Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Коммуникации
Анализ ситуации на российском информационном рынке
(№12 [66] 25.06.2001)
Автор: Юлия Коханова
(на примере московской прессы)


В системе средств массовой информации России происходят существенные преобразования. Одни печатные издания и телерадиопрограммы прекращают свое существование, другие меняют свой стиль, идеологию, "типологический облик: целевую направленность, учредителя, характер информации и даже аудиторию. Наряду с этим стремительными темпами идет создание новых органов средств массовой информации с иными типологическими и профильными характеристиками" [1].

В новых экономических условиях активно переосмысливаются принципы журналистики как таковой. Иные обстоятельства жизни рождают принципиально иные подходы развития самих средств массовой информации. Обновление наблюдается практически на всех уровнях жизнедеятельности СМИ. В нашем государстве переход к демократии и к рынку существенно изменил структуру, особенности функционирования и профессиональных стандартов журналистской деятельности.

Следует однако иметь в виду, что переход к новым принципам функционирования и, может быть, даже профессионализма осуществляется в определенной мере и в международных средствах массовой информации, в глобальных СМИ. Иначе говоря, явления перестроечного периода характерны не только для России, но и для других государств. Их наличие наблюдается во многих странах, что связано с закономерными изменениями цивилизации, с новой технологией информационных процессов, обмена информацией. Это позволяет утверждать, что характер СМИ, как и форма доступа к информации сегодня меняются во всем мире, и это, несомненно, накладывает свой отпечаток на развитие журналистики в России.

Если говорить о структурных изменениях в российских средствах массовой информации, то, прежде всего, надо отметить уход от вертикали, которая была характерна для советской системы. Это был отказ от той структуры, вершину которой венчала центральная газета страны "Правда", за ней следовала другая периодика рангом пониже. Ныне вертикальное устройство претерпело существенные изменения, в принципе уступив место горизонтальным структурам, которые не имеют единого руководящего центра и действуют параллельно. Такая организация деятельности журналистики существенно преобразила картину средств массовой информации в России. Это привело, в свою очередь, к возникновению иных соотношений внутри самих СМИ с точки зрения удовлетворения потребности в информации, качественно изменив состояние информационного пространства в стране.

Сегодня, когда старая структура центральной прессы разрушена, ситуация сложилась в пользу местной и региональной периодики. В одной только столице России современный рынок печати включает в себя сотни изданий различных направлений.

Основной этап возникновения новых газет и журналов пришелся на последние пять лет (1996 - 2001гг.). В Россию пришли русскоязычные варианты известнейших зарубежных изданий: "Cosmopolitаn", "Elle", "Playboy", "Harper's Bazar", "Ридерз дайджест" и др. История некоторых их них насчитывает десятилетия. Появились совсем новые: "Geo", "Premiere".

Необходимо отметить, что в целом по России доминируют общественно-политические издания. В последнее время резко возросло количество развлекательных изданий, изданий деловой и экономической направленности, уменьшилось количество литературно-художественных и научно-популярных печатных СМИ.

По своим объемам российские издания преимущественно малотиражные. Практически половина изданий имеют реальный тираж до 10 тыс. экземпляров. Все многотиражные газеты, к которым относятся издания тиражом свыше 500 тыс. экземпляров, как правило, выходят в Москве. Следует отметить, что объявленные тиражи во многих случаях превышают реальные, что делается для привлечения рекламодателей. Если говорить о тиражах бесплатных рекламных газет, то в среднем по стране они составляют 200-300 тыс. экземпляров. В Москве эти цифры достигают нескольких миллионов экземпляров.

Как показал предпринятый нами анализ прессы, по-прежнему основным критерием издания является периодичность его выхода. Наиболее распространенным типом издания на сегодня следует признать еженедельник. Вторая по значимости группа - это издания, выходящие два-три раза в неделю.

По своей аудиторной направленности большинство периодических изданий России, по мнению своих руководителей и проводимо редакционной политике, считают себя универсальными, то есть, они ориентированы на все слои населения. Однако, судя по собранным нами данным, в последнее время увеличилось число специализированных изданий.

По мере изменения экономической ситуации в стране, российское общество вступило в полосу кризисов. Не обошли стороной эти трудности и прессу (1998 г.). Выросли цены на бумагу, полиграфические услуги и доставку. В то же время упала покупательская способность населения, что привело к тому, что многие издания перестали раскупаться, а затем и закрылись. На современном этапе существуют очень серьезные проблемы дальнейшего существования печатной продукции как таковой, и, прежде всего, ежедневной прессы.

Совершенствование формы периодики, ее многопрофильность, изменение в угоду читателю и рынку - все это стало отправной точкой в появлении российских издательских конгломератов. К их числу следует отнести газетно-журнальные издательские дома, как, например, "Коммерсантъ", которые стараются охватить свою читательскую аудиторию всеми основными типами изданий. Читателю в этом случае уже не понадобятся другие газеты и журналы, так как все его запросы и потребности в информации учитываются многосторонне.

Пример "Коммерсанта" в этой связи очень показателен. С осени 1997 г. известная газета "Коммерсантъ-daily" стала называться просто "Коммерсантъ", вместо еженедельника "Коммерсантъ" появился "Коммерсантъ - Власть", экономический журнал "Деньги" переименовался в "Коммерсантъ-Деньги". Слово "Коммерсантъ" ввели во все три издания, чтобы было видно, что речь идет о едином информационном продукте. Проект предполагал, что любая существенная новость, появившаяся в газете, будет подробно разработана еженедельниками. Таким образом, они стали взаимодополнять друг друга, создавая объемный образ информационной картины страны и мира в целом. Издательский дом включает в пакетную подписку "Коммерсантъ-плюс" также свои ежемесячные журналы "Домовой" и "Автопилот", рассчитанные на разные интересы членов семьи.

По этому же пути пошел и издательский дом "Крестьянка", известный своими журналами для женщин ("Мода в доме", "Наша усадьба"). Но в данном случае он пытался быть не только незаменимым для своих читательниц и охватывать все их интересы, но и решил распространить свое внимание на мужскую аудиторию. Ей был предложен ежемесячный иллюстрированный журнал "Обыватель", который предназначен "для мужчин, не помешанных на политике, умеющих зарабатывать, желающих обустроить быт и хозяйство, быть молодым в любом возрасте, уметь защитить себя и свою семью".

В расширении рынка огромную роль сыграли ставшие могущественными буквально в последние годы ведущие издательские корпорации страны, в основном базирующиеся в Москве. К их числу следует отнести "Московский комсомолец", "Московскую правду", "Экономику и жизнь", "Комсомольскую правду", выпускающих ряд самых разнообразных изданий, весьма популярных в читательской среде. Значительно расширил свои владения за очень короткое время и "Коммерсантъ", который невзирая на все трудности, сумел выйти из них победителем. Причем, по образу и подобию московских, издательские корпорации появились в разных регионах России. Например, издательский дом "Федоров" в Самаре, газетно-информационный концерн "Вольная Кубань".

Как правило, специфика создания издательских корпораций такова - вокруг центрального издания "Экономика и жизнь", "Коммерсантъ-дейли", "Аргументы и факты" создаются различные приложения, новые газеты и журналы. Это позволяет решать множество задач. Например, в изданиях деловой направленности спектр деятельности расширяется от издательской до создания консалтинговых служб, банков. Фактически всю экономико-правовую информацию потребитель получает. На местном рынке СМИ поддерживается "торговая марка" центрального издания. И как результат - сохранение или увеличение тиража того или иного СМИ, что ведет к росту доходов всего издательского дома.

Как видим, концентрация периодических изданий - только начало пути. Далее следует расширение деятельности, которая выходит за рамки издательской. Однако это позволяет издательским домам перераспределять средства. Они могут за счет прибыльного издания содержать новые или убыточные (КАК "Журналист" оказался в ИД "ЭГ"). Издательские корпорации имеют возможность для различных финансовых маневров. Перераспределение средств внутри издательского дома снижает общие расходы. Убыточный журнал может попросить беспроцентную ссуду у своих соседей по дому. Издательский дом может позволить выделять средства на развитие своих структурных подразделений.

Уменьшает также общие расходы более дешевая или бесплатная реклама одного издания на страницах других, входящих в эту корпорацию. Самый известный пример СМИ группа "Медиа-Мост": НТВ рекламирует журналы "Итоги" и "Семь дней", газету "Сегодня", издания рекламируют НТВ и НТВ плюс.

К числу позитивных моментов, которые характеризуют корпоративные образования СМИ, следует отнести и уменьшение налогового бремени. Крупные предприятия могут на законных основаниях сократить эти платежи. Например, если рекламная служба не стала самостоятельным юридическим лицом, то услуги по размещению рекламы в прессе издательского дома не облагаются НДС. Кроме этого, сокращается на 40-60 % себестоимость при передаче в ИД одного предприятия своей продукции другому.

Важным моментом является и тот факт, что издательские дома создают свои службы распространения, тем самым уменьшаются расходы и повышается качество обслуживания подписчиков. Параллельно с медийным производством некоторые ИД сегодня расширяют поле своей деятельности, создают страховые агентства, бюро путешествий ("Московская правда", "МК") и т. д. В новых экономических условиях активное развитие издательских домов приводит к появлению новых их типов: только медийное или включающее наряду с другими и медийное производство. Следовательно, процесс создания издательских домов во многом способствовал качественному развитию российских СМИ, в частности и московской прессы. Такая форма самоорганизации журналистики обеспечила ей в трудное время увеличение прибылей и твердое общественное положение, сохранила "статус кво" как вида деятельности.

Одним из результатов создания издательских домов можно считать также гибкий подход в удовлетворении читательских потребностей, которые возникали, формировались одновременно с теми процессами, которые шли в обществе. Так, появились многочисленные женские, мужские, молодежные издания: "Viva", "Водка", "Молоток" и многие другие, каждое из которых имело свою целевую аудиторию и журналистские предпочтения.

К сожалению, не все из них сумели отстоять свои позиции, да и просто выжить в силу самых разных причин. Пришлось уйти с рынка таким изданиям, как "Стас", "Я сама", "Столица". Однако те, кто пошел дальше в освоении новой действительности, прочно утвердились в своей информационной нише. Они сумели завоевать аудиторию тем, что полностью удовлетворяли ее потребности, предлагая новые и новые подходы в работе с ней. К числу таких изданий можно отнести "Ом", "Yes", разнообразные журналы издательского дома "Бурда". При этом они приобретали постоянных рекламодателей, благодаря усилиям которых чувствуют себя на рынке уверенно.

Как видим, новые экономические отношения заставляют средства массовой информации искать нестандартные пути отстаивания своих интересов, закрепления позиции на информационном рынке, решительно видоизменять свои типологические характеристики. Другими словами, СМИ начали создавать каждое свой путь продвижения на информационном рынке. Следует заметить, что для одних это внове, другие давно и весьма успешно используют приемы и методы выхода на рынок, которые помогают им ориентироваться на этом поле, обходить подводные камни в своей деятельности.

Анализ деятельности московских СМИ показывает, что на сегодняшнем информационном рынке, также как и в любой другой производственной или бизнес сфере, идет сильнейшая конкурентная борьба. Основной вопрос для каждого из них - это вопрос жизни и смерти, то есть непосредственно существования самого издания. Безусловно, в разработке стратегии выхода и закрепления на информационном рынке он стоит на первом месте.

Естественно, экономические проблемы по-прежнему остаются для изданий очень серьезными, так как ограниченные финансовые средства повлекли за собой сокращение тиражей, а за ними и читательской аудитории.

Сегодня вернуть старого или обрести нового читателя не так просто. Это также требует массы усилий, разработки творческих идей, серьезных капиталовложений. Как уже отмечалось, проведенные исследования читательской аудитории показали, что поведение сегодняшнего потребителя информационной продукции резко отличается от поведения читателя недавних времен, заставляет каждый редакционный коллектив заботиться об аудиторной нише. "На состоянии аудитории сказывается целый ряд факторов, влияющий на качественную (мотивацию выбора) и количественную (обращение к одному изданию или нескольким газетам или журналам) стороны контакта с периодикой" [2], - отмечает исследователь этой проблемы Л. Л. Реснянская. Так, экономический статус больших групп населения, определяемый падением уровня жизни и снижением платежеспособности, не позволяет подписываться или покупать одновременно несколько изданий. Резко подорожала подписка, возросли розничные цены на газетно-журнальную продукцию, население не в состоянии покупать, как прежде, в большом объеме издания, которые еще недавно пользовались повышенным спросом. В такой ситуации читатель вынужден ограничить свой выбор, останавливаясь, как правило, на самой недорогой газете.

Как показывает практика, читательская аудитория тоже претерпела определенные изменения. По сравнению с устоявшимися аудиторными группами, такими как интеллигенция, рабочая прослойка, пенсионеры, молодежь, возникли новые. Прежде всего это деловая и политическая элита общества, предприниматели, большей частью молодые, которые стали основой формирующегося в стране среднего класса. Следовательно, произошла корректировка информационных интересов, появились новые проблемы, еще вчера не столь волнующие российскую прессу. К ним следует отнести проблемы экономики в свете рыночных преобразований, стоимости и качества жизни, правонарушений, представленных широким спектром: от финансовых до уголовных, вопросов семьи и воспитания подрастающего поколения, устройства быта как самоценности человека.

Появление новых социальных групп в структуре общества заставило прессу адекватно отреагировать на их запросы и потребности. Так, для читателей, представляющих средний высокооплачиваемый класс, особо уделяемый внимание престижу, стали издаваться дорогие иллюстрированные журналы ("Дорогой", "Mens&Healf", "VOGUE"). Предприниматели и бизнесмены, деловая элита общества, особо интересующиеся проблемами политики и бизнеса, получили ряд специализированных изданий по этим проблемам ("Коммерсантъ-дейли", "Эксперт"). Ответом на "молодежный вызов" стали журналы "Молоток", "COOL", "Афиша", газеты "Спид-инфо", "Опасный возраст". Интеллектуальные потребности аудитории обусловили наличие аналитической и "бульварной" прессы.

"Именно под влиянием только лишь вышеназванных факторов (в действительности их гораздо больше, и влияние их на тип информационного поведения читателей существенно) произошла дифференциация аудитории, вызвавшая к жизни и деловую прессу, и политическую журналистику, и бум рекламных изданий, и периодику, специализирующуюся на освещении отношений полов, ярчайшей представительницей, которой является газета "Спид-инфо", ворвавшаяся в группу лидеров чтения" [3]. К изданию, названному в качестве примера исследователем Л. Л. Реснянской, следует добавить также газеты и журналы с криминальной тематикой, такие как "Дорожный патруль", "Версия" и т. д., пользующиеся повышенным спросом у аудитории.

В данной связи это говорит о том, что аудитория реально определяет спрос на газетно-журнальную продукцию, непосредственно воздействует на само существование любого издания, формирует его имидж на информационном рынке страны. Однако нельзя забывать, что, по мнению профессора М. В. Шкондина, "в целом ряде случаев несовпадение интересов информаторов и информируемых серьезно подрывает доверие аудитории к средствам массовой информации, которое заметно падает. Неслучайно лишь третья часть аудитории считает, что журналисты выражают интересы читателей; около 40 % полагают, что пресса служит политикам и властям; столько же опрошенных придерживаются мнения, что журналисты служат тем, кто платит" [4].

К тому же, крайне трудно постоянно угадывать интересы своей читательской аудитории или лишь полагаться на свою журналистскую интуицию. Опыт московской прессы не всегда был удачен, и такие примеры известны. Взять ту же судьбу журнала "Столица", который не оправдал ожиданий поверившего в него читателя. Поэтому все большее число изданий от случайных замеров аудитории переходит к систематической планомерной работе по изучению своей читательской аудитории.

Результаты таких маркетинговых анализов ложатся в основу выработки стратегии и тактики выхода издания на рынок или его нормального существования на нем. Причем, если раньше, как правило, эту работу выполняли сами сотрудники редакции, так как многим изданиям привлечение специалистов было "не по карману", то в последнее время все большее число их обращается к социологам. Появились даже специализированные фирмы, занимающиеся именно анализом читательских аудиторий, определением рейтингов изданий на информационном рынке страны.

Как следует из материалов этих фирм, знакомство с их методиками, возможное количество читателей - есть потенциальная аудитория, о которой необходимо помнить всегда, чтобы думать о перспективах деятельности издания и строить оптимальную его модель. "Результаты изучения его реальной аудитории дают редакции информацию, имеющую для нее жизненное значение. Редакция узнает, сколько человек действительно читают газету. Какая их часть получают газету по подписке, а сколько покупают ее в розницу" [5], - отмечает С. М. Гуревич. Безусловно, важно знать профессию, возраст, пол своих читателей.

В этой связи, имея достаточную информацию об имеющейся аудитории, многие печатные издания решают такую задачу, как "захват внимания" новой аудитории. В своей книге "Общероссийские газетные издания" Л. Л. Реснянская считает, что способы завоевывания читателей у всех изданий разные. Так, например: "... в 1997 г. "Общая газета", "Независимая газета" и "Коммерсантъ-daily", предприняли масштабную качественную трансформацию, хотя их положение на информационном рынке было достаточно стабильно, но мощность аудиторного слоя им казалась недостаточной. "Коммерсант-daily", не изменяя общую модель качественного издания, начал удаляться от "чистого" типа деловой газеты. Изменилось соотношение долей проблематик - темы экономики, финансов, бизнеса, приоритетные по значимости и занимаемой площади, стали уравновешиваться блоками политической, социальной, культурной, спортивной информации, увеличился объем информации о происшествиях, криминале" [6]. Таким образом, из делового специализированного издания "Коммерсантъ" трансформировался в "массовое для делового человека".

"Трансформация еженедельника "Общая газета" и ежедневной "Независимой газеты" усилила в этих изданиях, ориентированных на качественную модель, обращенность к регионам и внимание к жизни обычных людей" [7]. "Независимая" увеличилась в объеме за счет приложений. "Общая" изменила информационно-тематическую структуру, отходя от политики в пользу социальной и культурной проблематики.

Не только те издания, которые появились сравнительно недавно на рынке и которым просто необходимо было завоевывать читателя, но и традиционные, с опытом работы и хорошей журналистской школой, сделали маркетинговые исследования постоянной составляющей своей профессиональной деятельности. Знакомство с практикой этих редакций показало, насколько больше внимания стали они уделять изучению своих читателей и читателей конкурентов. В чем-то им было легче и труднее начинать планомерно вести эту работу. По сравнению с молодыми изданиями, скажем, "Московская правда", "Вечерняя Москва" и др. унаследовали развитую производственную структуру, неплохую материально-техническую базу, сохранили доступ к важным информационным источникам, уже сформированную аудиторию и кадры. Это позволило им достаточно быстро и качественно развернуть рекламную деятельность, изменить содержательную структуру, организовать выпуск различных тематических приложений. "Просчитав несложную ситуацию, когда большинство читателей могут позволить себе выписывать или покупать всего одно издание, редакции этих газет сделали ставку на максимальное разнообразие проблемно-тематических блоков, соответствующих столь же разнообразным интересам своей аудитории" [8], - отмечает исследователь.

Пожалуй, наиболее результативным следует считать все-таки опыт работы "Московского комсомольца", несмотря на то, что в последнее время наметилось сокращение его тиража. Популярность этого издания обеспечивается точным профессиональным расчетом, взявшим за основу своей стратегии на рынке обращение именно к "массовому читателю", такому, какой он есть: с его непомерным любопытством, тягой к сенсациям и ярким личностям. Надо заметить, что материалы "МК" построены на доступности изложения сложных социально-политических проблем, скандально-сенсационной подаче новостей. "Желтый" стиль был воспринят не только читателями, но и конкурентами - рядом молодежных изданий, которые с его помощью заняли прочные позиции на информационном рынке прессы.

Тем самым получила подтверждение мысль о том, что не каждое издание хорошо знает своего читателя, во многом его идеализирует. Реальные представления об аудитории, постоянные ее замеры - залог успеха и развития газеты или журнала.

Но, сколь не была бы продумана стратегия и тактика выхода издания на рынок, как бы планомерно оно не работало с аудиторией, право выбора остается за читателем. Он голосует тем, что покупает или подписывается на то или иное устраивающее его периодическое издание. Какие могут быть интересы у сегодняшнего читателя в сложившейся экономической ситуации на рынке прессы? Как показал предпринятый анализ читательской аудитории, у каждого издания - свой читатель. Но есть параметры, которые являются общими для всех. Чему отдает предпочтение обычный человек? Чтобы издание было интересное и информативное (как "Караван историй" и "АиФ"), красивое и "толстое" (как "ELLE") и самое главное - доступное, то есть дешевое! Это очевидно. Но не вступает ли в противоречие требование читательской аудитории с интересами самого издания?

Непростой вопрос, как найти компромисс между производителем и потребителем, между читателем и редакцией, как одновременно удовлетворить потребности двух сторон: чтобы читатель мог иметь необходимое ему издание, а то в свою очередь весьма продуктивно существовало на рынке. К чести московской прессы, именно его решением она сейчас крайне озабочена.

"Система средств массовой информации, как и любая другая система, неразрывно связана с условием своего существования: материально-техническими, экономическими, социально-политическими, условиями духовной жизни" [9].

Как свидетельствует недавнее прошлое российской журналистики, экономический кризис, который пережило наше общество буквально вчера, до сих пор сказывается на судьбе многих средств массовой информации. Резкое увеличение цены, вызванное ростом курса доллара, в первую очередь сказалось на изданиях, печатавшихся тогда за рубежом. Некоторые журналы, в основном малотиражные, все-таки выжили ценой непомерных усилий, но они не могут оправиться от тех потрясений до сих пор. В основном издания стали убыточными со всеми вытекающими отсюда последствиями. Московская пресса не является здесь исключением. Сказалось ослабление финансовой поддержки изданий, ухудшение их материальной базы, отсутствие времени, чтобы накопить достаточный для самовоспроизводства капитал и многое другое. Например, к числу непредвиденных обстоятельств следует отнести ситуацию, когда в августе 1998 г. все подписные деньги, которые получили СМИ, оказываются замороженными в банках.

Однако издания не приостановили выхода в свет. Одни нашли выход из создавшегося положения, взяв необходимые средства в долг, другие нашли иные источники, например, начали сдавать помещение в аренду. Даже популярные издания потеряли в разной степени в тираже, но своих позиций не сдали. Данная ситуация характерна тем, что показала, в пользу кого сделали выбор журналисты. Они предпочли читателя, а не выжить любой ценой, и за его счет в том числе. Это была дальновидная политика и хорошая школа для российской прессы. Все без исключения СМИ осознали, что разрушены надежды существовать на подписные деньги. В тот момент была возможна и в некоторой степени неизбежна переподписка. Но и она не была выходом из положения. Скоре реальностью было резкое падение подписных тиражей. Именно тогда, чтобы выжить, покрыть убытки информационного производства, редакции стали организовывать промышленные, торговые и иные предприятия, заниматься арендой и другими видами предпринимательской деятельности.

Но, как говорят сами журналисты, в тот момент многие издания поняли, что намного полезней и главное - это профильное занятие, активно развивать рекламу, законодательно разрешенный вид деятельности, а не "черный пиар", то есть проплаченные статьи. Так, начав работать на отечественного, в первую очередь (хотя это больше декларировалось), и на зарубежного, во вторую (в реальности наоборот), пресса начала оживать. Она стала учиться самостоятельно зарабатывать деньги, становиться рентабельной.

Однако это долгий процесс, и сегодня еще многие из изданий только в начале его пути. Если говорить о журналистике как о сфере бизнеса, то чтобы ей встать на ноги, потребуется время. Его еще прошло мало, но уже о каких-то результатах можно говорить. К этому периоду следует отнести также еще одну проблему, осознанную прессой и предложенную всей логикой ее развития. Раз СМИ решили выйти из сложного положения не за счет читателя, а для накопления своих капиталов еще было недостаточно времени, то, естественно, что на помощь ей должно было прийти государство.

Можно ли в той ситуации было рассчитывать на поддержку государства? Мнение специалистов было однозначно: обязаны рассчитывать. Причем на здоровый государственный протекционизм, основные направления которого в области СМИ зафиксированы в Федеральной целевой программе "Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания в России в 1996 - 2001 годах", в Федеральном законе "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации".

Каким образом он должен был осуществляться, ни тогда, ни сейчас не знает никто толком. Как показали проведенные нами социологические опросы, предлагаются разные выходы из данной ситуации. Наиболее распространенное мнение, подкрепленное практическими доводами, - это равные экономические условия, причем равные для всех звеньев цепи процесса производства, начиная от подготовки номера газеты или журнала и заканчивая его распространением. Льготы, по мнению редакторов, данные в законе только СМИ, ведут к серьезным перекосам. Осознавая важность журналистского труда, тем не менее они признают, что не решив вопрос о распространении печатной продукции, СМИ не смогут развиваться, совершенствовать свою продукцию. Между тем, по степени разрешаемости, на сегодняшний день это один из самых сложных и противоречивых вопросов. Вроде очевидно, что сама по себе печатная продукция располагает лишь потенциальными возможностями влиять на общественную, духовную жизнь людей. Реально она воздействует лишь тогда, когда печатное слово доходит до читателя. Однако долгое время функции распространителей недооценивались. Тем не менее "распространение периодической печати в России в более активной форме ведет свое начало с шестидесятых годов прошлого века" [10]. Лишь в последнее время стало очевидным, что это важнейшая сфера деятельности, обеспечивающая функционирование СМИ в обществе.

Причина такого отношения к сфере распространения кроется в той системе, которая долгие годы существовала в нашей стране. Речь идет о централизированной государственной организации этого дела. Практически издателей вопросы подписки или торговли периодикой не касались в полной мере. Да, были подписные кампании, были огромные тиражи. Но журналистов волновал лишь непосредственно процесс подготовки и выпуска издания, когда его получит читатель - это было в ведении других структур, в частности Союзпечати. Когда в стране начались рыночные преобразования и каждый начал выживать по-своему, между журналистами и издателями, с одной стороны, и распространителями, с другой, наметился серьезный раскол. Финансово-экономический кризис лишь довел его до критической точки, когда всем стало ясно, что так дело не пойдет. Необходимо максимально быстро нейтрализовать эти противоречия. Начался поиск точек соприкосновения. К сожалению, еще многие противоречия не сняты. По-прежнему между этими сферами деятельности сохраняются сложные и напряженные взаимоотношения.

Хотя, по мнению опрошенных специалистов, уже заложены основы формирования достаточно эффективной системы распространения печати, условия функционирования которой определяет рынок. Они признают, что сегодня СМИ имеют некоторое подобие этой системы, которая сложилась в условиях стихийного рынка.

Как следует из анализа ответов респондентов, среди которых были как представители изданий, издательств, так и работники распространения, на сегодняшний день ситуация выглядит следующим образом. Обычно издатель отдает свой товар, то есть свежий выпуск газеты или журнала, на реализацию распространителю. Тот не в состоянии предоставить всем издателям предоплату. Более того, распространители принимают продукцию за рубли, эту же сумму за реализованный товар возвращают через две недели - месяц, плюс возвращают нереализованный товар (метод консигнации). Это объективная реальность, но в результате издания и их печатающие издательства терпят существенные убытки. Все это создает ситуацию, когда издательства не имеют возможности строить четкую долгосрочную экономическую политику своего производства. Они не способны контролировать продажи и влиять на рыночную политику.

Как видно, эти заведомо неравные условия сотрудничества вряд ли устраивают партнеров и способствуют нормальным отношениям между ними. Причем, как правило, распространитель платит только за самые ходовые газеты и журналы, которые составляют 50% его оборота. Все остальные издатели вынуждены отдавать свой товар на реализацию. Такая ситуация порождает монополию. В своей статье "Распространение печати: проблемы и решения" С.М.Гуревич говорит о такой монополии, где, сосредоточив в руках все распространение, "представитель власти получает возможность воздействовать на редакции, способствуя или препятствуя распространению их изданий" [11]. Сегодня как никогда остро встал вопрос об изменении этих правил игры, о выработке новой политики взаимоотношений между издателем и распространителем. Тем более, что такой опыт уже в определенной степени накоплен московской прессой.

Именно в столице достаточно оперативно налажено распространение периодической печати, сняты наиболее острые противоречия между конфронтирующими сторонами. Этого удалось добиться благодаря созданию и развитию альтернативных сетей распространения. В Москве существуют пять агентств бывшей "Роспечати", а также крупные розничные фирмы, такие, как "Центропечать", "Тверская, 13". Наряду с ними функционируют частные предприятия и фирмы, которые принадлежат редакциям. Например, "АиФ", "Московские новости" содержат свои сети киосков. Подобную сеть создает "Комсомольская правда".

Но, как свидетельствует статистика, крупные тиражи реализуют частные владельцы лотков, торговцы "с рук". В Москве с помощью альтернативных сетей распространяются в розницу 90 % независимых изданий. Причем, это как, так называемые демократические, так и оппозиционные (газета "Завтра", например, распространяет тираж исключительно благодаря "ручникам" и частным торговцам). Однако, по данным тех же исследований, издателя не интересует технология распространения его продукции. Более того, именно он недоволен тем, что его тиражи расходятся с помощью "ручников". В ряде анкет встречались резкие требования ограничить, сократить их. В то же время респонденты поддерживают крупных распространителей и считают, что им мешает как раз этот мобильный создающийся "черный рынок".

Такая позиция удивительна, тем более, что она как раз исходит от издательств, которые с помощью этих "ручников" реализуют издания в розницу!

Чтобы понять, что происходит и чем вызвана такая реакция, мы решили обратиться к анализу зарубежной практики. Тем более, что сегодня модно ссылаться на западный опыт. Дескать, "там" система построена четко и жестко. Как показало знакомство с европейской системой распространения, даже самое многотиражное издание Германии - ежедневная газета "Бильд" - на 70-80% распространяется "ручниками". Они торгуют ею без возврата остатка. При том, что тираж газеты - несколько миллионов экземпляров.

Опрашивая руководителей некоторых ежедневных газет и еженедельников, мы убеждались, насколько стереотипно они мыслят, когда речь идет о распространении издания. Они никак не хотят понять, что если отказаться от услуг "ручника", который больше всех заинтересован в продаже многотиражных ходовых изданий, то они серьезно потеряют в тираже и перестанут относиться к многотиражным изданиям. В киоске, на который они так уповают, другой принцип продажи. В нем, как правило, пресса представлена в широком ассортименте, и киоскер не ориентируется на два-три наиболее популярных или "ударных" издания. Поэтому нет гарантии, что именно то или иное издание будет пользоваться в киоске повышенным спросом. Скорее, тиражи здесь многих изданий оказываются невостребованными, нереализованными.

Следовательно, чтобы читатель получил достойную его свободную прессу, общество должно иметь издательское дело на должной высоте, когда подготовка, выпуск и распространение газет и журналов представляют единое целое, когда все составляющие отрасли выполняют общепринятые правила. Только объединив усилия, они могут избежать провальных ситуаций, которых в российской действительности предостаточно.

В периоды кризисов противоречия между издателями и распространителями проявляются особенно жестко. Появилось даже несколько типов действий в кризисной ситуации, определивших отношения "издание - распространение". Рассмотрим некоторые из них. Например, одни издатели требовали у распространителей полной предоплаты, другие предлагали оплатить тираж в течение ближайшей недели. Журнал "ELLE" перешел с условий стопроцентной оплаты реализации в течение месяца на условия оплаты в течение десяти дней. В той ситуации это было намного удобнее для издания, чем предоплата, по сравнению, например, с предложениями журнала "Бурда". Он построил свои отношения с распространителями на условиях только полной предоплаты. Часть издательств пошла по пути повышения цены, причем те, которые очень завысили стоимость своей продукции, естественно, потеряли в тиражах. По данным фирмы АО "Траст", у журнала "Cosmopolitan" после повышения цены тиражи сократились в два раза. У других изданий они упали вообще в три-пять раз.

Естественно, повышение цены - это существенная причина, которая привела к резкому снижению тиражей. Но она не единственная и, может быть, даже не главная. Издатели, боясь остаться внакладе, резко изменили условия по поставкам. Если до кризиса наиболее распространенным был договор типа "реализация - возврат", то в период обострения экономической ситуации многие издательства перешли на требование полной предоплаты или оплаты в более короткие сроки - в течение пяти дней. Конечно, это сильно напугало распространителей. Многие из них отказались брать некоторые издания, уменьшили свои заказы. В итоге потеряли и те, и другие.

К счастью, есть примеры и другого свойства. К числу их относится журнал "Салон и интерьер", который весь сложный период выходил по старой цене. Кризис по нему никак не ударил. Сохранив цену, независимо от курса доллара, он успешно распродал весь тираж. Это, пожалуй, единственный случай, когда у журнала тираж даже вырос.

Кризисная ситуация проявила еще одну проблему во взаимоотношениях между издателями, дело которых предлагать на рынок печатную продукцию, необходимую читателю, и распространителями, ее продающими в розничной сети непосредственно ее потребителю. Казалось бы, это аксиома, которая должна стать основой деловых отношений. Однако, если судить по ответам полученных нами анкет, издатели винят именно распространителей в том случае, когда издание плохо продается или не продается совсем. С себя же они снимают всякие обвинения, порой предлагая потребителю дорогое или плохо изданное издание и тем самым демонстрируя, насколько плохо они ориентируются в конъюнктуре рынка. Объяснить такому издателю, что это, может быть, и его вина, а не распространителя, оказывается непросто.

Таким образом, кризис, который пережила российская пресса, можно отнести к категории системных, составляющие части которого и были рассмотрены. Сейчас, по его прошествии, можно сказать, что в результате тех изменений, на которые пошли СМИ в силу предлагаемых обстоятельств, мы получили качественно другой информационный рынок.

К основным следует отнести следующие изменения. Первое, по мнению профессора М. В. Шкондина, это "тяжелое экономическое положение редакций и читателей" [12]. Оно "привело к тревожным переменам в структуре информационной сферы, грозящим ее целостности. Эволюция информационных отношений, создаваемых посредством печати, пошла по пути:

- отключения от общероссийского информационного поля значительной части населения;
- сокращения объема информации в структуре отдельного издания;
- ухудшения качества общероссийской информации, снижения уровня ее достоверности" [13].

Речь идет в данной связи о разрушении сложившейся системы информационных связей, об обеднении содержательного ее наполнения, об ухудшении качества информации, то есть о процессах, отрицательно влияющих как на функционирование СМИ, так и всего общества в целом.

Однако, судя по данным социологических исследований, не следует упускать из вида и экономические трудности населения, которые также явились одной из причин резкого сокращения тиражей. Значительная часть аудитории перестала подписываться не только на несколько, но даже на одно издание.

Второе - изменился состав рекламодателей. Многие крупные западные предприниматели приостановили свои рекламные кампании, их место на рынке заняли - в меру своих сил - российские товаропроизводители. Их бюджеты многократно меньше бюджетов их западных коллег, соответственно такая замена означает для средств массовой информации значительное уменьшение прибыли от рекламы.

И третье, отсюда вытекающее, последствие кризиса - сокращение числа новых издательских проектов: на них просто нет средств. Многие глянцевые издания, у которых до обострившейся экономической ситуации был шанс занять ведущее положение на рынке, опять начинают практически с нуля осваивать свою нишу.

"Экономические механизмы в системе массовой информации пока действуют так, что информационное производство становится часто невыгодным делом, - продолжает М. В. Шкондин. - К тому же в финансовом отношении нередко оно мало зависит от читателя. Бюджетное, частное финансирование, реклама - такова экономическая база многих изданий. Вместе с тем аудиторный экономический фактор начинает действовать, и он, согласно мировому опыту, со временем станет ведущим в экономическом механизме системы средств массовой информации России" [14].

Далее он считает, что этому в значительной степени будет способствовать дальнейшее развитие информационного рынка, в том числе его компонентов:

а) обращения информационного товара;
б) спроса и предложения;
в) конкуренции между производителями;
г) рекламы и сбыта информационной продукции;
д) информационного маркетинга как научно обоснованной системы анализа и учета требований аудитории.

Итак, чему же научил российскую, и в частности, московскую, прессу кризис? Какие выводы она сделала? Бесспорно одно: информационное поле России, и Москвы в том числе, находится в динамичном развитии. Даже несмотря на то, что производство в сфере журналистики чаще невыгодно, сегодня рынок прессы существует и укрепляет свои позиции. Не только окончательно не упал, но и растет спрос на печатную продукцию как таковую. Вызывает уважение гибкость многих изданий, которые попытались приспособиться к новым экономическим условиям. Им это удалось. По-прежнему выходят, правда заметно "похудев", после кризиса такие журналы, как "Cosmopolitаn", "Домашний очаг". Причем снижение объемов изданий практически не отразилось на их содержании. Более того, многие журналы постепенно возвращаются к своему привычному объему, стремительно набирают обороты с выходом каждого последующего номера, расширяют читательскую аудиторию.

При этом сама кризисная ситуация предоставила изданиям неожиданно огромные возможности для усовершенствования. Оказалось, что это было идеальное время для продвижения своих "торговых марок", для создания имиджа того или иного журнала или газеты. Само время предлагало им достичь нужных результатов, использовав меньшие средства. Действительно, для тех компаний, которые выжидали, реклама как непосредственно печатного издания, так и просто товара была в тот момент часто нецелесообразна. Для тех же, кто стремился к созданию известности на рынке, пришло понимание, что настало время действовать. И они действовали.

Примером эффективного использования момента могут служить рекламные кампании журнала "GEO" и марки "Довгань". Выход первого номера журнала "VOGUE" и публикация книги "Как я стал Довганем" пришлись как раз на начало кризиса. Благодаря мощной рекламной кампании и конкурентно приемлемой цене продажи журнала и книги прошли хорошо, а география их распространения оказалась значительно шире других изданий. В кризисный период, как видим, выигрывают решительные, не боящиеся рисковать.

Как показал анализ СМИ, реклама в условиях кризиса также имеет свои особенности. Задача всех участников рынка информации заключалась в том, чтобы не допустить противоестественного демпинга в сфере расценок на рекламу. Никоим образом нельзя было довести до критического минимума контакт СМИ со своими читателями. В данной ситуации пришлось бы уже говорить о разрушении рынка. Этого удалось избежать, правда, ценой непомерных усилий. Издатели в итоге не лишились надлежащей доли прибыли, не пострадали от этого максимально ни собственно издания, ни журналисты, ни, в конечном счете, сами рекламодатели, так как количество газет и журналов не уменьшилось. Следовательно, сохранилась управляемость рекламными бюджетами СМИ.

Как видим, издатели стратегически заинтересованы в сохранении рынка. В данном случае перед издателями стояла сложная дилемма - противодействовать не только сути кризисных явлений, но и усилить работу издания: продвигать свою "торговую марку", больше заниматься саморекламированием, пытаться не только не потерять своего читателя, но и при этом привлечь нового. Приведем несколько мнений, полученных при экспертных опросах, опубликованных в профилируемой прессе.

Павел Филенков, коммерческий директор ИД "Коммерсантъ":
"Необходимо отметить, что кризис заключает в себе и положительные моменты. Так, кризис заставил нас взглянуть на бюджет более пристально. Мы оптимизировали структуру расходов, сосредоточились на необходимом, усилили саморекламирование. Естественно, эти меры отразились на наших ПР-кампаниях, которые старались проводить намного чаще. Тираж "Коммерсантъ-daily" в дни кризиса вырос: к газете в поисках качественной актуальной информации обратились люди, которые к ней обычно не обращались. Сейчас мы видим свою задачу в том, чтобы удержать этого нового читателя; мы прилагаем все усилия к тому, чтобы закрепить новый тираж. При этом наша задача - перевести внимание того, кто впервые после кризиса с интересом прочел криминальную хронику, к другим рубрикам, например к новостям компании. Главное качество нашей газеты - это доступные, понятные, серьезные и разумные тексты. О стратегической перспективе конкретно говорить сейчас сложно. Но мы готовы к практически любым сценариям развития. Если говорить конкретно о газете "Коммерсантъ-daily", то необходимо отметить неизменной направление и цель этого развития - а именно, опережение изменяющихся запросов рынка. Мы пытаемся делать издание таким, чтобы оно оптимально удовлетворяло интересы нашей аудитории в каждый конкретный момент" [15].

Евгений Абов, генеральный директор газеты "Версия - Совершенно секретно":
"Что касается нашей газеты, то мы поставили задачу приспособить "Версию" к новой посткризисной ситуации. Газета задумывалась как таблоид, и в этом качестве она была запущена и получила высокий рейтинг распространителей. Однако кризис заставил нас пересмотреть концепцию издания. Вектор читательских пристрастий и интересов сместился, и мы поняли, что сегодняшнему рынку нужно иное издание. Появилась потребность в изданиях, которые оперативно, доходчиво, ясно, авторитетно объясняют людям, что происходит в стране. Прежняя "Версия" до такой планки читательского интереса не дотягивала. Мы сократили объем газеты с 64 до 48 полос, срезали тиражи с о 158 тыс. экз. до 20 тыс. экз. (некоторые распространители просто не платили денег). Произошла кадровая перестановка. Пересмотрели подачу материалов, изменили заголовки, стали давать больше фотографий, сделали акцент на сенсационные статьи. Мы намерены сопроводить выход новой "Версии" крупной рекламной кампанией, которая включает в себя телевизионную рекламу, радио, рекламу в печатных СМИ и другие виды промоушена" [16].

Петр Меньших, главный редактор журнала "За рулем":
"Сейчас для нас важны два направления: реализация и реклама. Нам пришлось снизить общий тираж журнала, но мы думаем, что вырастет подписка, и будем активно вкладывать в наш журнал. Наша цель - сохранить оптимальный тираж. Вторая главная задача: обеспечить рекламой наши издания. Для того чтобы привлечь рекламу в издания, мы провели внутреннюю перестройку: организовали два рекламных бюро. До этого мы пользовались услугами рекламных агентств. Сегодня 80 процентов рекламы собирают внутренние службы. К примеру, издание "Полезные страницы" окупается только за счет "мелкой" рекламы. По сути, это дело для нас привычное - преодоление очередных трудностей. Мы смотрим вперед, активизируем свою деятельность" [17].

Как видим, разные издания приобрели разный, но бесспорно ценный опыт выживания в кризисных и посткризисных ситуациях. Главное, они осознали, что рынок диктует жесткие правила игры и надо учиться постоянно быть в форме, чувствовать его пульс. Это непросто. Бывают просчеты и поражения.

Вот, как например, оценивает позиции старейшего журнала страны "Огонек" исследователь А. А. Цыганов. Он пишет, что ""Огонек" сам оказался во многом виноват в своих проблемах - не было выстроено надежного коммерческого механизма существования и привлечения рекламодателя, в результате чего он не получал достаточных средств от рекламы и реализации. Дальнейшее развитие журнала видится на путях отражения и удовлетворения политических потребностей вступившего в права владения собственника, а также удовлетворения простейших информационных потребностей широкой публики, ориентироваться на интерес которой журнал "Огонек" будет принужден ситуацией на рынке" [18].

Очевидно, что эволюция журнала "Огонек" не представляет собой исключительного явления для качественных изданий и в целом отвечает тем общим закономерностям развития рынка, характерного для российских СМИ. Многие издания также вынуждены были пересмотреть свои концепции, бюджеты, их распределение.

Те, кто этого не сделал, потерпел фиаско. Причем проявилась эта тенденция уже в послекризисное время, когда обнаружилось с помощью социологических исследований, что катастрофически упало распространение журналов. В основном, речь идет о дорогих иллюстрированных.

Пытаясь объяснить эту ситуацию, исследователь Л. Л. Реснянская пишет, что "тенденции массовизации и дифференциации особенно отчетливо видны в развитии журнальной группы изданий. Так, совершенно новый элемент в структуре современной российской периодики - дорогие иллюстрированные журналы - априори адресованы читателям из высокодоходных групп, доля которых в населении страны чрезвычайно мала" [19]. Действительно, читающее и продолжающее читать журналы население чаще всего обращается к недорогим журналам "Лиза", "Вот так", "Здоровье". Те, в свою очередь, ориентируются на широкую аудиторию и помогают ей адаптироваться к сегодняшним условиям жизни. Поэтому дорогим журналам как никогда следует заняться продвижением себя на информационном рынке, если они хотят на нем существовать. Тем более, что постоянного читателя, как у традиционных журналов страны, у них еще нет.

Именно своя аудитория помогла выжить в течение всех последних десятилетий, в период кризиса в том числе, и выходить до сегодняшнего дня таким изданиям как "Иностранная литература", "Век ХХ и мир", "Новый мир". Их жизнестойкости можно позавидовать. Основным критерием этого долголетия следует считать верную стратегию, изначально заложенную редакциями. Эти издания рассчитаны на относительно узкий круг читателей, которые, в свою очередь не пытаются изменить своим привычкам и традициям.

Даже небольшой период в истории этих изданий, когда они вдруг в разгар перестройки начали выходить огромными тиражами, не поколебал их позиции. Интересно, что именно этот подход взят на вооружение многими СМИ, которые появляются на рынке в последнее время. Они изначально адресованы небольшим, достаточно специализированным по интересам группам читателей. Журналисты полагают, что достаточно заинтересовать узкую группу читателей, сделать их союзниками, а те будут верны им в любой, даже критической ситуации.

Понятно, занимаясь анализом московской прессы как лидирующей на информационном рынке страны, мы не забываем о том, что ситуация крайне подвижна, и экономическая нестабильность подчас является фактором более постоянным, чем хотелось бы. Наиболее подвержены ей детские издания, которые возникают и исчезают с пугающей быстротой. К этой же группе исследователь Л. Л. Реснянская относит и "литературно-художественные журналы, без которых и российский культурный ландшафт представить нельзя" [20]. Они "едва выживают и публично просят о помощи" [21]. Издательский бизнес начинает измеряться другими критериями. Если издания не выгодны рекламодателю, то, как правило, они обречены на смерть. К сожалению, других надежных источников финансирования у них нет, а дотации, выделяемые государством, мизерны. Поэтому говорить об их долголетии пока трудно.

*    *     *


Итак, анализ ситуации на российском информационном рынке, в частности, на примере московской прессы, показал, что в сфере СМИ происходят существенные преобразования. На смену вертикальной структуре организации системы пришла горизонтальная, которая коренным образом изменила картину отечественной журналистики. Структурные изменения сказались как на количественном, так и на качественном состоянии информационного пространства.

Главной чертой нынешнего состояния информационного рынка следует считать смену приоритетов. При всем разнообразии возникших структурных образований СМИ, все они определяют своей основной целью интересы читателя, удовлетворение его запросов в области информации. Пытаясь сохранить традиций отечественной журналистики, пресса наравне с другими СМИ одновременно осваивает новые методы и приемы, характеризующие ее сегодняшний этап развития. Это, прежде всего, налаживание всей производственной цепи в отрасли, когда журналисты, издатели и распространители действуют как единое целое во имя интересов потребителя.

Непростой видится и проблема налаживания контактов с государственными структурами, когда интересы государства и издателя должны совпадать. К сожалению, многие издания сегодня могут выжить только благодаря государственной поддержке. Но она крайне мала и заставляет СМИ учиться самостоятельно зарабатывать средства на свое существование.

Такой школой выживания для прессы стал финансово-экономический кризис в стране. Многие издания, не побоявшись риска, обрели огромный опыт действия в условиях свободной конкуренции, да еще в критической ситуации. Это заставило их пересмотреть некоторые взгляды на собственное производство, извлечь уроки из своих удачных или не очень действий и перейти на новый уровень своего существования в данный период. Именно после этой кризисной ситуации в стране произошел существенный сдвиг в работе многих периодических изданий. Они начали серьезно и профессионально осваивать методы продвижения своего информационного продукта на рынке СМИ.

Отправной точкой при принятии решений в области стратегии выхода и закрепления на рынке для большинства изданий стали потребности аудитории. Именно с этих позиций российская печать интенсивно осваивает методы своего функционирования, а также такие понятия, как маркетинг, промоушн, реклама, которые стали применяться в издательском деле.

Сегодня практика становится хорошей основой для теоретического осмысления этих проблем, помогает теоретикам журналистики наверстать образовавшийся пробел в осознании тех процессов, которые идут в СМИ в течение последних десятилетий.

Литература:
1. Коряковцева Е.А. Имена действия в русском литературном языке: история, словообразовательная семантика.: АКД, 14, 1995.
2. Реснянская Л. Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики.- М., 1996.- С. 6.
3. Реснянская Л. Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики. М., 1996. С. 7.
4. Шкондин М. В. Средства массовой информации: системные характеристики.- М., 1995.- С. 20.
5. Гуревич С. М. Экономика средств массовой информации.- М., 2001. С. 52.
6. Реснянская Л. Л. Общероссийские газетные издания.- М., 1999.- С. 12.
7. Там же. С. 13.
8. Реснянская Л. Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики. - М., 1996.- С.9.
9. Типология периодической печати. Под ред. Я. Н. Засурского.- М., 1995.- С. 5.
10. Голомб Э. Г. Фингерит Е. М. Распространение печати в дореволюционной России и Советском Союзе. М., 1967. С. 13.
11. Гуревич С. М. Распространение печати: проблемы и решения // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика.-1998.- №4.
12. Шкондин М. В. Система средств массовой информации.- М., 1999.- С. 6.
13. Там же. С. 6.
14. Типология периодической печати. Под ред. Я. Н. Засурского.- М., 1995.- С. 8.
15. "Кризис: жизнь продолжается" // "Пресс-тайм".-1998.- № 17.
16. Кризис: жизнь продолжается // Пресс-тайм.-1998.- № 17.
17. Там же.
18. Цыганов А. А. "Огонек": кризис журнала как отражение процесса подчинения качественной прессы новым соб-ственникам. // Актуальные проблемы журналистики.- М., 1997.
19. Реснянская Л. Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики.- М., 1996.- С. 11.
20. Реснянская Л. Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики.- М., 1996.- С. 13.
21. Там же. С. 13.

________________________________________________
© Коханова Юлия
Человек-эпоха. К 130-летию Отто Юльевича Шмидта
Очерк о легендарном покорителе арктики, ученом-математике О.Ю.Шмидте.
Мир в фотографиях. Портреты и творчество наших друзей
Фотографии из Фейсбука, Твиттера и присланные по почте в редакцию Relga.ru
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum