Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
400-й вышел
Статья главного редактора об изменениях в практике издания, авторском составе и ...
№10
(400)
01.10.2022
Культура
Страна Вантит и земля вятичей
(№8 [398] 01.08.2022)
Автор: Алексей Вагабов
Алексей  Вагабов

Вантит (варианты Ва..и..; Вабнит; перс. وانتیت‎ Wāntīt) — это упоминаемый средневековыми мусульманскими авторами восточноевропейский топоним с проблематичной локализацией, возможно, впервые упоминается Ибн-Русте (начало 10 века): “В ближайших краях земли Славянской находится город по имени Ва-и”, у арабского историка Ибн-Русте нет диакритических знаков, поэтому возможны иные толкования названия. Немногим позже, в письме хазарского кагана Иосифа к еврейскому сановнику Хасдаю Ибн-Шафруту (10 век), перечислены народы, проживающие у реки Итиль; среди них — В-нн-тит (вероятно, Вантит) и Арису. Согласно Худуд-ал-аламу (примерно 982 год) Вабнит — это первый город на востоке страны славян, и некоторые из его жителей похожи на русов. Он также называет ещё один город — Ходраб (по другим источникам Джарват или Хадрат), как резиденцию царя этой страны. В этом трактате чётко разделены страна славян и страна русов, управляемой хаканом, с городами Куйа.а, Слаб.а и Артаб. Арабы и персы путешествовали в Вантит с целью торговли.

У персидского автора Гардизи (XI век) Вантит указана как восточнославянская страна, граничащая на востоке с буртасами, проживавшими в Поволжье, а на юго-востоке с Хазарией и испытавшая нашествие войск Владимира Мономаха. Помимо «Повести временных лет», вятичи упоминаются (как В-н-н-тит) и в более раннем источнике — письме хазарского царя Иосифа сановнику Кордовского халифа Хасдаю ибн Шапруту (960-е годы) .

 Страна Вантит упоминается и в других арабских источниках. Персидский автор Гардизи писал о ней так: «И на крайних пределах славянских есть мадина, называемая Вантит (Ваит, Вабнит)». Арабское слово «мадина» могло означать и город, и территорию, ему подвластную, и всю округу. В «Худуд аль-алам» говорится, что некоторые из жителей первого города на востоке (страны славян) похожи на русов. Повествование идет о тех временах, когда здесь ещё не было русов, и земля эта управлялась своими князьями, которые именовали себя «свиет-малик». Отсюда шла дорога в Хазарию, в Волжскую Булгарию. 

Тема Вантит нашла место и в текстах скандинавского летописца и собирателя саг Снорри Стурлусона.

Б. А. Рыбаков выдвинул свой взгляд на трактовку сведений восточных авторов, писавших о некой «стране славян». В соответствии с его версией, они писали не обо всех славянах, и не о державе Святополка Моравского, как это обычно считалось, а только об одном из племенных союзов, а именно о вятичах. Рыбаков считал, что под термином «Вантит» мог пониматься как город, так и страна вятичей. При реконструкции торгового пути из Булгара в Киев он локализовал город Вантит возле современного Воронежа, а в качестве возможного варианта назвал городище Михайловский Кордон.

А. Д. Пряхин также рассматривал Вантит как «комплекс памятников конца I тыс. н. э. на северной окраине Воронежа» и ставил вопрос о создании на этой территории музейно-паркового комплекса. Можно сделать вывод, что у вятичей существовало государство со своим королём и столицей, однако, где находилась эта столица пока не ясно. Государство это существовало ещё в 11 веке, а образовано было в 8 веке, когда славяне появились в бассейне реки Оки. Оно существовало на протяжении большей части 10 века, так как киевский князь Олег создал государство из восточнославянских племён в конце 9 века, где не было страны вятичей. Она была завоёвана киевским князем Святославом в 965 году, а до этого вятичи платили дань хазарам, согласно «Повести временных лет».

Надо заметить возможное происхождение названия столицы вятичей города Ходраба от имени князя вятичей Ходоты.  Думается, что расположение страны Вантит на востоке славянских племён однозначно свидетельствует в пользу того, что эта земля была страной вятичей.

Археологической культурой, представляющей вятичей, является борщевская культура. Для вятичей были характерны захоронения в курганах, умершие сжигались, пепел помещался в кургане, вокруг которого строилась деревянная оградка.  Характерная черта вятичской культуры – наличие у них семилопастных височных колец из серебра. 

Борщевская культура была распространена в верхнем и среднем течении Оки и в Подонье. Для нас интересно борщевское население Подонья, так как оно может свидетельствовать о проживании вятичей не только в Поочье, но и восточнее – на Дону. Столица Ходраб могла располагаться именно здесь – в Верхнем Подонье. Хотя русская летопись ничего не говорит о проживании славян в Подонье, страна Вантит вполне могла располагаться в Подонье. Это подтверждают сведения из восточных рукописей о границе Вантит на юго-востоке с хазарами.

Особым вопросом является определение этнической принадлежности борщевского населения Верхнего и Среднего Дона. В отличие от других племенных союзов юго-востока – северян, вятичей и радимичей, группа верхнедонского восточнославянского населения не упомянута в «Повести временных лет».

По данным археологии территория вятичей имела следующие границы. Юго-западная граница вятичей проходит по водоразделу Оки и Десны. В верховьях Десны и её притоков, а также в бассейнах притоков Оки, Жиздры и Угры, выделяется полоса, где вятичские курганы соседствуют с кривичскими, памятники с находками семилопастных височных колец вятичей соседствуют с находками браслетообразных завязанных височных колец кривичей смоленско-полоцких.

Затем граница вятичей проходит вдоль долин Угры и Оки вплоть до впадения Москвы в Оку, минуя бассейны Протвы и Нары. Далее граница расселения вятичей следует на северо-запад вдоль правых притоков до верховьев Москвы-реки (где также встречаются памятники кривичей), а потом поворачивает на восток по направлению к верховьям Клязьмы. При впадении Учи в Клязьму граница поворачивает на юго-восток и идет сначала по левому берегу Москвы, а затем Оки. Крайняя восточная граница распространения семилопастных височных колец — Переяславль-Рязанский.

Далее граница распространения вятичей идет к верховьям Оки, включая бассейн Прони. Верхнее течение Оки целиком занято вятичами. Обнаружены также отдельные археологические памятники вятичей на верхнем Дону, на территории современной Липецкой области.

Название вятичей происходит от названия Вантит и имеет корень от индоевропейского слова «вант» или «вент» и родственного названию народа «венеды» или «венды», а также «вандалы», проживавшего на территории современной Польши и бывшим по своему происхождению славянским. Возможно происхождение вятичей от этого народа, тем более что русская летопись говорит о происхождении вятичей от ляхов.

После подчинения Святославом вятичи вновь восстали и против них был предпринят поход князя Владимира, сына Святослава. Затем против Ходоты и его сына был предпринят поход Владимира Мономаха, когда был завоёван центр вятичей в Кордно. Сейчас это село Корное Мосальского района Калужской области.

Для тех, кто не знаком с культурой вятичей о ней можно сказать, что они строили землянки, размерами 4Х4 метра, обложенные внутри деревом, с двускатной крышей и бревенчатыми стенами, возвышавшимися над землёй. Поселения вятичей располагались на большом расстоянии друг от друга. Деревни окружались рвом и оградой, ставились прочные деревянные ворота на месте входа, через ров перекидывался деревянный подвесной мост.

Позднее вятичи строили двухэтажные срубные дома, бывшие выше полуземлянок, с резьбой на окнах и стенах, производившей сильное эстетическое впечатление. Археологические раскопки в земле вятичей открыли многочисленные ремесленные мастерские металлургов, кузнецов, слесарей, ювелиров, гончаров, камнерезов. Металлургия основывалась на местном сырье — болотных и луговых рудах, как везде на Руси. Обрабатывалось железо в кузницах, где применялись специальные горны диаметром около 60 см. Высокого уровня у вятичей достигло ювелирное дело. Коллекция литейных форм, найденных в местах, уступает только Киеву: найдено 19 литейных форм в одном местечке Серенск. Мастера изготовляли браслеты, перстни, височные кольца, крестики, амулеты и т.д. 

 На внешний рынок славяне могли поставлять меха животных (прежде всего, бобров). Донские славяне поддерживали торговые связи с Востоком, через их территорию проходил донской торговый путь, а также сухопутный путь Булгар-Киев. О развитии торговли свидетельствуют как отдельные находки, так и клады арабских дирхемов. Важную роль в поддержании внешней торговли славян днепровского левобережья играл Хазарский каганат, с его населением (аланами и болгарами) непосредственно контактировали носители роменской и боршевской культур. На славянских памятниках встречается керамика, изготовленная в Хазарском каганате. 

Для славян роменской и боршевской культур характерны расположенные на мысах коренных берегов рек укрепленные городища Их площадь различна. Например, городище «Михайловский кордон» на северной окраине города Воронеж имело укрепленную площадь примерно 300х300, а расположенное несколько севернее II Белогорское городище- 90х175м. Иногда склоны мысов имеют следы искусственной подрезки. С напольной стороны с использованием дерева, земли и камней возводились оборонительные сооружения – валы и рвы. Иногда вал и ров сооружались и на стрелке мыса. Фортификационные конструкции различались по степени сложности. Это могла быть деревянная стена, поставленная на земляную подсыпку или вал раннего железного века. С внутренней стороны стена подпиралась короткими перпендикулярными стенками. Более сложная конструкция состояла из линии высоких четырехстенных деревянных срубов, забитых землей. Они составляли «ядро» вала. На валу сооружалась мощная стена, которая конструктивно могла быть связана со срубами внутри вала. С внутренней стороны вала могли располагаться жилые срубы, а с внешней – частокол из бревен или деревянные надолбы. Такие фортификационные сооружения были изучены на городище Титчиха.

Такие фортификационные конструкции вполне могли существовать на земле подонских славян и играть роль городов в то время.

Вятичский племенной союз имел прочную материальную базу для своего существования, которой является наличие оживлённых торговых маршрутов. Через земли вятичей проходило несколько важных торговых путей. Основу товарооборота составляло движение восточного монетного серебра на запад, прежде осуществлявшееся через Средиземноморье.

Особый интерес вызывают находки предметов конской сбруи, вооружения и деталей поясов, подтверждающие наличие хорошо вооружённой конной дружины, в состав которой входила большая часть мужчин.

Деятельность Святослава повлекла за собой гибель многочисленных поселений родственных вятичам донских славян. Вятичами правили собственные князья, можно говорить о не связанной с Рюриковичами княжеской династии. Период самостоятельного существования отдельного вятичского племенного княжения продолжался, как минимум, до конца 11 века, то есть до фактического начала периода раздробленности Киевских владений.

________________________

© Вагабов Алексей Исмаилович

Мир глазами фотохудожника-4
Представлены 28 художественных фотографий израильского программиста Аллы Лефонде
Мировая история в фотографиях из соцсетей
Подборка фотографий, отражающих фрагменты значимых исторических фактов, опубликованные в социальных сетях Face...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum