Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
400-й вышел
Статья главного редактора об изменениях в практике издания, авторском составе и ...
№10
(400)
01.10.2022
Коммуникации
Тяжелая жизнь пропаганды, особенно – пропагандистов
(№8 [398] 01.08.2022)
Автор: Георгий Почепцов
Георгий Почепцов

https://rezonans.asia/tyazhelaya-zhizn-propagandy/ 

14.07.22

Пропаганда призвана убеждать. Но легко убеждать подчиненных и сложно свободных людей. Поэтому часто пропаганде приходится как фокуснику делать ложные движения, чтобы отвлечь массовое сознание в сторону. И тогда побеждает более захватывающая новость, чем более правдивая... Человек – это, условно говоря, "информационное животное". Он не хочет и не может жить без информации. Она для него так же важна, как и пища.

Пропаганда является самой четко организованной информацией, поскольку в этом случае доминирует не столько случайно-новостной характер, а системно-пропагандистский. В результате то, что соответствует модели мира, удерживаемого пропагандой, может появиться на экране в качестве новости. Она всегда будет подтверждать то, что говорит пропаганда, и никогда ей не противоречить.

Советская пропаганда была максимально серьезной, ее можно было конспектировать, таковы были чеканные фразы, которые провозглашались диктором. Левитан был такой же частью войны, как министр обороны или сам Сталин... Люди ассоциировали образ и голос Левитана с тем, что он говорил.

По этой причине нам говорили всегда, что Левитан был провозглашен личным врагов фюрера. Однако особых личных врагов, как оказалось, у Гитлера не было. Хотя Левитан был вписан в список лиц, которых следовало арестовать в случае захвата Москвы. Одной из причин было желание немцев, чтобы именно Левитан зачитал по радио информацию о немецкой победе.

Голос Левитана стал голосом власти. В свое время ему даже пришлось читать по радио многочасовой доклад Сталина. Всё это и создало образ, соединивший в массовом сознании диктора и важную информацию.

В норме мы коммуникативно потребляем то, что готовят нам другие. Обычно мы ищем, к примеру, сайты, которые соответствуют нашим представлениям о действительности. В более редких случаях мы можем присмотреться к сайту "врагов", чтобы удостовериться в том, что они-таки враги, и мы их правильно не читаем. 

Условный враг вызывает больше эмоций, чем условный друг. Биологически мы ориентированы на поиск врагов, поскольку наличие их может принести много вреда. Мы даже "тренируемся" на врага в случае просмотра кино. Ведь самые популярные сериалы – это те, где враги стоят среди главных героев. Эта тренировка на врага характерна для культуры с самых давних времен. Сказка строится на запретах и их нарушениях, как обнаружил В. Пропп. Красную шапочку и Ивасика-Телесика подают в переплет событий только потому, что ослушались старших и не подчинились запрету.

Пропаганда, работая в эмоциональном поле, опускает зрителя на уровень ребенка, поскольку старается не пустить его в рациональное пространство. Вспомним типичные рисунки, изображающие врагов. Их лица отвратительны и ужасны. Их позы пугают. Это, конечно, "бумажный" страх, но он выстраивает реальность в голове. Тем более что одной из задач пропаганды является "расчеловечивание" врага. Отсюда возникшие безосновательно задачи России в виде денацификации и демилитаризации Украины, которые не поняло население. Россия даже проводила отдельное совещание на тему, как разъяснять эти цели войны, именуемой спецоперацией.

Пропаганда не может работать с полутонами, поскольку она нацелена на массовое сознание. В ней всё должно быть понятно с первого взгляда. Пропаганда как советский художник-карикатурист из журнала Крокодил, который легко мог рисовать на обложку журнала оскал американского империализма – чем страшней, тем лучше... Это такое фиктивное изображение, поскольку никто не знает, как может выглядеть американский империализм, тем более его оскал... Воображаемый персонаж с таким же воображаемым оскалом... Но впечатлял массовое сознание. Его даже сейчас можно вспомнить.

Пропаганда – это особый вид коммуникации. В её рамках разрешено уходить от правдивости в пользу успешности. По этой причине в ней обычно частное выдается за общее. Например, газета напишет: "Франция осудила...", а на самом деле это будет не Франция, а один французский депутат, или один политолог, которого цитируют...

Системно поле воздействия можно представить в следующем виде:

- личная коммуникация: один передает одному, можно слушать/не слушать в зависимости от статуса говорящего, интересности сообщения;

- массовая коммуникация: мощная передача - от многих одному, но поскольку это получают все, такая квази-индивидуальная передача дает массовый эффект;

- интернет-коммуникация в соцсетях: много говорящих - много слушающих, эффект воздействия увеличивается, поскольку возникает иллюзия своего участия в роли говорящего.

У человечества есть множество инструментариев воздействия, и все они с  той или иной частотностью используются. Возьмем два из них: искусство и пропаганду.

Искусство – это  разрешенный бунт. Пример: черный квадрат. Здесь для продвижения необходимо только новое, что особенно наглядно видно по художникам. Пропаганда – это, как правило, старое. Иногда это даже возрождение примитива в виде вкуса и запаха войны. Лозунги "убей фрица", "убей немца" пришли от известных писателей во времена войны – Эренбурга и Симонова. Это эмоциональная реакция самого простого вида. 

Эмоции, кстати, важны не только для войны, они также продают в бизнесе. Там тоже люди "покупают" эмоции. Это эмоция, в которую попадает покупатель, пользующийся товаром.

Пропаганда заменяет (подменяет) эмоции. Осуществляя призыв в армию, государство не использует смерть как символ, хотя в случае войны именно она становится частотной. Пропаганда "продает" войну как силу и героизм воина. Вполне вероятная смерть остается за пределами внимания.

Государство очень чувствительно к недопуску противоположного мнения к публичном поле. В России раньше иноагентом становился тот, кто мог получить гонорар из иностранного источника. Сегодня достаточно туманного определения – находиться под иностранным влиянием.

При этом особый язык возник для описания войны, даже само это слово стало запрещенным, поскольку оно несет негативные ассоциации. По этой причине люди, которые его придерживаются, массово отправляются за рубеж, поскольку оттуда это делать не так опасно. Никакие ухищрения не помогают: например, жителя Нижнего Новгорода оштрафовали на 30 тысяч рублей (это 490 долларов) за то, что "обособил слово «спецоперация» кавычками, что, по мнению суда, «безусловно свидетельствует об ироническом, противоположном, пренебрежительном значении вышеуказанного слова»" [1].

Пропаганда расцветает особенно в те времена, когда стреляют. Тогда всё становится сложнее, включая взаимоотношения государства и гражданина. Государство забирает себе все права, оставляя гражданина более бесправным, чем он был до этого. И это делает его гораздо более послушным.

Исторический опыт тоталитарных государств должен нас учить тому, как опасно бороться со своими собственными гражданами. Ни один из тех далеких методов управления сознанием не выжил в современном мире.

Исследователи фашистской пропаганды приходят к такому выводу о связи насилия и пропаганды: пропаганда становится дополнением к насилию, а насилие предпосылкой пропаганды [2].

И еще одно наблюдение. Немецкая пропаганда строилась на том, что с помощью манипуляции ментальными и изобразительными образами пропагандист создает постановочную реальность. Он демонстрирует только часть образа зрителю, чтобы он дополнил остальное. Это помешает рациональному анализу смысла его слов.

То есть перед нами снова способ "убийства" рацио в пользу эмоций. Причем это эмоции, пришедшие из прошлого. Это можно было сделать с помощью использования слов войны 41-45 гг. Тогда это были достаточно кровавые эмоции, поэтому они способны заглушить любое рациональное понимание. При этом позитив войны Россия забирает себе, попутно забыв, что миллионы украинцев и казахов тоже имели свой вклад в эту войну, а украинские города были оккупированы. Их оставили врагу.

Пропаганда любит рядится в одежды справедливости. Государство начинает обвинять всех, кроме себя. Кстати, государства вообще редко принимают вину на себя. Как писалось в басне И. Крылова: "У сильного всегда бессильный виноват"...

Самым главным инструментом пропаганды становится переписывание информации в тех терминах, которые усиливают вред для врага и пользу для себя. Человек реагирует на такого рода подсказки, получая с ними и иную модель мира. Теперь уже он может и сам "понимать" происходящее в соответствии с скрытно навязываемой ему моделью. Это такая своеобразная когнитивная операция.

Приведем примеры из анализа, сделанного на материале этой войны, которую побоялись назвать войной: "слово «захват» Минобороны никогда не использует — вместо этого российская армия «берет под контроль» города и села Украины. Для боев на улицах городов в брифингах тоже есть специальное слово: их называют «зачистками» – естественно, от националистов" [3].

И еще: Националисты, боевики, нацисты — военнослужащие ВСУ; Взять под контроль — захватить город, село или населенный пункт Украины; Блокировать — российская армия ведет бои на подступах к городу, но не может его захватить; Зачистка — затяжные бои на улицах населенных пунктов; Плановая перегруппировка войск — отступление российской армии; Специальная военная операция — война" (Там же).

Когда нашим сознанием управляют специалисты, мы начинаем жить не в реальном мире, а в том, который строят они в нашей голове, используя когнитивный инструментарий. При этом основным фактором влияния становится точка зрения, которую удерживает телевидение. 

Телевизионный монолог "глушит" любые другие точки зрения. Это можно еще раз подтвердить социологией. Мы справедливы, когда телевизор говорит о нас, что мы справедливы. Мы сильны, когда так считает телевизор. Тем более это говорят с экрана всем знакомые лица... А у них существует уже заранее наработанный уровень доверия, оплаченный государственными деньгами... 

В результате этого неусыпного труда В. Соловьев и Н. Михалков заняли первое и второе место в рейтинге инфлюенсеров, перейдя с пятого и седьмого соответственно [4]. У Скабеевой почему-то восьмое, у Галкина – девятое, а у Собчак – десятое, хотя в прошлом у нее было первое. Это вызвало резкую обиженную реакцию Собчак: "Очень хорошо настроения народа показывает новый рейтинг от Romir – 50 главных инфлюенсеров. Лидеры общественного мнения среди россиян. Весной, когда все только случилось, на первом месте была я, на втором - Дудь. Но время идет, пропаганда работает, настроения меняются и люди нуждаются в оправдании происходящего, чтобы смириться с этим, чтобы чувствовать, что они – «за добро». А где лучше всех этому убеждают? На телевидении. Вот мы и видим в лидерах Соловьева, Михалкова (и странно, что не с ними же Скабеева). А Дудь и я, со своими позициями, на 10 месте…" [5].

Такие рейтинги среди зрителей говорят о том, что "правильные" журналисты уже заняли почетное место в головах и уходить оттуда не собираются. И психологически это естественно. Если не хочешь проблем, переходишь на точку зрения и даже язык власти.

Канада назвала тридцать имен российских пропагандистов, на которых наложила свои санкции [6]. Есть и они и в Списке Путина, который составляет Форум свободной России [7].

Но есть и "мозги" всей этой системы: в политическом плане – Сурков [8] и в медийном – Соловьев [9]. Правда, Сурков уже успел уйти в тень, а Соловьев, наоборот, поднимается всё выше. Многие заговорили, что появилась новая ветвь власти - медиавласть. И по этой причине, в отличие от советских времен, Соловьев может вступать в перепалку с губернатором [10 - 12]. Медиареальность стала в результате важнее подлинной. Подготовка к войне, именуемой спецоперацией, началась с зачистки медиа и "говорящих голов", которые были оппонентами власти. И только потом пришли ракеты, о которых теперь никто плохого слова сказать не может. 

Пропаганда удерживает массовое сознание в постоянном напряжении. А пропагандисты в этом спектакле выступают в роли актеров, на которых падают свои лишения. Например, на две виллы В. Соловьева на озере Комо в Италии стоимостью 8 миллионов евро наложен арест [13], а еще их пытались сжечь [14]. Видимо, те, кто не любит пропаганду... Кстати, даже Д. Песков попал под раздачу. В нем не увидели достаточно воинственности. Правда, Г. Павловский объяснил эту критику аппаратной борьбой:  "Одни видят в этом выгодную для них политическую атмосферу более радикальную, более враждебную внутри страны. Какая-то часть военного лобби хочет продолжения [спецоперации], хотя я думаю, что армия в целом вряд ли представлена этим лобби. Есть простая аппаратная конкуренция. Внутри всего блока коммуникационного, информационного блока Кремля — а это одна из ветвей власти — идет яростная борьба за позиции. Так что здесь, конечно, присутствуют идеологические моменты, можно сказать, так называемой "партии войны"" [15].

Пропаганда сильна, когда сильно государство. Пропаганда – это выдача на гора готовых решений. А это не всегда оказывается возможным

Литература

1. Жителя Нижнего Новгорода оштрафовали по статье о дискредитации армии из-за кавычек в слове «спецоперация» https://meduza.io/news/2022/07/10/zhitelya-nizhnego-novgoroda-oshtrafovali-po-statie-o-diskreditatsii-armii-iz-za-kavychek-v-slove-spetsoperatsiya

2. Rose L. Interpreting Propaganda: Successors to Warburg and Freud in Wartime // American Imago. - Vol. 60 - No. 1. - Spring 2003

3. Резникова Е. Подмена мест слагаемых. Исследование о том, как Минобороны врет о победах в Украине https://www.proekt.media/research/ofitsialnaya-statistika-minoborony/

4. Рейтинг инфлюенсеров Ромир: Блогеры уступили место музыкантам и актерам https://romir.ru/studies/reyting-inflyuenserov-romir-blogery-ustupili-mesto-muzykantam-i-akteram

5. Соловьев и Михалков потеснили Собчак и Дудя в списке лидеров общественного мнения https://newizv.ru/news/society/12-07-2022/soloviev-i-mihalkov-potesnili-sobchak-i-dudya-v-spiske-liderov-obschestvennogo-mneniya

6. Russian disinformation agents https://www.international.gc.ca/world-monde/issues_development-enjeux_developpement/response_conflict-reponse_conflits/crisis-crises/ukraine-sanctions.aspx?lang=eng

7. Список Путина https://www.spisok-putina.org/ 

8. Кремль, Донбасс, рок-н-ролл. История Владислава Суркова — помощника Путина, который придумал «суверенную демократию» https://rtvi.com/stories/kreml-donbass-rok-n-roll-istoriya-vladislava-surkova/

9. Владимир Соловьев. Официальный сайт https://vsoloviev.ru/

10. Соловьев вновь раскритиковал губернатора Свердловской области https://www.m24.ru/news/politika/24052022/464633?utm_source=CopyBu

11. «Ты стрелку, что ли, забиваешь?» Соловьев ответил губернатору Свердловской области, посоветовавшему телеведущему следить за языком https://www.fontanka.ru/2022/04/28/71292815/

12. Кремль не захотел вмешиваться в конфликт Соловьева и Куйвашева https://www.rbc.ru/politics/29/04/2022/626bc89e9a7947ee8317b2a5

13. Две виллы Владимира Соловьева на озере Комо в Италии арестованы https://reform.by/301269-dve-villy-vladimira-soloveva-na-ozere-komo-v-italii-arestovany

14. Домущий С. Виллы Владимира Соловьева на озере Комо «подожгли», а бассейн залили «кровью» https://www.ridus.ru/news/378192

15. «Он не голубь мира»: политологи назвали «расколом элит» нападки на Пескова https://rtvi.com/news/on-ne-golub-mira-politologi-nazvali-raskolom-elit-napadki-na-peskova/

________________________

© Почепцов Георгий Георгиевич

Мир глазами фотохудожника-4
Представлены 28 художественных фотографий израильского программиста Аллы Лефонде
Мировая история в фотографиях из соцсетей
Подборка фотографий, отражающих фрагменты значимых исторических фактов, опубликованные в социальных сетях Face...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum