|
|
|
(памяти Дмитрия Покровского) Известие о смерти Дмитрия Покровского обожгло, как известие о смерти близкого человека. С.Бондарчук, Е.Евстигнеев, И.Смоктуновский, ... "уж сколько их упало в эту бездну". Мастера, учителя. Их жизнь, их любовь не к Человечеству, но к Человеку в большой мере были оправданием и нашего существования. И вот Дмитрий Покровский. Его имя возвращает меня в тот февральский день, когда в Большом зале Ростовской филармонии он подарил нам радость встречи с подлинной нестилизованной русской песней и созданным им уникальным коллективом ее исполнителей. Дмитрий Покровский владел несметными сокровищами и в широте души своей готов был щедро делиться ими с каждым, кто может распахнуть свое сердце навстречу настоящей народной песне. Атмосферой искренности и неподдельности было проникнуто все "действо", творимое Дм. Покровским с его молодыми товарищами и учениками. Запас песен огромен. "Предлагайте, - говорил Покровский, - мы будем петь для вас и играть, что хотите". И вот через зал на сцену поплыли записки - желания жаждущих душ. Как добрый волшебник, он тут же исполнял их, легко перестраивая программу. Собственно, программы и не было. Были только песни, чрезвычайно разнообразные по характеру, по стилистике (и музыкальной, и языковой). Песни русского Севера и казачьи песни, песни Полесья и Забайкалья. Древние языческие песнопения и современные народные. Программы, как таковой нет, но есть тонко развитое чувство сценической композиции, которое не позволяло отдельным "номерам" (опять не то слово) распадаться: есть чувство, чутье, которое безошибочно верно ведет нарастающее "действо", сохраняя его целостность в удивительном богатстве многообразия. Первой песней звучало трио, второй - квартет, в квинтете третьей сплетались уже пять разных голосов, потом вступали народные инструменты. Вначале это были разнообразные пастушьи рожки, затем - лира, сопровождающая песню бродячего музыканта. Косы, пилы, какие-то гортанные струны. Казалось, любой предмет может запеть в чутких руках музыкантов. И вот уже в "действо" постепенно включаются слушатели. Сначала робко, потом, зачарованные добрым волшебником, все смелее и смелее и, наконец, зал вдруг оказывается на сцене, а затем и зрители, и артисты - все перетекает в фойе. И вот уже в общем хороводе отличить одних от других можно только по национальным костюмам певцов - тоже подлинным, тоже достоверным, как все, с чем имеет дело Д.Покровский. Он давал людям именно то, чего нам так иногда не хватает: внутреннюю свободу, раскованность в самом лучшем смысле этого слова. Возвращение к детству человечества как к собственному детству. "Чтобы оценить Тадж-Магал", - говорят индусы, - "надо освободиться от его очарования". От очарования концерта Д.Покровского освободиться трудно и не хочется. Критический анализ неуместен в дни памяти. Да и возможен ли он по отношению к первопроходцам. Песни, собранные и исполняемые коллективом Д.Покровского - светлый источник большой радости. Скорее даже и не источник, а море, океан, безбрежный океан великого народного творчества, уходящий в туманную даль времени и сливающийся там с самой природой. Д.Покровский был подвижником и гражданином. Дело, которое он вершил, собирая народные песни (очень нелегкое дело) и которому он посвятил свою жизнь, соразмерно с этим океаном. Выпускник Гнесинки, затем ее преподаватель, талантливый музыкант, пропагандист русского искусства на Западе, артист, ученый-этнограф - все ипостаси Д.Покровского трудно перечислить. Тонко чувствуя музыкальную гармонию и душу песни, он составил "Красную книгу" национального фольклора, география которой - география всей нашей страны и так называемого ближнего зарубежья. Но это не только география - это и история, поскольку, как писал В. Ключевский, переживание народа становится историческим фактом, наряду с событиями. В этих песнях слиты пространство и время, далекое прошлое и настоящее. Значение деятельности Д.Покровского для культуры XX века переоценить невозможно, потому что через нее проходит путь и к будущему музыкального искусства, которое теряет свою силу, утрачивая антееву связь с народным творчеством. В периоды исторических переломов движение к истокам становится сильной и объективной необходимостью. Творчество Д.Покровского - одно из выражений этой необходимости. Оно стало возможным благодаря его замечательным личностным качествам. В памяти навсегда останется добрый свет его глаз, одухотворенность каждого движения, зримая безмерная увлеченность делом, которому он служит преданно и профессионально. ____________________________________________________ © Боровская Наталья |
|