Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Журналистика в поле цифровизации: к постановке новых задач
(№7 [397] 05.07.2022)
Авторы:
 Галина Лазутина , Ольга Дмитриева
Галина  Лазутина
Ольга  Дмитриева

Влияние цифровизации

Обращаясь к теме данной статьи, мы видели ее цель в том, чтобы вызвать в научной среде обсуждение задач, которые встают перед наукой о журналистике и системой подготовки журналистских кадров в условиях сегодняшнего дня. Именно это побудило нас построить ее как логико-теоретическое исследование, направленное к выявлению причин кризиса, возникшего в журналистике, и возможного пути оптимизации ситуации.

Журналистика включилась в процесс стремительных преобразований, начатых в мире цифровой революцией, одной из первых в стране. Это было обусловлено ее положением в обществе. Работа журналиста создание текстов массовой информации, предназначенных для оперативного распространения, и потому она непосредственно связана с системой коммуникаций. В условиях технологической революции максимальная близость производства такой продукции к каналам распространения стала особенно очевидной. Уже сам момент рождения журналистского текста, проходящего оцифровку для того, чтобы мог отправиться в дальнейший путь, являет собой начало процесса распространения информации. Оцифровка как бы объединила два вида деятельности производство и распространение текстов, профессиональную деятельность журналиста и профессиональную деятельность коммуникатора. Эта особенность определила тот факт, что влияние цифровизации на журналистику оказалось не только первоочередным, но и очень чувствительным.

Можно было бы только радоваться такому обстоятельству, если бы оно обернулось для общества бесспорными обретениями. Однако в информационном пространстве стали происходить такие преобразования и число их так быстро росло, что очень скоро стало понятно: не все они могут оказаться благоприятными для журналистики и для общества. Ко второму десятилетию XXI века в информационном обеспечении витальных потребностей общества с определенностью обозначились черты, говорящие о проявлениях кризиса в деятельности СМИ. Они образовали довольно внушительный ряд:

– резко упала надежность, достаточность и убедительность информационных сообщений, необходимых для устойчивого функционирования общества;

– резко нарушились пропорции в насыщении массового сознания общества качественными текстами, воспроизводящими актуальные знания, нормы и ценности, а также передающими опыт межгруппового взаимодействия граждан;

– заметно упало насыщение информационных каналов текстами, адресованными общественному мнению и несущими в себе мысли граждан об актуальных событиях и актуальных социальных проблемах;

– за счет увеличения количества политически окрашенных публикаций пропагандистского характера стала отчетливо видимой тенденция в разных странах к вытеснению из массовых информационных потоков контента, идущего в разрез с позицией властных структур;

– как основное направление контента, предназначаемого для поддержки психофизического состояния людей, устойчиво определилась чистая развлекательность – в ущерб многообразию содержательных произведений, представляющих собой подлинную художественную ценность.

Эмпирические данные, зафиксированные в социологических обзорах, весьма убедительно подтверждают правомерность вывода о кризисе в функционировании средств массовой информации [1; 2, с. 7]. В рефлексии журналистской общности этот кризис дает себя знать реальной тревогой людей по поводу будущего профессии. Перед журналистикой вполне осязаемо замаячил вопрос, быть или не быть ей самостоятельным видом профессиональной деятельности. Спонтанно начался поиск каких-либо возможностей закрепить обязанности и роль профессии в обществе, что уже нашло отражение в информационном поле [3].

Причины кризиса

В результате сказанного в общественных науках сложилась ситуация, которая осознается сегодня как серьезная проблема. Она заключается в рассогласовании трех важнейших факторов, определяющих информационное обеспечение общества, а именно:

– нового состояния информационной среды, выступающей как совокупность условий функционирования массмедиа;

– предназначения журналистики, отраженного научной мыслью по результатам анализа обстоятельств, которые вызвали к жизни этот вид деятельности;

– реальной роли, выполняемой журналистикой в настоящий момент.

В ряду причин, приведших к такому рассогласованию, две обращают на себя внимание прежде всего. Во-первых, рассогласованию не может не способствовать отсутствие опыта информационного взаимодействия в обществе в условиях появления новых обстоятельств. А ситуация именно такова: интернетизация и сопровождающая ее цифровизация создали обстоятельства, заметно изменившие практику информационного взаимодействия и требующие освоения [4]. Во-вторых, рассогласованность неизбежно возникает, если в деятельности используется тот ее способ, который сложился в предшествующий период и не вполне соответствует новым условиям. В нашем случае это тоже имеет место: способ профессиональной деятельности, описанный в учебниках и книгах, посвященных журналистской практике, не учитывает многих особенностей, возникших сегодня в информационном пространстве [5; 6]. 

Обе эти причины способны отрицательным образом влиять на обеспечение информационных потребностей общества и могут рассматриваться как тормоз для успешного информационного взаимодействия. В такой связи становится весьма существенным определить, что можно противопоставить этому отрицательному влиянию, как нейтрализовать активность подобных причин.

С нашей точки зрения, путь, ведущий к решению столь непростой задачи, может складываться из систематизации преобразований в информационном пространстве, выявления позитивного и негативного их начал, с одной стороны, а с другой – из преобразования традиционного способа журналистской деятельности, обогащения его изменениями, которые необходимы, чтобы обеспечить соответствие новым условиям. Попытаемся дать себе отчет в том и другом.

Пути решения проблемы

Переменам, происшедшим в информационном пространстве, и в зарубежных, и в отечественных источниках даются схожие характеристики. Это не удивительно: ученые размышляют об одной и той же реальности. Так, согласно заключениям известного британского исследователя массовых коммуникаций Д. МакКуэйла, интернет привнес в мир медиа «разнообразие форм и доступность потенциальных источников, свободу от большинства видов контроля, возможность обратной связи, интерактивность, относительную делокализацию, неинституциональный характер и отсутствие связи с другими социальными институтами» [7, с. 26]. Со всем этим трудно не согласиться, однако есть нужда прокомментировать сказанное, подчеркнув смысл основных положений. 

«Доступность потенциальных источников» и «свобода от большинства видов контроля» означают, что практически вся ранее зафиксированная информация становится базой для многократного освоения медиапотребителями, в том числе и создателями новой медиапродукции, которые обращаются к источникам как к бэкграунду для последующей работы. Для них уже существуют развернутые рекомендации по использованию источников, хранящихся в сети [8].

«Интерактивность», «возможность обратной связи» при открывшемся для всех свободном выходе в информационное пространство создает условия для превращения межличностного общения в массовое и массового – в межличностное, что оборачивается возникновением нового социального явления – массового межличностного общения. Как следствие в обществе создается и быстро развивается виртуальная среда, вырабатывающая новые формы взаимодействия в информационном пространстве и в реальном общественном бытии [9].

«Относительная делокализация, неинституциональный характер и отсутствие связи с другими социальными институтами» есть не что иное, как обозначение процессов перестройки информационного поля общества в соответствии с новыми возможностями удовлетворения общественных информационных потребностей в целом, а также потребностей социальных институтов, социальных групп и отдельных граждан. «Мы являемся свидетелями организационной перестройки институтов журналистики. <…> Постоянный творческий поиск, напряженный выбор оптимального пути развития – с такими динамичными реалиями сталкиваются сегодня средства массовой информации», – пишет по этому поводу Е. С. Кильпеляйнен, автор диссертации, посвященной исследованию трансформации профессионального профиля современного журналиста [10, с. 3–4].

С учетом предложенных комментариев, совокупность преобразований, вызванных в информационном пространстве цифровой революцией, может рассматриваться как трансформация информационного обеспечения деятельности общества, сопровождаемая возникновением принципиально новых социальных явлений. Три из них уже заявили о себе с достаточной определенностью, что позволяет представить их как результаты происшедшей трансформации. Если следовать сказанному, в их числе должны быть названы:

– образование глобальной общедоступной базы информационных источников [11];

– возникновение массового межличностного общения как способа информационного взаимодействия в обществе, о чем уже сказано в одной из названных выше статей;

– формирование новой структуры информационного пространства как единства неинституциональной виртуальной среды и институциональных информационных потоков, создаваемых профессиональной журналистикой, – процессы изменения отношений с аудиторией, которым уже посвящен ряд актуальных статей, представляющих попытку осмыслить происходящие преобразования [12; 13].

Такая трансформация информационного обеспечения общественной жизни есть не что иное, как выход человечества на новый виток развития, независимо от конкретно-исторических ситуаций, переживаемых той или иной страной. При этом ученые отмечают, что усиление роли медиатизации человека и общества ведет к тому, что средства коммуникации начинают выступать как выразители интересов новых социальных структур и новых потребностей личности, превращают человека как личность социальную в личность медийную [14, с. 13–14; 15]. Интернет со всем арсеналом его социокультурных, технических, экономических ресурсов становится одним из решающих факторов формирования виртуальных общностей и новых практик взаимодействия: «Они формируются на основе общих информационно-коммуникационных интересов, не ограничиваются национальными, временными или географическими границами и способны осуществлять социокультурное, экономическое и политическое влияние как на отдельные социальные группы общества, так и на весь мир в целом» [16]. 

В свете сказанного новый виток развития общества не может не предполагать изменений и в традиционном способе журналистской деятельности, сложившемся в России как совокупность методологических, этических, технологических и методических ее особенностей. В чем же эти назревающие изменения могут состоять, если допустить, что способ деятельности должен с необходимостью реагировать на трансформацию среды, в которой эта деятельность протекает? А допустить это приходится поневоле, поскольку условия деятельности есть фактор, влияние которого на деятельность неизбежно [17].

Первое заключение, которое следует сделать, анализируя метаморфозы среды, состоит в том, что реакция способа должна быть комплексной. Изменения должны произойти во всех его составляющих, поскольку трансформация среды коснулась и методологической платформы журналистской деятельности, и этических ее принципов, и технологии работы, и самих методов. Это нетрудно обнаружить даже при поверхностном взгляде на современную журналистскую практику, зафиксировав несоответствие тех или иных профессиональных шагов журналистов требованиям жизни, которые выдвигает перед ними современный момент. 

Заключение второе касается характера изменений, которых следует ожидать. Надо полагать, что адаптация способа журналистской деятельности к новым условиям ее существования должна включить в себя прежде всего уточнение и обогащение всех составляющих способа. Именно об этом говорят новые проявления журналистской деятельности, когда они рождаются в результате поиска журналистом соответствия своих действий вызовам времени. Достаточно вспомнить, что совсем не случайно родился в журналистике такой формат, как лонгрид, появилась дата-журналистика, заявила о себе роботожурналистика [18; 19; 20].

Есть и еще одно заключение, диктуемое внимательным рассмотрением преобразований, вызванных цифровизацией социальных коммуникаций. Не исключено, что в условиях такого обилия перемен способ профессиональной деятельности журналиста может обнаружить черты, инициированные ранее не известными факторами и потому до сегодняшнего часа не проявлявшиеся. Это вполне естественный момент, и его не стоит опасаться. Как и в первых двух случаях, он дает основания для разработки гипотезы об изменениях в структуре способа профессиональной деятельности журналиста в современный период.

Вывод

Подводя итог рассмотрению ситуации, сложившейся сегодня в информационном пространстве, мы должны подчеркнуть, что она выдвигает не одну серьезную проблему перед наукой о журналистике и перед системой подготовки современных журналистов. В ряду вариантов решения этих проблем следует рассматривать как первоочередные задачи и те положения, которые сформулированы в данной статье. Они указывают на необходимость согласования в информационном взаимодействии общества преобразований в системе массовых коммуникаций, предназначения журналистики и ее реальной роли. Условием, которое должно обеспечить такое согласование, видится адаптация сложившегося способа профессиональной деятельности журналиста к изменившейся среде функционирования СМИ. Может в связи с этим пойти речь и о расширении обязанностей журналистики в обществе, вызванной новыми обстоятельствами. Иными словами, модификация способа деятельности журналиста в соответствии с требованиями времени не только неизбежна, но в некоторой степени и непредсказуема. И затягивать с этим процессом нельзя: судя по всему, спонтанно он уже начался и нуждается в актуальном осмыслении предпринимаемых попыток.  

Список использованной литературы

1. Волков Д., Гончаров С. Российский медиаландшафт: основные тенденции использования СМИ // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2017. № 1-2 (124). С. 105–129. 

2. Литвиненко Ю. Продавленная кнопка // Коммерсант. 2022. 8 июн. 

3. Мирошниченко А. Антрепризная журналистика Соколова-Митрича. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.aka-media.ru/inside/917/ 

4. Крайнов А.Л. Риски информационного общества: социально-философский анализ // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2019. № 4 (26). С. 53–61.

5. Лазутина Г.В. Основы журналистской деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017. 242 с. 

6. Соколов-Митрич Д. Реальный репортер. Почему нас этому не учат на журфаке?! СПб.: Питер, 2012. 256 с.

7. МакКуэйл Д. Журналистика и общество. М.: МедиаМир: Фак. журн. МГУ, 2013. 362 с.

8. Батманова С. Особенности журналистского процесса в сети Интернет // RELGA. 2004. № 5 (95). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=183&level1=main&level2=articles

9. Лазутина Г.В. Сетикет и репутация пользователя: роль модератора групп // Современная журналистика в аспекте деонтологии. Вып. 4. М.: Фак. журн. МГУ, 2022. С. 116–126.

10. Кильпеляйнен Е.С. Трансформация профессиональных компетенций журналиста в период цифровизации медиапространства: Автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.10. М., 2019. 19 с. 

11. Об информации, информационных технологиях и о защите информации (с изменениями и дополнениями): Федеральный закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/12148555/

12. Красноярова О.В. Развитие массовой коммуникации и изменения статуса аудитории // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2014. № 4. С. 29–34.

13. Новикова Т.Е. Изменение значения понятия «аудитория» в контексте современных медиакоммуникаций // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 2 (30). С. 120–123.

14. Вартанова Е.Л. От человека социального – к человеку медийному // От книги до Интернета: десять лет спустя. М.: МедиаМир, 2009. С. 3–15.

15. Алексухин С.И. Формирование новых коммуникативных сообществ // Массовая коммуникация в современной России: сб. науч. ст. М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 61–79.

16. Литовченко И.В. Влияние медиатизации на институционализацию общественной жизни // Молодой ученый. 2015. № 17 (97). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/97/21830/

17. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. 349 с.

18. Кульчицкая Д.Ю., Галустян А.А. Лонгриды в онлайн-СМИ: особенности и технология создания. М.: Аспект Пресс, 2017. 80 с.

19. Симакова С.И. Журналистика данных как современное направление журналистики // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2013. № 1 (11). С. 52–56.

20. Исаев Е.М., Кокорева М.В. Роботизация новостной журналистики в России: новые принципы работы редакции и трансформация журналисткой этики // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2019. Т. 4. № 3. С. 85–102.

_______________________________________________

©️ Лазутина Галина Викторовна, Дмитриева Ольга Александровна 

 

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum