Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Наука и техника
Словенск – древняя столица Руси. К предыстории Великого Новгорода
(№12 [390] 07.12.2021)
Автор: Алексей Вагабов
Алексей  Вагабов

Цель данного исследования – показать истинный исторический возраст Новгорода, а также исторические корни княжеской новгородской династии и, следовательно, всей Руси.

 Это исследование опровергает принятое исторической наукой утверждение о том, что на Руси до призвания варягов не было государственности и славянских князей. 

Первое свидетельство, которое необходимо упомянуть – писание «Житие Св. Стефана Сурожского». В нём рассказывается о походе на Крым новгородского князя Бравлина. Стефан Сурожский родился около 700 г., а скончался в конце VIII века н.э. «По смерти же святого мало лет минуло, пришла рать великая русская из Новограда. Князь Бравлин, очень сильный, пленил всё от Корсуня и до Керчи. Подошёл с большой силой к Сурожу (современный город Судак), 10 дней бился зло там. И по истечении 10 дней Бравлин ворвался в город, разрушив железные ворота». После того, как Бравлин ворвался в храм Св.Софии и разграбил драгоценности, лежавшие у гроба святого, он был обездвижен какой-то болезнью. Затем к нему явился Стефан Сурожский, а точнее – его дух, и Бравлин поднялся после того, как отдал всё награбленное и принял христианство. О походе новгородского князя Баравлина на Сурож говорится в Новгородской летописи.

Известно, что набег Бравлина состоялся на рубеже 8 и 9 веков. Согласно исторической официальной науке, Новгорода тогда ещё не существовало (основан, согласно летописи, в 862 г.). То есть это свидетельство показывает Бравлина как настоящего словенского (новгородского) князя, представителя древней новгородской династии, о котором официальная наука умалчивает.

Иоакимовская летопись, которую в 19 веке нашёл русский историк Татищев сообщает, что на месте Новгорода (до него) существовал город Славенск. Он был основан Словеном, братом Скифа, прародителя скифов в очень отдалённые времена. Летопись упоминает некоторых князей, властвовавших в этом городе – Словен, Вандал, Избор, Владимир, Столпосвят, Буривой, Гостомысл. У Вандала были родичи Гардорик и Гунигар. Сам он был женат на варяжке Адвинде. 

 Иоакимовская летопись сообщает, что «после основания великого града князь Словен умер, а после него городом владели его сыновья и внуки много сотен лет, и был князь Вандал, владея славянами, ходил всюду на север, восток и запад, морем и землёю, воевал во многих землях на краю моря, и народы себе покоря, возвратился в град великий». У Вандала были сыновья Избор, Столпосвят и Владимир.

 Вандал собрал большое войско из славян, руси и чуди и во главе Гунигара и Гардорика отправил его на завоевания, однако завоевав многие земли, они не возвратились, и Вандал, разгневавшись на них отдал все завоёванные земли своим сыновьям.

Как свидетельствует Иоакимовская летопись, «После смерти Владимира и матери его Адвинды княжили сыновья его и внуки до Буривоя, который был девятым после Владимира, имена же этих восьми неведомы, как и их дела, разве что в песнях древних вспоминают».

Буривой вёл войны на севере – в Поморье с норманнами за Биармию (современная Коми). После серии побед он потерпел поражение и занял островной город на реке Кумень, где и скончался. 

Что касается времени царствования Вандала, то его можно определить, учитывая, что от Вандала до Буривоя прошло девять поколений или около 400-450 лет. Если Буривой правил в восьмом веке н.э., то Вандал мог править в четвёртом или пятом веке н.э. То есть время его правления совпадает с походами вандалов, имя которых он носил. Некоторые средневековые учёные полагали, что вандалы были славянами. Сейчас есть мнение, что этот народ был смешанным славяно-германским народом. 

Арабские источники – Истахри и Ибн-Хаукаль, восходящие к Аль-Балхи (около 920 г.) свидетельствуют, что на территории руссов существовала Славия (ас-Славийа) с центром в городе Салау (Слав) – наиболее удалённая группа руссов, вместе с Куйабой (Киевом) и Арсанией поддерживающая широкие международные торговые связи, в частности с мусульманским Востоком. В этом источнике упоминаются три основных государственных образования на Руси, но самое важное – упоминание города Салау, в котором можно узнать Славенск.

 Славия – одно из трёх государственных образований, сформировавших Киевскую Русь, она называлась так по имени Славенска. Если взять во внимание, что посольство к варягам о призвании на Русь варяжского князя отрядили словене, кривичи, меря и весь, то можно предположить, что именно эти племена входили в состав Славии и границы Славии можно определить по их расселению. На карте Идриси отмечен город Салау, который расположен рядом с Арсой (Арсанией). 

В «Сказании о Словене и Русе и городе Словенске» ведётся рассказ о переселении части жителей Скифии под предводительством Словена и Руса из областей около Чёрного моря. В нём сказано, что потомки Иафета в поисках новых земель покинули Скифию. Они странствовали по разным землям 14 лет, пока не пришли к озеру Мойско, как тогда называлось озеро Ильмень. 

Словен основал город к северу от озера, назвав его своим именем – Словенск. В «Сказании…» прямо говорится: «Словенск, который мы называем Великим Новгородом». Рус основал свой город к югу от озера Ильмень, ставший позднее Старой Руссой. 

 М.В. Ломоносов, пересказывая это сказание, пишет о том, что город Словенск дважды населялся славянами с Дуная. Один раз – после моровой язвы, опустошившей город, якобы за грехи его жителей, другой раз – после нашествия белых угров, истребивших жителей и разрушивших город. 

В обоих случаях в городе совсем не осталось жителей, а водились дикие звери. Узнав о разрушении и опустошении города, жители Скифии решили возродить землю предков. Земля заселялась выходцами с Дуная поскольку они – дунайские славяне были единоплеменниками словен ильменских. Дунайские славяне назывались склавинами и жили в 7 веке. То есть возможны связи между склавинами и ильменскими словенами, носивших одно и то же имя. А новое заселение Словенска имело место в 6- 7 веках.

 Хронист XII века Гельмольд,  в своей «Славянской хронике» пишет: «Там, где кончается Полония, мы приходим к обширнейшей стране тех славян, которые в древности вандалами, теперь же винитами, или винулами, называются». Гельмольд имеет в виду полабских славян.

В скандинавской «Саге о Тидреке Бернском» 13 века, известной также на Руси, говорится о Гертните, конунге из Новгорода, который завоевал обширные земли и разделил их между сыновьями и другими конунгами. Этот конунг мог быть конунгом Словенска. «У него было два сына от жены, старший звался Озантрикс, младший Вальдимар, а третий сын, которого он имел от наложницы, назывался Ильёй.» Король Гертнит царит над Русиландом, большей частью Греции и Венгрии и почти над всем востоком и завоевал почти все страны на восток до моря и многие у восточного моря. Во главе всей земли Гертнит поставил Озантрикса, но затем над всей землёй Гертнит поставил конунгом Вальдимара, которому пришлось сражаться с Аттилой и Тидреком за Полоцк (в саге – Палтиска) и Смоленск (в саге – Смаланд).

Здесь видим завоевание словенским правителем земли лютичей и ещё одно указание на возможную связь Славии новгородской и Славии полабской. Можно задаться вопросом, откуда у вождя новгородцев (словен) скандинавское имя. Скандинавы традиционно участвовали в жизни Новгорода (Словенска). Гертнит завоевал много земель подобно Вандалу. Время его княжения можно определить исходя из времени царствования его современника Аттилы, который, как известно, правил в 5 веке.

 Можно привести название «славяне» из разных языков: стар.слав. – словѣнє, белор. – славяне, укр. – слов’яни, болг. – славяни, серб. и макед. – словени, хорв. и босн. slaveni, словен. slovani, польск. słowianie, чешск.           slované, словацк. slovania, кашубск. słowiónie, в.-луж. słowjenjo, н.-луж. słowjany). Эти названия показывают преобладание этнонима с корнем «слов», которое может происходить от имени Словен.

В результате проведения краниологической характеристики черепов новгородских словен, извлечённых из погребальных памятников, расположенных на территории проживания словен и относящихся к VIII—X векам, было установлено наличие между ними и балтийскими славянами генетических связей и относительной обособленности от иных восточнославянских племён. К тому же, по мнению известного антрополога Т.И.Алексеевой «типы населения… словен новгородских не дают основания говорить о наличии в них скандинавского компонента, что свидетельствует в пользу отсутствия смешения варягов со славянами Северо-Запада».

Религиозные верования, легенды, ряд обычаев и географическая номенклатура словен были довольно близки славянским племенам, проживавшим в Померании. Впоследствии эти данные легли в основу предположения миграции словен из региона нижней Вислы и Одры  в Приильменскую низменность в первом тысячелетии нашей эры. Также наблюдается сходство в плане возведения жилищ и строительстве оборонительных сооружений. В том числе схожи конфигурации черепов. По мнению ряда исследователей, имеются археологические и антропологические свидетельства того, что в Новгородской земле расселилось несколько волн мигрантов с юго-западного балтийского побережья. В частности, отмечаются сходства конструкции некоторых типов построек, а также параметров черепов из захоронений у полабских славян и новгородских словен.

Большое число учёных разделяло точку зрения миграции словен в Приильменье с территории Поднепровья. Так,П.Н.Трерьяков указывал на наличие сходства в сооружении курганов, однако не отрицал возможность контакта словен с балтийскими славянами.

Новгород был назван «новым» по отношению к какому-то другому городу, бывшему на его месте. В Новгороде были Славенский холм и предместье города Славенский конец.

Балтийские славяне тоже называли своё государство Славией.

У полабских славян был известен король Гостомысл, правивший в то же время, что и новгородский Гостомысл. То есть это мог быть один и тот же человек. Гостомысл (князь бодричей) упомянут в Ксантенских анналах как один из племенных вождей вендов, который погиб в 844 году во время войны против короля Людовика 2-го. Буривой может ассоциироваться с чешским князем конца 9 века Борживоем, отцом которого был Гостивит. Славия новгородская вполне могла быть Славией полабской и померанской – одним славянским государством.

Плиний Старший и Помпоний Мела сообщают рассказ проконсула Галлии Квинта Метелла Целера о том, как на северный берег Германии буря прибила корабль с купцами народа виндов (венетов). То есть у венетов уже тогда в 1 веке до н.э. существовала торговля и они плавали на кораблях. Могла существовать торговля со Славенском по тому же типу, что и в Средневековье у Ганзы между Новгородом и Ганзейским союзом.  

В «Сказании о Словене и Русе» приводится послание Александра Македонского славянам. Во времена Александра Македонского славянами правили князья Великосан, Асан и Авесхасан. Эти князья отличались храбростью и мудростью, и слух о них дошёл до Александра Македонского, который сомневался, послать ли на них войско, что было очень трудно из-за большого расстояния, отделявшего земли славян от земель, завоёванных   Александром Македонским. Отказавшись от войны со славянскими князьями, Александр определил южные границы неизвестного ему славянского края по Хвалимскому (Каспийскому) морю, что указал в своём послании. В нём Александр упоминает славянских князей и обращается к ним: «…вечне поздравляю, яко самех вас лицем к лицу любезне целую, сердечне приемлю яко други по сердцу моему и сию милость даю вашему владычеству». Послание было подписано царём и утверждено привешенным «златокованным гербом». Ниже от руки Александра было написано: «Мы Александр, царь царем и над цари бичь, сын великих  богов Юпитера и Венуса в небе, земский же Филиппа силнаго царя и Алимпиады царицы, нашею великодержавною правицею утвердих вечне». В послании Александр подтверждал власть славян над землёй «от моря Варяжского до моря Хвалимского». Это послание ещё раз подтверждает, что ещё в период царствования Александра Македонского сущестсвовал сильный союз славянских князей в пределах «от моря Варяжского до моря Хвалимского», управление которым осуществлялось из стольного города Славенска. 

«Житие Св. Стефана Сурожского», Иоакимовская летопись и работы арабских авторов являются основными источниками, свидетельствующими о более древнем возрасте Новгорода, чем это принято в современной историографии. 

______________________

© Вагабов Алексей Исмаилович

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum