалуй, уже не требует доказательств. Знание без прочувствованного опыта просто мертво. В процессе же его превращения в практику оно проявляет свою силу: меняет и человека, и созидаемую им реальность. Эти изменения в свою очередь порождают новые эмоции, которые легко запоминаются человеком, накапливаются и постепенно становятся его внутренней сутью, его нажитой мудростью. В итоге она то и руководит всей физической и духовной жизнью личности. 

На рисунке слева разрушительные (черные) идеи закономерно порождают негативные (коричневые) эмоции, которые подпитывают все те же темные мысли, и в целом в процессе накопления чувственного опыта возникает тревожное (сумеречно-фиолетовое) бытие.

Но стоит просветлеть разуму и получить какое-то полезное (сиреневое) знание, как оно в своей практической реализации порождает яркие (красные) позитивные эмоции, постепенно проливая солнечный (желтый) свет и на всю жизнь. 

Недаром говорят: хорошо живет тот, кто хорошо думает. Добрая мысль – добрая эмоция – благостная жизнь. 

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Искренность»

Искренность – это определенное качество взаимодействия людей, которое характеризуется, в первую очередь, правдивостью: говорят то, что действительно думают и чувствуют, а делают то, что говорят. В таких взаимоотношениях нет противоречия между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека - и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему на словах. Радужный спектр эмоций (разноцветные ромбы внизу рисунка) адекватно предъявляется во внешних проявлениях (фигуры над ромбами того же цвета и формы). Такое же соответствие наблюдается во всех изображенных случаях. Ромбы светлых и темных тонов символизируют само отношение к человеку или его поступку, а соответствующие им по цвету и форме ромбы вокруг них отображают внешнее выражение  этого отношения. Синонимы искренности как раз и подбираются в соответствии с ее главной характеристикой: натуральность, неподдельность, непритворность, подлинность, правдивость, прямота, честность, чистосердечность. Неискренность же, напротив, называют фальшью, притворством, лживостью, лицемерием, криводушием, лукавством. 

Эмоционально для искренних отношений свойственны задушевность, сердечность, простодушие. Люди легко и спокойно смотрят друг другу в глаза, не мучаются при подборе слов из-за боязни быть непонятыми или обидеть. Неискренность же легко заметить по несоответствию произносимых слов мимике, жестам, интонации, которые обычно контролируются гораздо меньше, чем речь. Невербалка выдает то, что стараются скрыть. 

Искренность также предполагает открытость отношений, широту, откровенность, глубокое проникновение иногда вплоть до исповедальности. Стремление к искренности всегда похвально. Однако есть нравственная граница, за пределами которой искренность перестает быть добродетелью. Чувство такта удерживает от ее неуместного проявления, которое может свидетельствовать о нечуткости и даже откровенном эгоизме говорящего. Недаром говорят, что при всем желании быть правдивым иногда лучше промолчать. Белое пространство на рисунке отображает случаи, когда проявление искренности неуместно.

Неподдельные, сердечные, открытые и при том тактичные отношения – драгоценная награда за неустанную работу по их созданию и, пожалуй, лучшее, что вообще может сотворить человек.

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Необходимость и свобода»

«Узнав из опыта и рассуждения, что камень падает вниз, человек несомненно верит этому и во всех случаях ожидает исполнения узнанного им закона, - рассуждал  Л.Н. Толстой в эпилоге «Войны и мира». - Но узнав так же несомненно, что воля его подлежит законам, он не верит и не может верить этому…все стремления людей, все побуждения к жизни суть только стремления к увеличению свободы… Представить себе человека, не имеющего свободы, нельзя иначе, как лишенным жизни». 

Свобода предстает как непременное условие и источник движения на всех уровнях организации человеческой жизни. На рисунке - 12 сфер бытия человека (от центра): личность, семья, род, круг друзей, место работы, сообщество знакомых, жилье, место проживания, страна, планета, космос и Бог. Каждая сфера диктует свои необходимости (коричневые элементы рисунка), соответствующие правилам и законам их бытия. Но при всех надобностях неизбежно повсюду и всегда проявляется и свобода воли человека (желтые элементы рисунка), которую он будет защищать и стремиться увеличивать. Увеличивать в меру своих представлений о добре и зле, грехе и ответственности как уже собственных ограничителей. Свобода, а значит и жизнь, возможны лишь в рамках необходимостей. 

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Обузданный ум»

Обузданный ум – это результат развития интеллекта на трех уровнях. Первый называют поверхностным знанием. Это чтение книг, прослушивание лекций, получение новых знаний о мире из общения (на рисунке это внешний круг, символизирующий мозаичные представления о картине мира). На этом уровне происходит восприятие информации без подключения собственного логического осмысления. Именно поэтому такие знания быстро забываются.

Углубить знания – это значит провести собственный анализ разнообразной полученной когда-либо из разных источников информации (на рисунке это средний круг – коричнево-желтые круги логических построений). Для логического анализа нужен скептицизм, который порождает вопросы и побуждает искать ответы на них. К логическим размышлениям добавляется эксперимент как попытка использовать на практике полученные выводы. Такое исследование познающего делает знания более достоверными в его глазах, и переводит их на уровень убеждений.

Третий уровень развития интеллекта формируется тогда, когда человек привыкает регулярно применять свои убеждения в ежедневной практике. И тогда, стоит только хорошо подумать, как убеждения моментально порождают соответствующие им эмоции. Способность порождать таким образом только позитивные эмоции (на рисунке это внутренний круг уравновешенных зелено-оранжевых волн) и есть обузданность ума. Обузданный ум ведет нас к счастью, необузданный – к страданию.

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Представление о»

Представление о чем-либо  - это последовательный переход от ощущений к восприятию и слияние с ранее имеющимся знанием. Ощущения (нижняя фиолетово-розовая заштрихованная часть рисунка) возникают в сознании без непосредственного контакта с предметом, о котором формируется представление. Фиксируются лишь отдельные фрагменты целого. Возникающая при этом картина далее корректируется в многоступенчатом процессе непосредственного контакта с предметом (на рисунке это несколько последовательных линий: темно-желтая, синяя, ярко-розовая, светло-зеленая, красная, голубая, оранжевая). Возникает целостный образ, который затем и накладывается на ранее имеющиеся представления о предмете внимания (на рисунке это вертикальные темно-зеленая, бардовая, желтая, синяя и ярко-розовая полосы). Старые впечатления сливаются с новым восприятием (вертикальные светло-зеленая, красная, оранжевая, голубая и светло-розовая полосы). Так возникает представление о предмете, явлении, ситуации, процессе. Очевидно, что любые представления в значительной степени субъективны, отсюда и разное понимание мира у людей. Степень объективности возрастает лишь благодаря непосредственному восприятию. Чем оно более точно и регулярно, тем более адекватно представление о.

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Причинность»

Причинно-следственные связи весьма разнообразны. Внешний ряд - это последовательная однолинейная цепочка причин и следствий: причина порождает определенное следствие, которое в свою очередь становится причиной, порождающей новое следствие и т.д.. А если однолинейная цепь  делает круг, то она превращается в двулинейную причинную цепь с обратной связью, при которой последнее следствие оказывает как бы обратное влияние на первоначальную причину. 

Второй круг символизирует порождение той же первопричиной следствий, но уже в иных внешних условиях. И следствия эти могут быть совсем другими, в том и числе и противоположными друг другу по своей сути. На рисунке это изображено красными и зелеными полосами, расходящимися в противоположные стороны от изначальной причины. 

В третьем круге изображается реализация той же первоначальной причины в следствия, но уже опять в новых внешних условиях. И в этих условиях  первопричина может дать разветвляющуюся сеть следствий, что изображено в оранжевых и желтых лепестках, идущих из единого корня первопричины. При этом каждый лепесток может представлять собой не только отдельное следствие, но и целую причинную сеть и даже комплекс. На рисунке изображены трехслойные лепестки. Каждый слой (желтый или оранжевый) будучи одним из следствий разветвленной цепи одновременно представляет собой однолинейную и двулинейную цепочки с обратной связью. Все вместе это именуется причинной сетью. А, кроме того, каждый цветовой слой есть некая такая совокупность произведенных причиной следствий, которая в своей целостности может стать причиной появления следующего уровня следствий. Так закольцованная оранжевая полоса порождает желтую, которая образовав кольцо, дает возможность появиться оранжевой полосе и т.д.). Такой поэтажный прирост называют причинным комплексом. 

В четвертом – белом круге, первопричина попадает в такие условия, в которых она вообще может не дать никаких следствий, поскольку все ее порождающие свойства будут блокированы. 

Таковы разновидности детерминации.

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Самовыражение»

Человек, по утверждению К.Э. Циолковского, есть микромодель космоса. Он формируется из тех же атомов и веществ, что и весь окружающий его мир. Дело только в особой концентрации и композиции этих атомов. Как и весь космос, он подвержен постоянным изменениям, при которых составляющие его атомы могут входить и выходить из него в любое время. Именно это обстоятельство делает человека потенциально универсальным. Он всегда может стать тем, кем еще никогда не был. Такая непредопределенность человека от рождения делает его жизнь увлекательным процессом рождения самого себя. Этот бесконечный процесс и может быть назван самовыражением. А бесконечный он от невозможности полного, окончательного выражения постоянно меняющейся внутренней сути. 

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Самоутверждение»

По мере своего развития человек получает все больше знаний о мире, приобретает разнообразные навыки (на рисунке - увеличивающееся количество разноцветных спектров внутри кругов) и оказывается способным подниматься по ступеням совершенства с их все возрастающими требованиями (цветные блоки в левой стороне рисунка). Но по мере подъема с каждой новой покоренной ступенью соразмерно увеличивается степень ответственности (черно-белые блоки в правой стороне рисунка). Чем выше уровень самоутверждения, тем с большей ответственностью он сопрягается. 

Каждый человек стремится самоутвердиться, но многие останавливаются на этом пути не только из-за отсутствия необходимых знаний и навыков, но и из-за того, что не готовы взять на себя груз возрастающей ответственности.

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Справедливость»

Справедливость – это равное воздаяние за содеянное. Левая сторона рисунка изображает содеянное. В сером тоне – негативное. В ярких красках – позитивное созидание, которое творится в лучах данной на то равной для всех меры свободы. Правая часть рисунка – адекватное отражение левой: по делам вашим будет дадено вам. Желтые лучи славы озаряют благие результаты деяний.

Каждый фрагмент цветного рисунка разделен по диагонали. Одна часть символизирует созидание материальное, другая – духовное. Закон справедливого воздаяния распространяется на обе составные части целого результата, то есть воздаяние должно быть как материальным, так и духовным.

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Терпимость»

В физиологическом плане терпимость – это полное или частичное отсутствие иммунологической реакции на антигенное раздражение. Не реагирует организм на то, что не совпадает с ним, не вырабатывает антител. Явление нетипичное, из ряда вон выходящее, иногда ведущее к болезни. Терпимостью в духовном плане называют способность мириться с чем-либо, снисходительно принимать иные представления о жизни, с которыми так или иначе приходится взаимодействовать. Уже в детской песочнице можно заметить разную реакцию малышей на чужое вторжение: от злобной агрессии до полного непротивления. Известно, что крайности нежизнеспособны, ибо не сохраняют мира. Возникает вопрос: до какой же степени нужно мириться, чтобы не погубить себя и собственную душу, чтобы не навредить чужой душе и общему миру? 

В России в старину публичные дома называли домами терпимости, что при всем общественном осуждении свидетельствовало об известной степени приемлемости порока. Одновременно истории известны идейные, национальные и религиозные геноциды целых народов, осуществляемые под лозунгами борьбы за чистоту идею, нации, веры. К терпимости сегодня взывают люди нетрадиционной сексуальной ориентации. Совсем не просто найти общий язык между поколениями. По сути дела, идет война на всех фронтах человеческих отношений из-за совершенной порой неспособности принять то, что не совпадает с тобой, словно бы это несовпадающее как-то унижает тебя или умаляет твое право быть. Но ведь не умаляет же на самом деле! Равно как чрезмерная агрессивная защита не только не  защищает, но лишь увеличивает опасность для тебя же. Идея мирного сосуществования с разноликим миром не может быть реализована без постоянного осмысления не только своей, но и одновременно чужой безопасности и комфортности. Вот это осмысление, видимо, и есть терпимость.

Ее можно представить в образе цветка как символа мира и процветания. Каждый лепесток, сочлененный в соцветие, имеет особую форму и цвет. И ты спокойно (!) принимаешь его таким со всей его предисторией. При этом вполне сохраняешь свет собственной личности со своими представлениями о мире, ни мало не демонстрируя, однако, какого-либо превосходства над кем-либо. 

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Комментарий к мандале «Устойчивость» 

Устойчивость  - это характеристика как отдельных элементов, так и систем в целом. Устойчивость элемента обеспечивается его активным взаимодействием с другими элементами, которое становится возможным благодаря наличию у него разнообразных свойств. Желтый круг на рисунке может взаимодействовать только с тремя кругами, имеющими этот цвет. Желто-синий – только с четырьмя. И так далее по возрастающей:  чем больше свойств (круг в центре рисунка с широким спектром качеств), тем больше реальных и потенциальных связей. Черными линиями очерчены возможные союзы. Очевидно, что центральный элемент легко вписывается во все обозначенные зоны сотрудничества. Его устойчивость максимальна. При этом она не означает стабильности связей и их обязательную одномоментность. Это потенциальная вариативность, а не жесткая ограничивающая структурная вписанность. Потенциальная универсальность человека позволяет надеяться на большую устойчивость его бытия.

Устойчивость же системы обеспечивается многообразием связей ее универсальных элементов. 

Нажмите, чтобы увеличить.
 

________________________

©️ Чевозерова Галина Владимировна

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum