|
|
|
![]() ![]()
Её Аида бушевала страстью, словно несомая на волнах великолепного звука, извлекаемого из самих небесных высот… Одна из лучших исполнительниц Аиды в тридцатых годах, Александра Константиновна Матова родилась в Смоленске, в семье военного; долгие годы ранней жизни её были связаны в Калугой: в провинциальной тишине вызревающий талант, совершенно свободный от тщеславия: Матова не позаботилась даже о посмертной славе своей, записи её найти трудно, их осталось мало, и помнят её, увы, в основном специалисты по истории бельканто. Редкий случай творческой чистоты: Матова жила вокалом, сценой, словно, не нисходя до мелочной, себялюбивой возни. Она жила сценой – и зрители были благодарны ей… Итак, Калуга, светлый разлив Оки, вспыхивающий на солнце золотой церковной парчой; таинственные и такие родные переулки; много церквей и старинных купецких домов. Матова училась в Калужской женской гимназии. Сложно установить, когда пробудилась в ней тяга к пению, как вокал ощутила она, как призвание; хочется думать, что уже в отрочестве манил драгоценный звук, таинственные механизмы исполнительского искусства словно предчувствовались ею. После окончания гимназии, Матова обучалась в Московском музыкально-драматическом училище у Елены Терьян-Коргановой. Та переезжает в Петербург – и Александра Константиновна отправляется за нею… Ей пришлось поездить по стране: её дебют состоялся в Одессе, она исполняла Брунгильду в опере Рихарда Вагнера «Валькирия», в антрепризе Александра Сибирякова. О, вагнеровская мощь!
Сплетение, демонстрирующее глубины – их раскрывала и Матова, делая роль выпукло и объёмно, темпераментно и страстно. Голос распускался цветами: и великолепный сад бельканто всходил перед впечатлёнными слушателями. В 1914–1916 годах Матова выступала в московском Сергиевском Народном доме. В 1916 году императорским приказом Матову зачисляют в труппу легендарного Большого театра, солисткой которого она была до 1941 года, периодически гастролируя в Ленинграде. Театралы и меломаны полюбили её – бархат и серебро голоса нежно и сильно переливались на солнце духа. Плач Ярославны разносится над бездной: вспыхивает великолепная вокальная палитра «Князя Игоря» Бородина. А вот – Наташа из «Русалки» Даргомыжского, чья нежность отливает метафизическим золотом. В равной мере – лирические и драматические, густо окрашенные партии удавались Матовой. Таинственная, искушаемая Тамара была хороша своею загадкой, а Маша из «Дубровского» акварельной наивностью, и верностью: пуская и навязанной ей. И возносилась вверх, страстно и темпераментно, великая Аида. Ах, весёлая Повариха из «Сказки о Царе Салтане»… Капризная Оксана из «Ночи перед Рождеством»… Лиза, не представляющая, что ожидает Германна. Выстраивалась галерея образов, сделанных мастерски, по-разному, окрашенных неповторимостью актёрского дарования. Голос чаровал, он нёс в себе элементы чуда… Иоланта из одноимённой оперы Чайковского, Леонора из «Трубадура» Верди. Особою яркостью отличались в её исполнение персонажи вагнеровских опер: словно наиболее соответствуя темпераменту певицы и актрисы. Матова ведёт активную концертную деятельность, гастролируя во многих городах СССР… В 1929 году записывалась на грампластинки фирмы «Музтрест»: к сожалению, их сложно найти сейчас: сегодня это раритеты. С 1938 года занималась преподаванием: в 1941–1948 годах – педагог-вокалист в московском Большом театре, в 1948—1967 годах – педагог вокального класса Дома культуры Московского университета. Увы, Матова потеряла голос: в силу перенесённого стресса, но музыка, разумеется, оставалась с ней до смерти… Старый, огромный, как средневековая крепость, дом по улице Каляевской: так называлась в Советском Союзе… (Теперь – Долгоруковская). Дом основательный, мощный, 1902 года постройки, где жила Александра Константиновна, где собиралась у неё молодёжь: музицировать, пить чай со сдобными булочками… Я пишу эти строки в 2022 году, а вижу – шестидесятые, когда мой отец, Лев Михайлович Балтин, физик, но человек многих дарований, обладавший профессиональным баритоном, но не ставший делать карьеру – приходит к Матовой… Именно там он познакомился и с моей мамой: когда она приехала в 1955 году из Калуги, Александра Константиновна прописала её у себя, хотя я не смогу теперь восстановить в каком родстве они были. Приходил к Матовой и Валентин Семёнович Мартемьянов: юрист, доктор наук, профессор, депутат Государственной Думы от коммунистов, убитый в 1994 году. Приходил и Виктор Тимофеевич Дубинчук: в будущем – академик: геолог, физик, петролог… Все они обладали профессиональными голосовыми данными, и то, что профессионально пошли другими путями, говорит о разнообразии способностей, о яркости личностей. Они приходят сюда: молодые, полные жизненной энергией, объединённые музыкой. Они поют. Они смеются, шутят, рассказывают забавные истории… Дом помнит их – какою-то своею, особой памятью, какую сложно изучить научно. И я, литератор Александр Балтин, родившийся в год смерти замечательной певицы Александры Константиновны Матовой (1967), ощущаю зыбкие, но очень прочные связи, соединяющие таинственно всех – ушедших, продолжающих жить и не должных забывать ничего – тем более из ярчайшего арсенала искусства… ______________________ © Балтин Александр Львович Впервые опубликовано: "Отчий край", 18.08.2022 https://otchiykray.ru/svyazi-soedinyajushhie-tainstvenno-vseh/?ysclid=lap9ujlvew334083960 |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|