|
|
|
Сережа Неллер - мой сосед. Вообще-то живет он совсем в другом доме с бабушкой, до пенсии - кандидатом технических наук, доцентом РИСИ. Звукопроницаемые стены этого дома и скандалы соседей мешают Сереже работать. Вот он и мигрирует к своей тетушке в наш дом, благо есть у нее старенькое пианино.
Сережа пишет музыку со времени поступления в Ростовскую музыкальную школу им. П.И.Чайковского (в семье, кроме прабабушки, которую Сережа не знал, музыкой никто не занимался). Преподаватель Л.М.Дмитриева сумела оценить первые композиторские опыты талантливого мальчика и привела его в консерваторию к замечательному педагогу, известному Ростовскому композитору профессору В.С.Ходошу. Седьмой год обучения музыке Сережа начал уже в Лицее при Росовской консерватории сразу по двум классам: фортепиано - у С.И.Осипенко и композиции - у В.С.Ходоша. Преподаватель музыковедения, доцент Г.Е.Калошина говорит, что совершенно самостоятельно он изучил очень трудную программу пятого класса лицея, где анализ творчества таких композиторов как, например, Мессиан или Малер проводится в контексте курса мировой культуры. Он поразил ее своим восторженным интересом к изучению музыкального произведения, в частности, оперы "Аида", в единстве трех различных компонентов действия: драматического, музыкально-образного и музыкально-тематического. Калошина даже помнит его восклицание: "Как интересно, мы ведь узнаем сразу весь процесс!" Она утверждает, что подобных учеников у нее не было. Его неожиданные концепции, например, Шестой симфонии П.И.Чайковского, говорят о том, что он слышит в музыке то, чего не слышат другие: самые глубинные процессы и даже музыкальный потенциал произведения. "Это был единственный ребенок. - говорит Калошина, - который на экзамене знал наизусть всю партитуру оперы Вагнера "Тристан и Изольда". Его останавливали, он хотел играть еще". А Сережа убежден, что ему очень повезло с преподавателями: вдумчивые и доброжелательные, они понимают его. Виталий Семенович Ходош очень ценит в учениках внутреннюю свободу и самостоятельность мышления. Никакого принуждения. Вероятно, потому и вышли "из под его крыла" много так непохожих друг на друга самобытных композиторов. "Главное, - говорит он, - любовь к музыке, и я культивирую ее, но любовь, предполагающая сомнение: сомневаться и одновременно искоренять сомнение в процессе работы - это очень важно, и у Сережи это есть". Профессор Сергей Иванович Осипенко считает, что пианистические способности Сережи не уступают композиторским, хотя доминирует в нем интерес к композиции. Его интерпретации известных фортепианных произведений необычны и убедительны. Сергей Иванович утверждает, что не каждому дано выучивать сложные современные пьесы. Сереже это удается благодаря блестящей памяти, невероятному трудолюбию и вообще фанатическому отношению к музыке. Сергей Иванович убежден, что если Сереже ничто не помешает в нашей непредсказуемой жизни, то из него получится пианист высокого класса. Сережу Неллера отличает большая не по годам серьезность, очень ответственный подход к работе, безжалостная самокритичность - это известно всем его преподавателям. Бабушка Сережи Нина Николаевна Мирзоянова вспоминает, что она пережила, когда внук уничтожал все свои ранние произведения. Сережа все время хочет создавать что-то новое, боится повториться и повторять других. Сейчас он готов признать своими только произведения, написанные им с 1996 года. Все, созданное ранее, считает подражательным. Процесс творчества связан для Сережи с огромными энергетическими затратами. После создания скрипичной сонаты целых четыре месяца он вообще был не в состоянии что-либо писать. Эта соната - концептуальное философское произведение, соната - исповедь. Она начинается темой креста: четыре звука возникают один за другим, как тяжелые капли, падающие во мраке пещеры. Это и тема одиночества человека в мире. Движение - ощупью. Путь труден и полон опасностей. Повсюду силы тьмы. Только в противостоянии этим силам можно приоткрыть тайну мира, жизни и смерти, своей судьбы. Но силам тьмы противостоит и светлое видение во мраке, слабый лейтмотив надежды. После скрипичной Сережа написал альтовую сонату, которую считает сейчас своим высшим достижением за более совершенную технику, за лаконизм выразительных средств. Творчество Сергея Неллера элитарно и понятно далеко не всем, но это - элитарность духа: он очень много читает и свободно ориентируется не только в музыке, но и в истории философии и религии. Особенно интересует его немецкая философия XIX века (Сережа знает все ее основные концепции) возможно потому, что преклоняется перед Вагнером, боготворит Шнитке, считая себя его последователем. Пианистический язык современной музыки быстро меняется. "Если бы планетарный язык менялся бы так же быстро, - говорит В.С.Ходош, - мы давно перестали бы понимать друг друга. В развитии Сережи как композитора уже несколько раз происходила ломка языка". Язык Рахманинова и Шопена - давно позади, давно уже освоены разные композиторские техники ХХ века: например, Хиндемита, Мессиана, экспрессионистов Веберна, Шенберга, Берга, техника Прокофьева и Шостаковича. Сейчас его интересует полистилистика Шнитке, позволяющая органически соединять то, что раньше считалось несоединимым. Сереже Неллеру всего 17 лет, он ученик 10 класса Лицея при Ростовской государственной консерватории им. С.В.Рахманинова, куда этим летом собирается поступать, чтобы продолжить обучение у тех же преподавателей. Но обучение второй специальности - платное, и вообще продолжит ли он обучение - зависит от материальных возможностей семьи. Пенсия бабушки невелика. Для поездки на конкурс деньги собираются "с мира - по нитке". Меценаты, отзовитесь! Сережа Неллер должен учиться в консерватории. Последние пять лет были очень плодотворными. Созданы серьезные музыкальные произведения: пять пьес для фортепиано, сонатина, четыре зарисовки для скрипки и фортепиано, квартеты (струнный и для духовых) и самое значительное и зрелое - три сонаты (кларнетовая, скрипичная и альтовая). Возможно, увлечение Шопенгауэром наложило мрачный отпечаток на музыкальные интонации последних сонат. Эти сонаты и составили программу I-го авторского концерта Сергея Нелера в Малом зале Ростовской филармонии 27 мая 2001 года. За роялем - автор. Остальные исполнители: кларнетист Артур Багдасаров, скрипачка Маргарита Бадолян, альтист Закария Еникеев тоже молоды, и все четверо - лауреаты всевозможных музыкальных конкурсов. Ребята прекрасно подготовились и очень старались. Уверена, что экзаменаторы поставили бы им самые высокие оценки. Когда в финале концерта все четверо оказались на сцене, я смотрела на их красивые одухотворенные лица и думала о том, что разговоры о гибели нашей культуры преувеличены. Ведь вот они - носители этой культуры, ее элита - и только в самом начале пути. Давно разрушено в обыденном сознании представление о "духовной вертикали" - не надо ни к чему стремиться, все рядоположено: композитор Крутой и Моцарт, шлягер на трех нотах и симфонии Чайковского. Но духовная свобода всегда состояла в том, чтобы жить вопреки усредненным стандартам. Эти молодые музыканты знают, чего хотят. Каждый их день - преодоление, они подобны альпинистам в своем ежедневном многочасовом труде иногда ради сантиметров пути к вершине величайшей радости. - Сережа, ты видел, что с твоего концерта уходили люди. Их было немного. И все же. - Да. - Но ведь оставшиеся устроили овацию. Я думаю, так будет всегда. И это - большой успех. Сережина тетушка живет на пятом этаже, а мы - на первом. В нашем старом доме толстые звуконепроницаемые стены. Мне кажется удивительным, когда даже зимой при закрытых окнах моя дочь вдруг говорит: "Мама, ты слышишь, Сережа играет Шопена?" Я не слышу ничего, как и соседи других этажей, но мне радостно, что Сережа играет, а душа моей дочери каким-то невероятным образом резонирует с его душой. Сережа играет… _____________________________________________________________ © Боровская Наталья |
|