|
|
|
![]() ![]()
КРИСТАЛЛЫ Н. КЛЮЕВА Плеск окуня в очах отца… Чары «Заозёрья» раскрываются кругом бытия, свершаемого под духовной стражей Алексея: отца – такого, какой соединил в душе как будто дремучее могущество саровских лесов, сакральные тайны Месопотамии, мистические откровения Сиама, слюдяной блеск песен Норвегии… Дуги космоса, причудливо изгибаясь, соединяются в узоры клюевской поэмы, и она, узорчато вытканная, играет всеми духовными ароматами русского языка, самовитого слова, вьющегося, уходящего в бесконечность… Отец Алексей из Заозерья – Весь он в росе кукушей Дудя коровьи молебны Русский деревенский материк, ушедший под метафизические воды, остаётся в плеске песен Клюева, как в недрах великолепного часослова братьев Лимбургов осталось куртуазное и бытовое средневековье… Клюев – сам дремучий, от хлыстовского пива, от русской Богородицы – союзен духом с тысячей ликов мировой культуры: в цветном блеске его стихов и поэм проглядывает то византийская мозаика, то витражи старинных соборов Европы… …а «Заозёрье» живёт и дышит природной подлинностью: Хорошо зимой в Заозерье: А поп в пестрядиной ризе, А «Медный кит» плеснёт хвостом, сметая блины-солнца… …блин, колобок – всё оттуда, от сияния звенящего диска, от арф его лучей. Византия шатрами пышности раскрывается в поэтических речениях Клюева: Объявится Арахлин-град, Братья, это наша крестьянская красная культура, …иные скорбные песни Клюева шли… от Сурикова, Кольцова: доля народная оставалась неизменной: Безответным рабом Я в могилу сойду, Под сосновым крестом Свою долю найду». Эту песню певал Мой страдалец–отец, И по смерть завещал Допевать мне конец. …впрочем, лампа революции светила не ему: Клюев верил в свой, непременно должен всплыть, цветастый, великолепный рай-Китеж. Слово скорби прорастает из самой жизни, и, насыщенное такими соками, что диву даёшься, продолжает сочить себя в мир: сколь бы избыточно-технологичен не был последний: Болесть да засуха, На скотину мор. Горбясь, шьет старуха Мертвецу убор. Холст ледащ на ощупь, Слепы нить, игла... Как медвежья поступь, Темень тяжела. Другие – природные картины – отдают умилением, домашностью, и – шагни только дальше: растворятся таинственные леса, да вдруг? отдадут свои неимоверные тайны: постигай до глубин: В просинь вод загляделися ивы, Словно в зеркальцо девка–краса. Убегают дороги извивы, Перелесков, лесов пояса. На деревне грачиные граи, Бродит сон, волокнится дымок; У плотины, где мшистые сваи, Нижет скатную зернь солнопёк… Кроме всего: поэзия Клюева: пёстро данный документ бытия деревни, отчёт о том, чего более нет. Но космос его жив не только этим: но – волшебным настоем русской веры, огнями, которые видит поэт сквозь конкретику яви, и всем тем колоссальным, что заложено в русском счастье, горе, ниве, лесах…
КОСМИЧЕСКИЕ ДУГИ В. ХЛЕБНИКОВА И Н. КЛЮЕВА Кристаллы стихов Клюева математически выверены и точно выращены; Хлебников, далёкий от деревенской темы, но – погружённый в русскую стихию, как в нечто провидческое, обещающее невиданное, пересекается… своеобразием своей словесной математики с блещущими византийскими каменьями поэтическими построениями Клюева… Странно: тень входит в тень, Леший перекликается с Медным китом: Горбатый леший и младая Объявится Арахлин-град, Братья, это наша крестьянская красная культура, Из реальности – оба: странным зрением обладающие – поэта; и дервиш Хлебников и крестьянский пророк Клюев словно соединены устремлением в… футуристическое зарево… Только Клюев мнит его связанным с деревней, перешедшей неведомым образом во всплывающий Китеж, а Хлебников видит в линиях мысли, организующее пространство так, чтобы им мудро смог управлять поэт. Председатель земного шара. Клюев бы отказался. «Гибель Атлантиды» Хлебникова от роскоши русских глубин, и сама она – будто русская, осиянная тайной бескрайней нашей земли: Мы боги», – мрачно жрец сказал У Клюева «Заозёрье», как Атлантида: таинственная земля, где жизнь вьётся под доглядом попа Алексея: с окуньим плеском глазах. Атлантида ушла под воду. Китеж должен всплыть из-под воды… Кажется, в заоблачности, собеседуют Клюев и Хлебников, пользуясь небесным языком, и выстраивая такие диалоги, что и Платон бы не отказался поучаствовать. ______________________ © Балтин Александр Львович |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|