Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Новейшие тенденции в пропаганде в российском инфопространстве
(№9 [399] 05.09.2022)
Автор: Георгий Почепцов
Георгий Почепцов

10.08.2022

Пропаганда будущего не может вести в прошлое

Пропаганда идеализирует людей и вождей, страны, и даже те или иные исторические периоды. Часто она пытается объединить любовь к будущему и прошлому, чтобы доказать правильность своего пути и своего мудрого руководства с давних времен. Бесконечные трансформации пропаганды хорошо высмеял в свое время Дж. Оруэлл, когда то, что говорится сегодня, завтра объявляется неправдой.

Советский Союз обладал пропагандой, по сути выстраивавшей будущее, точнее говоря, обещавшей будущее. По такой модели настоящее могло быть любым плохим вариантом, а будущее по аналогии с религией было прекрасным. Надо было только потерпеть...

Советский солдат в войне тоже  защищал свое будущее, и это было залогом победы.

Мы скорее живем в мире виртуальностей, чем реальности. Виртуальность смягчает любые отклонения реальности. Так мы можем ждать далекое будущее достаточно долго. Личное будущее советского человека не очень от него зависело, у него было только коллективное будущее, в рамках которого он должен был найти свое место.

Всё это было управлением поведения человека с помощью определенных когнитивных интервенций. Они были в образовании, на экране, в романе... И во многом этот процесс обеспечивала пропаганда. Она была очень серьезно дифференцирована: от пионера до пенсионера. Если не реально, то эмоционально каждый получал нужный "когнитивный продукт", что обеспечивало эффективность воздействия.

Сегодняшний человек оставлен на самовыживание. Ему скорее помогают близкие, чем государство. Будущее перестало быть таким же доступным, каким  оно было вчера. Более того, оно даже перестало быть понятным. "Завтра" становится более туманным, чем раньше.

Человек всегда жил в условных моделях будущего, которые обязательно должны были наступить. От точки "вот закончу университет" до точки "вот уйду на пенсию" могло длиться такое ожидание.

Человеком, его сознанием, не управляла программа КПСС, а скорее литература и искусство, которые в той или иной степени все же отталкивались от нее. Человек часто повторял путь своих родителей, трансформируя его под реальности своего времени. 

Литература была самым ярким "компасом", раскрывающим и настоящее, и будущее. Не зря страна называла себя самой читающей в мире. Даже если это считать преувеличением, все равно это было преувеличением в правильном направлении. Сейчас чтение и книга как-то постепенно отошли на второй план. На первом оказались фильмы и телесериалы, а они не дают того уровня развития, которое давала человечеству книга.

Многое из прочитанного закладывало в головы нужные модели поведения. Но одновременно они и формировали человека. Тексты Гайдара, например, строили такой красивый мир детства, осуществляя мощную когнитивную интервенцию в мир ребенка. Уже с детства они создавали виртуальный мир вокруг него, который, среди  прочего, призван был защитить его от мира реального.

Д. Быков считает, что  Гайдар был в "искусственно навязанной ему роли детского писателя". То есть говорит о том, что он был гораздо шире и сильнее, чем тот "уголок" литературы, в котором находится литература для детей. Кстати, и в целом советская детская литература оставалась литературой высокого уровня, вспомним, к примеру, и Маршака, и Чуковского. И каждая национальная литература стремилась быть впереди.

Мир, построенный из книг, побеждал мир реальности. Чем жестче была реальность, тем больше людей уходили от нее в мир книг. Отсюда, видимо, возникла констатация о самой читающей нации. Но с нашей точки зрения это, наоборот, был уход от мира, навязываемого идеологией. Любой текст, как и фильм, строится на элементе развлекательности, но книга всегда предполагает больший интеллектуальный труд, чем фильм.

Быков видит в том виртуальном конструировании мира такие черты, подчеркивая, что их внес именно Гайдар [1]:

- "Почему я говорю о том, что СССР – это страна, придуманная Гайдаром? Потому что он придумал три основные ее составляющие. Три основные составляющие советской мифологии, которые мы впитывали с молоком матери. Первое – у нас очень большая и очень добрая страна, которая непрерывно о нас заботится. Разумеется, она подбрасывает нам разные проблемы и испытания, но при этом она все время зорким отеческим глазом за нами следит и в критическую минуту спасет"; 

- "Гайдар любит не просто войну, Гайдар любит творческого, книжного, задумчивого, романтического ребенка, ребенка, который совершенно не приспособлен к жизни, который приспособлен к войне, а на войне умеет только одно – очень быстро погибнуть за правое дело. Так вот, строго говоря, этот книжный, романтический ребенок и есть настоящий герой Гайдара, потому что он в Гайдаре сидит чрезвычайно глубоко";

- "И третья вещь, которая, на мой взгляд, и привнесена Гайдаром в советский мир, которая и сделала так, что мы Гайдара до сих пор любим, – гайдаровский мир полон добра, как это ни странно. Добра, причем, абсолютно дарового, щедрого". 

Наблюдения Быкова касаются не столько самого Советского Союза, как его виртуальной конструкции, вышедшей из-под пера конкретного детского писателя. В реальности были и голод, и расстрелы, но мир в головах, тем более детских, отличался. И чем хуже было снаружи, тем лучше должно было быть внутри этого дома. Советский Союз развивал книги и библиотеки, что с точки зрения государства было правильным шагом в эпоху индустриализации, но одновременно так создавался иной человек, которому не нужны были навязываемые государством идеологические шоры, сквозь которые следовало смотреть на мир. 

Кстати, сейчас Д. Быков занял свое почетное место в списке иноагентов [2]. Это вызвало ликование в соответствующей среде: «То, что Дмитрий человек полный, а не пустой, видно по его жирной роже. А не кажется ли вам, что статус иноагента — это как-то неуважительно по отношению к столь заслуженной субстанции? Они ведь гордятся этим званием. Поздравляют друг друга, пишут пошлятину наподобие „welcome to the club“. А представьте какие масштабы приняла бы эта гордость при лишении их гражданства России» [3]. Это реакция публициста М. Шахназарова.

Идея маркировки иноагентами пишущих и говорящих не то, что любит власть, стала не столько наказанием провинившихся, как предупреждением для остальных. Но поскольку "неправильные" тексты чаще лучше "правильных", то они пользуются большей популярностью. Например, из трех первых место блогеров лета 2022  два  принадлежат именно "иноагентам" [4]. Это Дудь, Собчак и Шульман. Собчак не вошла в список "плохишей" по вполне понятным причинам.

Уехав в Корнель, Д. Быков забыл об осторожности, необходимой русскому писателю времен "специальной операции", что привело к более внимательному чтению его текстов людьми в погонах. В результате он тоже пошел по той же дорожке...

 Быков писал: "Русская культура всегда исследовала искусственные проблемы. Эти проблемы навязаны больному обществу, которое с точки зрения здравого смысла не может существовать вообще. Основой этого общества является ничем не ограниченное государственное насилие, тотальный страх перед властью, табуирование большинства важных вопросов и сакрализация большинства абстрактных понятий. Такие понятия, как Родина, народ, власть, не поддаются обсуждению. Внешний мир настолько отличается от России, что считается враждебным ей вне зависимости от своего истинного к ней отношения. Пропасть между российскими уродливо архаичными условиями жизни и прочим человечеством настолько глубока, что пропасть между бедной и богатой частями населения кажется почти незаметной на ее фоне… Главная проблема русской культуры — противопоставление живой жизни и убийственных абстракций вроде народа, родины, государства, национальных интересов и долга. Противопоставление долга и чувства, которым питалось столетие классицистского искусства, остается в России неразрешенным, да и неразрешимым — ибо государство по определению бесчеловечно и никаких трансформаций попросту не переживет" [5].

Столкновение власти и людей, позволяющих себе думать иначе, чем она, не ведет к позитиву. Власть чувствует себя спокойнее, когда все думают одинаково. А это в большинстве случаев невозможно...

Если советская модель видела счастливую жизнь в будущем, то российская начинает искать ее в прошлом. И присоединение земель как тренд идет именно оттуда. Традиционные общества стремятся к возрождению архаических правил, поскольку роль населения оказывается искусственно заниженной, а роль властителей - завышенной.

Все это в результате приводит и к возрождение практики наказаний, что сужает возможности для свободной мысли не только в медиа, но и в науке и литературе. Все это сообщающиеся сосуды. В "тюрьме" трудно построить эффективную современную лабораторию, опережающую время. Советские "шарашки" все же работали на базе "достижений" научно-технической разведки. Там были не только мозги ученых, но и глаза разведки.

Н. Петров анализирует новые российские ограничения: "По неконкретности формулировки состава преступления, безусловно, сравнимы. Это порождение советской правовой традиции: предельно расплывчато формулировать, оставляя тем самым простор для произвола. С другой стороны, точно так же, как сталинские и брежневские, нынешние законы находятся в прямом противоречии с конституционными нормами и дарованными Конституцией правами гражданина: выражать свое мнение, искать, получать, распространять информацию и вообще высказывать свое мнение о действиях государственных органов. Армия является именно государственной структурой. В этом смысле законы совершенно одинаковые. И приведут они к тому же самому результату: люди, пострадавшие по этим обвинениям, будут реабилитированы, им будут выплачены компенсации [6].

И это не простой инструментарий, поскольку он вытекает из модели прошлого СССР, из которого взяли два механизма: жесткое цензурирование информационных потоков и мягкий (сравнительно со сталинским временем) вариант репрессий. Это и иноагенты, и ужесточение контактов с зарубежьем. Все это призвано удержать политическую систему в стабильном состоянии. По этой причине ужесточается все, откуда может возникнуть ее "разбалансировка". Получается, что власть должна уметь управлять не старым, что ей легче дается, но и новым.

Сверхсложные системы не так легко поддаются управлению, тем более простым инструментарием из пространства физического. Разогнав демонстрацию в физическом пространстве, она не исчезнет в пространстве виртуальном. Ментальную среду трудно укротить физическими инструментами, хотя во все времена власть поступает именно так, наказывая каждый раз новых "еретиков".

А. Колесников увидел в этой практике и возвращение идеологии: Спецоперация» — это и активная идеологическая операция, практическое применение фактически сложившейся и даже закреплённой в Конституции в виде «традиционных ценностей» государственной идеологии. Собственно, зафиксированный в 2020 году отказ от ротации высшей власти в России (обнуление президентских сроков) — не просто политический или технический инструмент её сохранения, но и идеологический. Просто потому, что возможность ротации власти — основа любой либеральной и демократической идеологии. Несменяемость власти, возведённая в принцип, — это категория идеологии ультраконсервативной и сознательно архаичной. Вымышленный «Русский мир» — империалистическая антиутопия, в этой идеологии есть и некоторые фундаментальные сюжеты, и специфически постсоветские. Например, фактический — и очень давний — отказ руководства России считать суверенитет Украины чем-то полноценным. Но и эти специфические особенности — следствия не только и не столько политических зигзагов авторитарного режима, сколько фундаментальных идеологем и мировоззренческих подходов. А именно, во‑первых, имперского мышления и, во‑вторых, восприятия постсоветских территорий (да и мира в целом) как сфер влияния и интересов."[6].

Интересно, что развитие смещается все время к точке зрения молодого поколения. Такова неизбежность... В Праге на протесты вышла молодежь, и получилась пражская весна... В СССР произошла оттепель, и люди из того времени затеяли перестройку.  

Власть - это точка зрения на процессы вокруг с позиции старшего поколения. Но оно с неизбежностью сходит с арены, и все начинает меняться. Все последние революции в мире были вызваны молодыми поколениями. Не все они оказались успешными, но они серьезным образом сотрясали мир. Париж, Пекин, Прага, арабские революции... Везде молодежь пыталась изменить мир...

СССР смотрел в будущее, сегодняшняя Россия смотрит в прошлое. Однако сложность состоит в том, что сегодня трудно строить сильную экономику параллельно "закрывая" мозги. Вспомним, что Китай стал даже сознательно развивать у себя научную фантастику, поскольку это нужно для развития мозгов. Но пока получается, что нельзя получить современное технологическое развитие в стране с жестко контролируемой политикой и экономикой. Такая страна все время будет запаздывать в своем технологическом развитии.

Плюс возникает потеря разнообразия мира за  счет исчезновения западного кино. Мозги "раскрываются" за счет фантастики, с помощью кино и под. Для киноиндустрии это еще и экономическая проблема: "Часть кинотеатров в российских регионах решено закрыть, оставшиеся выживают, срезая часы работы, сокращая персонал, переходя на показы только в выходные дни. По сообщению ТАСС, к середине апреля закрылось 36,4% кинозалов в стране" [7]. Политически это хорошо для власти, поскольку читавшие Гарри Поттера голосуют за демократов, но разные мозги тож нужны. 

Растет число бегущих от ужесточения политического режима, причем мы знаем только о знаменитостях [8]. Но экономические последствия связаны с каждым уехавшим. Вот подсчеты экономистов: 

"даже если ориентироваться только на российскую статистику, из-за эмиграции каждый год в стране недопроизводится около 20 млрд руб., а с учетом того, что уезжают в основном молодые, которые могли проработать еще около 30 лет, потенциальная величина недопроизведенного ВВП может превышать 500 млрд руб. в год, показали расчеты специалистов РАН. Минфин теперь готовится ужесточить налогообложение россиян, которые, переехав в другие страны, продолжают удаленно работать на российских работодателей" [9].

Это реальность, а на уровне мечты, обращенной прошлое, можно процитировать С. Шойгу, сказавшего так "Наша страна опять будет большой и сильной. Опять будет Советский Союз, и никто никуда не уйдет" [10]. 

Но пока этот мир создают пропагандисты типа В. Соловьева, роль которых в последнее время приблизилась к реальным госдеятелям. По этой причине на них все время накладывают санкции. Но мир, который рисуют пропагандисты, лишь отдаленно напоминает реальность.

Мир всегда движется в будущее. И попытки затормозить этот процесс обречены на провал. Так показывает история. А она никогда не ошибается.

Литература

1. Быков Д. СССР - страна, которую придумал Гайдар https://mir-knig.com/read_406793-1

2. Минюст внёс Дмитрия Быкова и Евгению Альбац в список СМИ – иностранных агентов https://www.svoboda.org/a/minyust-vnyos-dmitriya-bykova-i-evgeniyu-aljbats-v-spisok-smi-inostrannyh-agentov/31965901.html

3. Григорьев Я. Стала известна реакция Дмитрия Быкова на лишение гражданства РФ https://www.eg.ru/politics/2428222-stala-izvestna-reakciya-dmitriya-bykova-na-lishenie-grajdanstva-rf/

4. Ромир определил топ-10 инфлюенсеров в категории «Блогеры» https://romir.ru/studies/romir-opredelil-top-10-inflyuenserov-v-kategorii-blogery

5. Быков Д. Дым - 2. Подражание Тургеневу https://truerussia.org/journal/bykov/

6. Колесников А. Империя должна озвереть. Военная операция» как кейс практического применения имперской идеологии https://novayagazeta.eu/articles/2022/07/26/imperiia-dolzhna-ozveret

7. Малюкова Л. Киноиндустрия строгого режима https://novaya.no/articles/2022/07/18/kinoindustriia-strogogo-rezhima

8. Новая жизнь: знаменитости, покинувшие Россию

https://plusclub.net/krupnym/10000-novaya-zhizn-znamenitosti-pokinuvshie-rossiyu

9. Башкатова А. С эмигрантами из России ежегодно уходят потенциальные 500 миллиардов рублей https://www.ng.ru/economics/2022-07-27/1_8497_emigrants.html

10. Российский каминг-аут: Шойгу признался, что хочет возродить СССР https://www.dsnews.ua/politics/rosiyskiy-kaming-aut-shoygu-ziznavsya-shcho-hoche-vidroditi-srsr-video-28072022-463410

***

Пропаганда порождает и трансформирует то, что мы считаем правдой

29 августа 2022 

Пропаганда удерживает картину мира, свойственную данному государству и обществу. Она всегда сильнее любого человека, поскольку принадлежит массовому сознанию, а также тиражируется всеми возможными на тот момент способами. Самый частотный текст своего времени несомненно окажется пропагандистским, поскольку его повторят множество раз. Индивид же всегда хочет присоединиться к большинству, и по этой причине у пропаганды оказывается множество носителей.

Пропаганда по сути функционирует как сказка для взрослых. Она может лишь в малой степени соответствовать реальности. Но зато ее существенным плюсом является спокойная жизнь "верующих" в нее, даже при любой ее абсурдности. Если ты не хочешь ссориться с государством, тебе приходится верить в его пропаганду. В пропаганде государство всегда побеждает врагов, словно сказочный богатырь. Государство всегда в заботах: с утра и до вечера его думы только о тебе.

Как и в сказке, пропаганда описывает мир, которого на самом деле нет. Но мы хорошо его знаем, и по тому, что именно мы читаем – можно понять, каков мир в наших головах. Французский журналист девятнадцатого века Луи Блан выразил это четкой формулировкой: скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты. Сегодня так можно сказать и по отношению к телевизионным программам или сайтам разной направленности. Скажи мне, какой канал или кого ты смотришь, и я скажу, кто ты.

При этом пропаганда успокаивает государство, которое начинает считать, что все так думают. А еретиков во все века наказывали со всей строгостью. Единственно, что во времена соцмедиа еретиков развелось куда больше, чем раньше. И говорить, и думать иное стало куда легче.

Мы живем в динамично меняющемся мире. При этом скорость изменений может либо увеличиваться, примером чего являются войны, когда даже теряется цена человеческой жизни, либо уменьшаться, примером чего является советский период "застоя". Человек становится маленькой "щепкой", которую несет то бурный поток, то замедляет попадание в болото.

С приходом интернета измерения ускорились, и сейчас мы живем в принципиально ином мире. Когда-то точно так новая реальность формировалась с помощью изобретения письменности, а потом и книгопечатания. То есть мир формируют новые типы коммуникации, а также хранения и передачи информации. Мир – это коммуникации. По этой причине человек интернета может противостоять человеку телевидения так, как, к примеру, во времена изобретения газеты человек газеты противостоял человеку толпы.

Но степень воздействия каждой отдельной единицы коммуникации уменьшилась. Раньше при их нехватке и воздействие было выше. Фильм в прошлом мог сформировать человека и его будущую жизнь. Сегодня за день можно посмотреть много фильмов с нулевым воздействием на последующую жизнь. Это свойство развлекательного модуса, где задачей становится удержание людей у экрана, поскольку именно так создается прибыль для производителей. Фильмы прошлого во многих случаях имели и четкие пропагандистские задачи. Они были одновременно и пропагандистскими, и развлекательными.

Как динамика изменений ощущается и смена общественных состояний. Оттепель как исторический период приглушила пропаганду, свойственную СССР, в пользу чисто человеческих характеристик, которые в литературе и искусстве стали выходить на первое место вместо "правильных" с точки зрения идеологии. Перестройка была ускорением, брежневский застой - замедлением.

Устаревает даже политика и политические деления. С. Жижек констатирует: "Западная политкорректность («бодрствование») вытеснила классовую борьбу, создав либеральную элиту, которая утверждает, что защищает угрожаемые расовые и сексуальные меньшинства, чтобы отвлечь внимание от собственной экономической и политической власти ее членов. В то же время эта ложь позволяет альт-правым популистам представлять себя защитниками «настоящих» людей от корпоративных и «глубинных государственных» элит, хотя они тоже занимают командные позиции в экономической и политической власти. В конечном счете, обе стороны борются за добычу системы, в которой они полностью замешаны. Ни одна из сторон на самом деле не защищает эксплуатируемых и не заинтересована в солидарности рабочего класса. Подразумевается не то, что «левые» и «правые» являются устаревшими понятиями, как часто приходится слышать, а скорее то, что культурные войны заменили классовую борьбу в качестве двигателя политики" [1].

Мы и есть – то, что мы читаем, слушаем, видим. Основные потоки информации приходят в наши головы извне, мы потребители, а не генераторы информации. И чем сильнее порождение информации, тем слабее наши возможности по защите от нее. Технологии становятся все сильнее, а человек биологически остается тем же, что и века назад.

Источники коммуникации существенным образом задают наше восприятие, именно оттуда мы получаем нашу картину мира. И для 59% украинцев интернет сегодня стал основным информационным источником [2]. Что касается россиян, то там данные таковы: "Более половины россиян являются активными пользователями телевидения и интернета – они смотрят телевизор и сидят в сети не реже нескольких раз в неделю (53%). Наиболее активные пользователи и телевидения, и интернета — опрошенные в возрастной группе 35-59 лет (61-64%). С 2018 г. данная доля сократилась на 9 п.п. Вторая по объему группа медиаактивности – россияне, которые пользуются интернетом, но не смотрят телевизор — 28%. С 2018 г. эта доля увеличилась на 15 п.п. Отказ от телесмотрения в пользу интернета наиболее характерен для молодежи: 69% среди 18-24-летних, среди 25-34-летних — 48%. Смотрят телевизор и почти не пользуются интернетом 17%" [3].

Телевидение в сильной степени контролируется государством, интернет – в меньшей. Это ведет к разным, иногда конфликтующим картинам мира в головах граждан. А они в свою очередь ведут к конфликтам между гражданами. "Телеграждане" вступают в конфликт с "интернетгражданами", поскольку их картины мира начинают различаться. Управляя этой картиной, государство управляет и страной.

И еще о постепенном снижении количества "телеграждан": "Согласно исследованию Mediascope, в большинстве возрастных групп «ковидный» год изменил динамику объема просмотра телеканалов: в молодых группах он продолжил снижаться, в группах от 35 до 65 лет, напротив, в 2020 году несколько увеличился, но в 2021-м снова показал снижение. Весомый рост объема просмотров в течение последних двух лет зафиксирован в возрастной группе от 65 лет. 44 % пожилого населения пользуются интернетом хотя бы раз в месяц" [4].

Ситуация войны, которую нельзя называть войной, а только СВО, сделала актуальной проблему доверия к источникам информации, что всегда характерно для кризисных ситуаций. Социология дала следующие результаты [5]:

- "Государственные СМИ остаются источником информации с наибольшим кредитом доверия. В наибольшей степени доверием пользуются государственные телеканалы (42%), социальные сети (25%) и государственные информационные агентства (20%)";

- "Две трети опрошенных частично не доверяют государственным источникам информации в освещении событий в Украине (65%). В полной мере доверяет 31% опрошенных. Чаще всего не доверяют информации о погибших и раненых со стороны России (42% от тех, кто хотя бы частично не доверяет государственной информации)";

- "65% россиян считают преследование в интернете важной проблемой. При этом 24% опрошенных в той или иной мере сами готовы присоединиться к общественному порицанию, если сочтут это необходимым". 

И последние данные о доверии к информационным каналам: "В новостях, касающихся освещения событий, связанных с военной операцией, респонденты в наибольшей степени доверяют государственным телеканалам (42%). На втором по популярности месте – новости из социальных сетей (25%). На третьем – государственные информагентства (РИА Новости, ТАСС). Явно выражена зависимость выбора информационного канала от возраста респондентов. В старшей возрастной группе (старшее 55 лет) около половины опрошенных назвали государственные телеканалы наиболее надежным, заслуживающим доверия источником информации (55%). Среди респондентов младше 25 лет так считает только каждый пятый опрошенный (20%). Для молодой аудитории больше выражено влияние семьи, близких людей на формирование информационной картины" (там же).

Информационный канал связан с возрастом, то есть картина мира в головах старшего поколения требует подтверждения, которое они могут обнаружить только на государственных каналах. Условные "еретики" идут в интернет. 

Война вносит свои коррективы и в случае Украины. Сначала по общим данным: соцсети - 76,6%, телевидение - 66,7%, интернет без соцсетей - 61,2%, радио - 28,4%, печатные медиа - 15,7% [6]

Последний пункт отражает общую тенденцию по умиранию печатной прессы. Появление ее в свое время создало журналистику. Глядя на эту социологию, надо понимать, что изучать и преподавать сегодня надо совсем иную журналистику.

Потребление новостей не ориентировано на печатную журналистику. Соцсети – основной источник информации для 77,9% мужчин и  75,5% женщин. Потом у женщин стоит просмотр телевидения - 70,4%, а у мужчин - интернет, не включая соцсети - 63,5%. И деление по возрасту самое яркое: 92% от 18 до 39 лет потребляют новости в соцсетях, 64% в возрасте от 40 до 69 лет – однотипно. Среди тех, кто старше 60 лет – 78% отдают предпочтение телевидению, а также радио - 36%. Интернетом без соцсетей новости читают 60% пользователей в возрасте от 30 до 59 лет, а печатными медиа - более 20% старше 60.

Можно поменять высказывание Луи Блана: скажи мне, сколько тебе лет, и я скажу тебе, что ты читаешь...

Дополнительно к этому, мы также забываем, что чтение в принципе не является основной деятельностью. И чем дальше мы движемся в непонятное будущее, тем яснее становится то, что типы нашего поведения принципиально меняются. Люди становятся, например, геймерами. При этом не подростки, например, в Германии составляют главную группу геймеров: "Наибольшее число любителей видео-, компьютерных- или других электронных игр оказалось среди людей от 30 до 39 лет и от 50 до 59 лет. Не чужды компьютерные игры и людям старшего возраста. Примечательно, что по сравнению с 2014 годом изменился и средний возраст "немецкого геймера" – теперь ему 37 лет, а не 31 как раньше. А вот соотношение мужчин и женщин впервые, как подчеркивают в Bitkom, оказалось практически 50 на 50" [7]. С помощью игр можно вводить базовую информацию, но никак не текущую.

Игры действительно дают очень детальную информацию для пользователя, поскольку он "погружается" в образ. Например, как пропаганду фашизма можно в этом плане рассматривать и такое: "процветает массовое производство пластмассовых, картонных и создаваемых из прочих материалов моделей военной техники и военнослужащих (солдатиков) государств Оси. Из таких танков, но не картонных, а покрытых броней, отлитой на австрийском заводе Dortmunder - Hehler в г. Капфенберге и чешском Witkowitzer Bergbau und Eisenhütten Geverkschaft в Моравии, в годы Великой Отечественной войны обстреливали дедов и прадедов ныне живущих граждан и подданных государств антигитлеровской коалиции. К несчастью, современная индустрия развлечений и проведения досуга вот уже как минимум четверть века предлагает детям и взрослым самые разные формы участия на стороне войск Третьего рейха и его союзников… Особенно злостный, мировоззренчески разрушительный вред вызывает пропаганда фашизма, спрятанная в электронных играх.

Миллионами экземпляров по всему миру, включая Россию, поступают в продажу электронные игры. В них пользователям предлагается осуществить альтернативные боевые действия времен Второй мировой войны как от лица стран антигитлеровской коалиции, так и на стороне Третьего рейха или его государств-сателлитов. Более того, разработчики игрушек предлагают геймерам бонусы в виде нацистских наград за каждое удачно проведённое сражение против Москвы, Вашингтона, Лондона или Парижа. Выиграл миссию – получи нагрудный знак нацистов «За танковую атаку». Прошел ещё одну – звание лейтенанта, медаль «За участие в кампании на Восточном фронте 1941 – 1942». Далее – более высокие воинские звания, вплоть до генеральских погон, награждение Железным крестом, иными фашистскими орденами, и так – до завершения игры – победы Третьего рейха" [8].

Понятно, что это воздействие, хотя и достаточно слабое. Но оно несомненно есть еще и потому, что не контролируется в этом плане самим играющим. То, что проходит вне нашего осознания, абсолютно не замечается.

Пропаганда в принципе кодируется и воспроизводится во всех массово-ориентированных видах деятельности: в образовании, в медиа, в литературе и искусстве, а также в кино и телесериалах. Современные государства имеют то, что можно обозначить "мягкой пропагандой», в отличие от "жесткой пропаганды" советского времени.

Война и победа 1945 стали таким "обучающим" нарративом, который, к тому же, имеет право на постоянный повтор, что и происходит. Исследователи пишут: "Публичная коммеморация в виде мемориалов и памятников, агрессивное патриотическое воспитание детей и подростков последние 22 года, культ силы государства, культ победы, в котором Россия представлена освободительницей мира и Европы, а умершие за родину предыдущие поколения воспринимаются бессмертными, сформировали ориентированную на войну российскую идентичность" [9].

Идентичность является ответом на вопрос, кто я такой. И очень важно, чтобы ответ на этот вопрос был политически правильным. При этом любая страна хочет иметь позади себя правильное прошлое, что действительно важно.

Государство может стимулировать те или иные тенденции в массовом сознании. Л. Тагаева отмечает: "Российский политический режим строится на манипулировании патриархальными стереотипами, представляя наше общество как то, в котором есть некая «суперсемья», где мужчина — защитник, а женщина — мудрая хранительница домашнего очага. Где нет никаких геев. Где мужчина не может бить женщин. А если бьет, то за дело. Рисуется некая картина семьи, и государство пытается эту картину продавать. Насилие тоже один из идеологических компонентов этого политического режима" [10].

Своя пропаганда всегда доминирует в конкретном государстве. Ее сила не только в повторе, но и в определенной защите со стороны государства. Конкуренция с ней опасна, тем более Россия ужесточила понимание "иностранного агента" вписав туда расплывчатое понятие "иностранного влияния": "Если ты учишься в иностранном университете или прочитал иностранную книгу — ты находишься под влиянием или нет? С точки зрения этого законопроекта можно любого человека, у кого, например, есть доступ к иностранным источникам информации, признать иностранным агентом. Литература, музыка, общение с друзьями-иностранцами — по сути все это может считаться средством иностранного влияния" [11]. 

Это построение все более контролируемого информационного пространства. Но оно не может рассматриваться как аналогичное советскому, поскольку интернет вносит свои коррективы. В советское время был чистый монолог, сегодня - моделирование диалога. Можно только усиливать мощность своей информации, чтобы оттеснять чужую. Или делать ее более привлекательной. Отсюда появление многочисленных телевизионных ток-шоу, где работают не только смыслы, но крики и шум, что и привлекает зрителей, поскольку принципиально новой информации там особенно нет. Управляемая политика держится на управлении информацией. 

Литература

1. С. Жижек. Что разделяют «пробужденные» левые и альтернативные правые https://intercourier.news/2022/08/18/chto-razdelyayut-probuzhdennye-levye-i-alternativnye-pravye/

2. Демократія, права і свободи громадян та медіаспоживання в умовах війни https://www.kiis.com.ua/materials/pr/20220817_z/

3. Медиапотребление россиян: мониторинг https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-rossijan-monitoring

4. Угланова Л. Медиапотребление: большая миграция на онлайн-платформы https://telesputnik.ru/materials/trends/article/mediapotreblenie-bolshaya-migratsiya-na-onlayn-platformy

5. Гончаров С. Восприятие новостной информации среди россиян 

https://www.levada.ru/2022/08/16/vospriyatie-novostnoj-informatsii-sredi-rossiyan-otnoshenie-k-presledovaniyu-v-internete/

6. Найчастіше новини під час війни українці отримують із соцмереж — опитування «Опори»

https://detector.media/infospace/article/199761/2022-06-01-naychastishe-novyny-pid-chas-viyny-ukraintsi-otrymuyut-iz-sotsmerezh-opytuvannya-opory/

7. Дожина Е. Кто больше играет в компьютерные игры https://www.dw.com/ru/kto-v-germanii-bolse-igraet-v-komputernye-igry/a-62824483

8. Калачёв Б.Ф. Вопреки решениям Нюрнбергского трибунала: новые тенденции и формы пропаганды фашизма // пространство и время. - 2011. - 2 (4)

9. Колесова Ж. Война и миф: культ великой отечественной войны и милитаризация российского общества https://www.beda.media/special/voyna-i-mif-kult-velikoy-otechestvennoy-voyny-i-militarizaciya-rossiyskogo-obshchestva

10. "Насилие - один из идеологических компонентов режима в России". Интервью с Л. Тагаевой https://www.beda.media/special/nasilie-odin-iz-ideologicheskih-komponentov-rezhima-v-rossii

11. Агент иностранного мировоззрения. Как новое законодательство позволит наказывать за «неправильную» позицию https://cherta.media/story/agent-inostrannogo-mirovozzreniya/

________________________

© Почепцов Георгий Георгиевич

Опубликовано на сайте https://rezonans.asia/. Перепубликуется с незначительным сокращением

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum