Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Новый год и Рождество в русской литературе
Три статьи писателя Александра Балтина о том, как в русской литературе – прозе и...
№01
(391)
07.01.2022
Наука и техника
Научивший танки летать. К 90-летию выдающегося конструктора Николая Попова
(№12 [390] 07.12.2021)
Автор: Алексей Мельников
Алексей Мельников

Нажмите, чтобы увеличить.
Если каким-либо из видов современного оружия в первую очередь хочется восхищаться, а не из него стрелять, то лучшей кандидатуры на эту роль, чем "летающий" танк Т-80, скорее всего,  не найти. "Рождённый ползать летать не может", - узаконено, казалось бы, раз и навсегда. Ан, нет - приходят иногда к нам удивительные люди и снабжают крыльями то, что, вроде бы, отродясь не способно оторваться от земли. И учат красиво в небе парить того, кому на роду было предписано всю жизнь неуклюже ползать. 

Николай Сергеевич Попов – один из тех, кому удалось сделать невозможное – "скрестить" танк с современным самолётом. Точнее – с сердцем его силовой установки – газотурбинным двигателем. Весной 1967 года секретарь ЦК КПСС  Д.Ф.Устинов позвонил главному на тот момент конструктору советских танков Ж.Я. Котину  и сказал: «Генерал! Я взял «шашку» и твой танк «зарубил». На нем нет газотурбинного двигателя». Уже через год решение «крестного отца», как его потом стали называть, нового танка Т-80 Дмитрия Федоровича Устинова было оформлено закрытым постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 апреля 1968 года. Оно гласило: «...считать важнейшей государственной задачей создание танка с газотурбинным двигателем». 
Решение "важнейшей государственной задачи" взвалили на только что возглавившего КБ Кировского завода  талантливого 37-летнего конструктора Николая Попова. Работы начались не на пустом месте. Уже с десяток лет до этого делались попытки снабдить танки штатной самолетной  турбиной. Дабы радикально нарастить мощность машины.  Но тщетно. Медлительное гусеничное  существо категорически отторгало несвойственный ему чужеродный орган движения. Точнее - полётов: газотурбинный двигатель. На испытаниях танк с "пересаженным" сердцем обычно лихорадило, управляемость падала, ресурс редко переваливал за нулевой, поскольку обычно такие тесты заканчивались разрушением турбин с пробиванием крыш разлетающимися лопатками.
Стало ясно, что механическая "пересадка сердца"  делу не поможет. Нужно создавать с нуля свою танковую турбину и проектировать совершенно новый танк. Вокруг КБ Николая Попова постепенно сформировался мощный научно-производственный альянс. Главный конструктор впоследствии вспоминал: 
"Получился деловой союз единомышленников Особого конструкторского бюро транспортного машиностроения Кировского завода, завода имени Климова, Калужского моторостроительного завода, НИИтрансмаша и еще целого ряда ведущих НИИ и КБ авиационной и оборонной промышленности. Все мы пришли к выводу, что предыдущие неудачи были обусловлены тем, что предпринимались попытки «приспособить» к танку самолетные или вертолетные двигатели. А надо было делать сугубо танковый. Это мы и осуществили".
Будущий зодчий будущего лучшего в мире танка, будущий Герой Социалистического Труда Николай Попов родился в Усть-Лабинске, на казачьих просторах. Тяга к полётам (правда, обычным, не танковым) проявилась у Николая ещё в  детстве – до поступления в Харьковский политех учился в спецшколе ВВС. Но инженерное и конструкторское ремесло быстро перевесило, и новоиспеченный конструктор в 1955 году прибывает с «красным» дипломом на Кировский завод в город на Неве. Чтобы более полувека своей жизни – теперь уже до последнего своего  дня – отдать этому прославленному предприятию. 
«Нет ничего случайного в том, что танк Т-80 был создан на Кировском заводе с его глубокими историческим корнями, – скромно затенял свою лидирующую роль в этом деле  Николай Попов, выводя на первый план могучий потенциал крупнейшего советского предприятия. – У истоков завода стоял патриотически мыслящий промышленник Н.И.Путилов, чьё имя первоначально носило предприятие. Кировский завод на протяжении десятилетий был и остается флагманом отечественного машиностроения. Ему всегда был присущ дух технического новаторства и творческого кругозора. Инженерная мысль кировцев отличается сугубо питерской интеллигентной пронзительностью. Может быть, поэтому танк Т-80, эта ленинградско-петербургская боевая машина, получился таким уникальным и универсальным и таким отзывчивым на новые технические и стратегические веяния». 

Нажмите, чтобы увеличить.
 

В итоге главный конструкторский тандем по созидающейся "летающей крепости" составили танкист Н.С.Попов с Кировского завода и турбинист С.П.Изотов с производственного объединения им. В.Я.Климова. Огромное число технических новинок и то, что мы сегодня называем "ноу хау", вышло из конструкторских лабораторий двух сильнейших КБ страны. Чтобы уже в 1976 году дать старт первой промышленной серии танков Т-80 с 1000-сильной газо-турбинной установкой. Через два года осваивается очередная модификация Т-80Б с новой системой управления огнём и новой пушкой. Ещё через пять - следующий вариант - Т-80БВ мощностью 1100 л.с. и уникальным электромашинным стабилизатором.  Ещё через два года - в 1985-м КБ Николая Попова выводит в свет самый знаменитое своё детище – модификацию танка Т-80У с мощностью газотурбинного двигателя 1250 л.с. с комплексом управляемого вооружения, встроенной динамической защитой, цифровым баллистическим вычислителем, автономным энергоагрегатом и пневматикой управления. Именно этот танк в знаменитых военных смотринах в Арабских Эмиратах  1993 года поразил публику способностью парить в небе, преодолевая с разгону по воздуху по нескольку десятков метров.

Нажмите, чтобы увеличить.
 

При всех уникальных боевых характеристиках танк Николая Попова получился ещё и красивым. Удобным.  Эстетичным. Зрелищным. Что, ясное дело, не совсем годится в эпитеты столь грозному оружию. Но именно так сработала конструкторская мысль Кировских спецов. "Сегодня в танке вы можете быть в рубашке с галстуком, – говорил главный зодчий Т-80 Николай Попов.  – Система кондиционирования и отопления тут действует, как в салоне обычного воздушного лайнера. И вообще уходит время, когда танкист изображался в виде здоровенного мужчины в пропитанном соляркой комбинезоне и с кувалдой в руках. Наши экипажи работают в белых нитяных перчатках. И могут в случае необходимости заменить двигатель за 4 часа вместо обычных 24. Всё это стало своего рода культурной революцией в танкостроении". 
Итак: танкостроение и культура. Совместимы ли эти понятия? Не режет ли слух их тесная связь?  Смотря в чьих руках оказываются две эти вроде бы противоречивые сущности. Главный конструктор лучшего в мире танка Николай Попов подтвердил и доказал, что не только в человеке должно быть всё красиво и складно, но и в том, что он берёт на себя смелость созидать.

_____________________________

© Мельников Алексей Александрович

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Нажмите, чтобы увеличить.
 

Нажмите, чтобы увеличить.
Коллеги и последователи отмечают 88-ю годовщину со дня рождения Николая Сергеевича Попова
 

Тайваньский тигр против ковидного дракона
Статья об успешном опыте борьбы с эпидемией коронавируса на Тайване.
Александр Ширвиндт: «Это другая эпоха, я тоскую по времени и по себе»
Проект "Коммерсанта" "30 лет без СССР". Александр Ширвиндт о грустной телефонной книжке, должности президента ...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum