|
|
|
![]() ![]()
НОВОГОДНИЕ ОГНИ РУССКОЙ ПОЭЗИИ Новый год сулит плод надежды, вместе с тем наводя на печальные, хоть и несколько банальные, раздумья: год отвалился, канул в бездну, равно в опыт, год неповторим – как всякий день… Что общего между вчера и днём взятия Бастилии, к примеру? Никогда не повторятся… Новый год провоцирует поэтов на особые стихи: Как дождевая капля в море, Так в вечность канул прошлый год, Умчал и радости и горе, Но, улетев, отверстый вход Оставил в мир им за собою. Так пел В. Капнист: могуче и громогласно, классицизму следуя в правилах построения, стихи и эта архаика сегодня воспринимаются сквозь призмы мудрости Екклесиаста, однако «отверстый ход» всё-таки не позволяет антрацитовому окрасу распространиться на ленты жизни. * Дуговые промельки времени быстры, и А. Блок предложит вечной, меняющейся антуражем действительности, совсем иные песни: И ты, мой юный, мой печальный, Уходишь прочь! Привет тебе, привет прощальный Шлю в эту ночь. Земли чужой. Бреду, как путник запоздалый, За красотой. Снежная музыкальность разольётся, серебрясь, но мотивы печали и усталости, столь характерные для Блока, не отменит она, не отменит… * «Новогоднюю сказку» предложит И. Анненский, щедро прорезая гранями виртуозного мастерства заурядность действительности: Светилась колдуньина маска, Постукивал мерно костыль… Моя новогодняя сказка, Последняя сказка, не ты ль? О счастье уста не молили, Тенями был полон покой, И чаши открывшихся лилий Дышали нездешней тоской. Таинственные логарифмы стихотворения Анненского требуют разобраться в реальности реального: хотя предпочтение, кажется, отдаётся теням. * Скорбный Новый год – и такое возможно: как поведает баллада А. Ахматовой: И месяц, скучая в облачной мгле, Бросил в горницу тусклый взор. Там шесть приборов стоят на столе, И один только пуст прибор. Это муж мой, и я, и друзья мои, Мы Новый встречаем год, И вино, как отрава, жжет? Скорбный, шекспировски-трагичный, обжигающий память… Но всё равно – Новый, новый; ведь Паскаль утверждал, что человеком всегда движет желание, когда не жажда счастья, определяя характер и мотивы поступков, а Новый всегда сулит неизведанное. * Грани строк Маршака совершенны, как прекрасно обработанные ювелиром камни, но здесь речь о высотах ювелирного мастерства метафизической пробы: Дети спать пораньше лягут А проснутся старше на год В первый день календаря. И не в полночь — утром белым За окном оледенелым Будет слышен скрип лопат. Ночь не для детей: им – сладость сна, подобного мечтаньям; им – роскошь снежного утра, и счастье, сулимое им. Даже лучше – Щастье, как в старину писали, – крепче звучит. * …вдруг, вспомнится страшное стихотворение Случевского: тут праздник просто повод для раздумий: и столь сильно окрашена скорбью суть их, что с правотой поэта трудно не согласиться – Вот Новый год нам святцы принесли. Повсюду празднуют минуту наступленья, Молебны служат, будто бы ушли И в будущем году помолятся опять, И будет новый год им новою обидой… Что, если бы встречать Иначе: панихидой? * Закружит лёгкий и прозрачный «Диалог у новогодней ёлки» Ю. Левитанского, зазвенит задорное «Вологодское новогоднее» А. Яшина… * Деревенский Новый год отличен от городского, и зазвучат ритмы Рубцова, точно перекликаясь со змейками метели: Мимо изгороди шаткой, Мимо разных мест По дрова спешит лошадка В Сиперово, в лес. Дед Мороз идет навстречу. — Здравствуй! Я в стихах увековечу * Русский поэтический Новый год очень разный: так разнообразны ощущения, из каких как будто и состоит жизнь; но то, сколько эстетически богатого и прекрасного рассыпано в новогодней поэзии, настраивает на возвышенный лад. И надежда становится крылатой, и думается, что любая скорбь преодолима…
РУССКАЯ РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ПОЭЗИЯ Достоевский – всеобщий брат, сопечальник всем, непревзойдённый провидец – живописал случай, произошедший в сочельник: Крошку-ангела в сочельник Существует феномен поэзии Достоевского: данной ярче всего в изломах диковатых стихов капитана Лебядкина, в игривой пьеске Ракитки: Эта ножка – эта ножка разболелася немножко…; но рождественское стихотворение – серьёзное и печальное – показывает такое русское отношение к небесному пантеону, что…чувствовать многое начинаешь иначе, даже в предельно прагматично-эгоистические времена. * Нежная песня Фета – сама от синевы снежного пространства, от кодов русской метафизики, от идей русского космизма, переданных через образный строй: Ночь тиха. По тверди зыбкой * Вспыхивают словесные оркестры Блока, наследника…отчасти фетовской, отчасти лермонтовской музыки: Был вечер поздний и багровый, Голос Блока – весь из бездны и весь прошит, пронизан золотистой тайной. Крестьянское Рождество в щедрых красках и точных мазках, с звёздно-крепкими ощущениями и вспышками по небу драгоценных росинок звёзд передано Есениным: Тучи с ожерёба * И – совершенно небывалым, но в тоже время и параллельным Есенину звуком течёт русское Рождество в Абиссинии: православном отсеке Африки: И сегодня ночью звери: * Чары Николая Гумилёва полыхают разноцветно: жарко горит небо праздника, и звери, как дети, соединённые неожиданно во Христе, словно подчёркивают глубину события. Мудростью белой, крупнозернистой соли пересыпаны музыкальные, словно нежная скрипка звучит, строки К. Р.: Благословен тот день и час, Мистика странным образом переходит в повседневную жизнь, призывая, безо всякой дидактики, жить иначе. * Совершенно особняком сияет «Рождественская звезда» Пастернака, чей космос разворачивается медленно, из кропотливого описания пустыни, из долгого путешествия различных людей, идущих поклониться чуду; он развивается совершенно русским ощущением праздника, будто это сейчас, «запахнув кожухи», идут простые пастухи; будто всё и свершается – сейчас, сейчас… …было – пророчествовал Владимир Соловьёв: русский вестник, метафизикой окрыляя острые строки: Пусть все поругано веками преступлений, И время наше – в бесконечности сует и крупных, в блестящих одеждах соблазнов – словно задавшееся целью опровергнуть: мол, даром, даром! – потупляет взор, отходя пред сияющим богатством русской рождественской поэзии.
СТРАНИЦЫ СВЯТОЧНЫХ РАССКАЗОВ Удивительный, ни на чей не похожий язык Ивана Шмелёва: праздничный и вкусный, сочный и нежный, вбирающий столько подробностей, что, кажется и в мире меньше… И вот – «Рождество» его: простой и скорбный рассказ, сквозь который, как мелькающая фрагментами хроника, проходит вся жизнь, ибо обращается писатель к сыну, а дело происходит во Франции, и ностальгия, окрашенная в полынные, вполне трагические тона, переливается, оттеняя красивую гармонию праздника. …святочные рассказы имеют долгую традицию и, сколь бы ни богата была литература русская, вспоминаются волшебные шары повествований Диккенса: самые разные, с мелькающими страшными тенями, с «Рождественской песнью», в которой утверждается, что исправить можно многое, и история преображения души старого скряги Скруджа – тому примером; и был, был – феномен русского Диккенса: домашнего, прочитанного вдоль и поперёк поколениями, черпавшими из него счастье и радость, учившимися состраданию… «Чудесный доктор» А. Куприна раскрывает праздник ещё с одной стороны: он говорит о милосердии, об умягчении сердца, о том, как человек, у которого масса дел и семья, и подарки для ребятишек, вдруг буквально пропитывается соком сострадания к неизвестному, да ещё и не слишком симпатичному человеку. «Христос в гостях у мужика» Н. Лескова тему сострадания и милосердия углубляет, усложняет: здесь герой должен оказать милость не просто другому человеку, но – своему кровному врагу; тут христианство раскрывается в том своём глубинном аспекте, который столь сложно воплотить людям; и густое своеобычие лесковского медового языка красиво подчёркивает благородство темы. А вот – совсем детский взгляд на Рождество: рассказ В. Никифорова-Волгина «Серебряная метель» показывает мальчика, так тонко чувствующего атмосферу праздника, что только тончайшие, легко гнущиеся нити великолепной метели адекватны сей тонкости. И горят глаза мальчишки, словно соприкасающегося душою с чудом… Святочная литература разнообразна: и Тэффи в рассказе «Сосед» показывает четырёхлетнего мальчугана-француза, ходящего в гости к «ляруссам», любящим гостей, всегда их угощающим, варящих ни на что не похожий суп – пламенеющий красным борщ. Он грустный – этот рассказ; но такой светлый, так колоритно передающий атмосферу праздника… А вот в рассказе С. Дурылина «Четвёртый волхв» старая няня утверждает, что поклониться Христу шли четыре волхва, и четвёртым был – русский человек, «хрестьянин», да заблудился в лесу, и дар, что нёс, отняли злые люди. Поэтичный рассказ, пронизанный токами любви и благочестия… Яркие, хотя и не слишком-то помнятся многими ныне, страницы вписаны в глобальную книгу русской литературы святочными искрами соответствующих рассказов! ____________________ ©️ Балтин Александр Львович |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|