|
|
|
Согласно классическому определению Еврокомиссии, корпоративная социальная ответственность (corporate social responsibility, CSR) является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды.
На диаграммах 1-3 приведены фрагменты медиа-статистического исследования материалов федеральной и региональной российской прессы за 2000-2005 гг. по данной теме. Диаграмма 1 За прошедшие годы СМИ особое внимание уделяли формированию информационной политики коммерческих организаций. Общая тенденция такова, что все чаще в языке прессы применяются термины: социальная ответственность бизнеса, благотворительность, филантропия, меценатство. Данный процесс следует рассматривать как естественный результат стремления крупных российских компаний «оставить» за чертой новой эпохи негатив, связанный с историей приватизации и строительства крупных российских корпораций. Диаграмма 2 Из Диаграммы 2 видно, что тема социальной ответственности бизнеса в СМИ до осени 2003 года, хотя и имела тенденции роста, всё-таки оставалась вне общеполитического мейнстрима. Заметный рост упоминаемости термина пришелся на 4 квартал 2003 года, что обусловлено, прежде всего, громкими судебными делами, затронувшими крупный российский бизнес, а также выборами в Государственную Думу в декабре 2003 года. Однако, максимального уровня интерес к теме в федеральной и, особенно, в региональной прессе пришелся на 2004 год. И не мудрено. Достаточно сказать, что тема нашла отражение и в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации и в его выступлении на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей. В то же время, рост упоминаемости термина «социальная ответственность» совпал с началом крупномасштабного расследования в отношении компании «ЮКОС» и давлением фискальных органов на другие крупные российские корпорации. Это означает, что существенный рост медийного статуса термина «социальная ответственность бизнеса» стал результатом не столько продуманной и долгосрочной политики крупных корпораций, сколько результатом информационной контригры в изменившихся условиях. Фактически, тезис о социальной ответственности бизнеса использовался как противовес выдвинутым правоохранительными органами обвинениям в неуплате налогов, а также сложившемуся в российском обществе убеждению в несправедливом характере приватизации, что стало ключевой ошибкой структур, оказывавших PR поддержку крупным российским корпорациям. Активное использование данного тезиса в качестве контраргумента не только не привело к нейтрализации возникшего информационного давления, но способствовало частичной дискредитации идеи «социальной ответственности бизнеса», что видно на Диаграмме 3. Диаграмма 3 Таким образом, в восприятии российских средств массовой информации социальная ответственность бизнеса во многом сводится к конъюнктурным играм представителей бизнес-структур, тем самым позитивный посыл термина теряется, и понятие приобретает негативный оттенок. ТЕМА «СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» В НЕКОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СМИ в 2000-2005 гг. (число публикаций с употреблением термина "социальная ответственность") Российская газета 354 Ведомости 339 ИД Коммерсантъ 228 Известия 224 Труд 193 Эксперт 140 Парламентская газета 119 Комсомольская правда 107 Трибуна 97 Профиль 68 Московский Комсомолец 45 Советская Россия 32 Итоги 31 Завтра 29 Аргументы и Факты 28 P . S . В 2000–2005 гг. в региональной прессе почти в 8 500 публикаций уделялось внимание теме социальной ответственности бизнеса и власти (в разных контекстах). За тот же период о задержках, задолженности или невыплате заработной платы региональная пресса опубликовала более 60 000 материалов. ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ Итак, массовое сознание постепенно осваивает индивидуалистическую этику капитализма, соглашаясь, что бизнесмен ничем не обязан обществу. Впрочем, часть работников переносит на современный бизнес ожидания социальной защиты, соответствующей прошлым советским порядкам. С другой стороны, в бизнес-культуре крупнейших российских компаний начинают проявляться элементы " социально ответственного " предпринимательства, признающего определенные обязательства перед персоналом предприятия, перед городом, перед страной. Иначе говоря, в то время, как общество начинает признавать обоснованность индивидуализма капиталистов, сам крупный бизнес от этой этики начинает отходить. Разумеется, речь не о признании тезиса "пора раскулачивать". Речь - о добровольном следовании требованиям современной культуры, в рамках которой сам бизнесмен заинтересован в том, чтобы жить в цивилизованной стране. Отто Лацис. «Новый русский» останется в анекдотах? «Новые известия» (Москва) 28.11.2000 …и в образовании, науке, медицине, армии пока не удается держать ситуацию даже в рамках "простого воспроизводства" старых советских заделов. Судя по социологическим исследованиям, в "предпринимателей, как локомотивов реформ" большинство населения больше не верит: по мнению большинства, они не только стали богатыми неправедными путями, но и не несут никакой социальной ответственности , - а теперь пытаются всеми правдами и неправдами сохранить свое привилегированное положение без всякой пользы для общества. Андрей Нещадин, Михаил Малютин. Модернизация по-российски. «Власть» (Москва). 25.12.2002 Не исключено, что склонная к стратегическому мышлению часть российской политической элиты уже в следующем году начнет всерьез задумываться о повестке дня следующего избирательного цикла. А в качестве "пробы пера" попытается обкатать модель социально - ответственного бизнеса, прообразом которой послужила избирательная кампания Александра Хлопонина в Красноярском крае. Поэтому не исключено, что загнанные на равноудаленное расстояние от власти российские олигархи предпримут попытку выйти на авансцену публичной российской политики. Для того чтобы в будущем номинировать своего кандидата на президентских выборах 2008 года. Валерий Соловей. «Нет» в конце туннеля. «Профиль» (Москва). 23.12.2002 Передел собственности, который начат "делом "ЮКОСА", будет развиваться и расширяться. Если можно говорить о диалоге, то он существует в том смысле, что олигархи, создавшие свои империи во времена Бориса Ельцина, пытаются спросить у власти, сколько они должны и где им надо быть " социально ответственными ", чтобы власть от них отстала. Но в ответ они уже слышат, что "торг здесь неуместен". К. Фрумкин. Президент не предложит бизнесменам спокойной жизни. «Известия» (Москва ). 16.11.2004 Словосочетание " социальная ответственность бизнеса" в России вытаскивают на свет при каждом удобном случае. Особенно его любят повторять олигархи, только что вышедшие к телекамерам из кремлевских покоев. Они подробно рассказывают журналистам, как следует помогать бедным, что нужно сделать для этого и что они делают. Правда, я подозреваю, в душе олигархи хихикают над своими ответами. Какая еще там социальная ответственность, когда не хватает на золотой унитаз! С. Стремидловский. Социальная безответственность. «Российские вести» (Москва). 06.10.2004 Запасным аэродромом олигарха в конце жизненного цикла старой элиты может послужить только грамотная легализация вывезенных капиталов. На худой конец, ореол мученика в глазах западной аудитории, если, конечно, удастся своевременно соскочить. Менее предусмотрительным олигархам ради собственной безопасности остается или самим прорываться во власть, или договариваться с новыми хозяевами. А заодно осваивать иные репутационные горизонты. К примеру, удачно имитируя социальную ответственность. Но если кому-то и повезет остаться частично неуязвимым, то, прежде всего, не за репутацию, а за умелый имидж своего среди чужих. Сергей Пашутин. Совесть или кошелек. Россия (Москва). 11.11.2004 Похоже, что идея справедливости, захлебнувшаяся было в потоках сверхдоходов, вновь стала овладевать умами. И налоговики, и прокуратура, и олигархи - все в один голос твердят: "делиться надо". Российские персонажи "Форбса" беспокоятся о недостатке патернализма, консерваторы прибавляют к названию своего клуба приставку "социально". Свободному бизнесу предложена социальная ответственность. (Великолепная идея, благодаря которой органы собеса рискуют остаться без работы!). Валерий Горегляд. Идея справедливости вновь стала овладевать умами. «Известия» (Москва). 29.08.2005 Несмотря на то, что для большинства российского крупного бизнеса пока более характерно наплевательско-хищническое отношение к нуждам регионов, нужно отметить и новые тенденции: в ходе региональных выборов понятие "социально ответственный" ("социально ориентированный") бизнес из некоей виртуальной модели постепенно становится реальностью. Олигархия и политика (опыт политического позиционирования в субъектах федерации сибирского региона). «Восточно-Сибирская правда» (Иркутск). 30.01.2002 Словом, от прихода в спорт влиятельных чиновников российский спорт только выиграл, он стал цивилизованнее. Теперь главное, чтобы спортсмены тренировались, чиновники - не слишком жадничали, а у олигархов не пропало чувство социальной ответственности. Татьяна Смелкова. Прогноз Победы. Афанасий-Биржа (Тверь). 05.08.2004 Автор этих строк поймал себя на странном чувстве. На редком. На симпатии к позиции "олигархов", в частности, и капитала вообще. В единственном, правда, конкретном случае. Касательно пресловутой "социальной ответственности". Потому что понимание этого чудного термина в наших просторах - это не социализм. Это не капитализм. Это нечто, густо замешанное на системной коррупции. Причем по типу формации, напоминающей феодализм. Александр Силаев. Кто кому должен? «Вечерний Красноярск» (Красноярск). 15.04.2005 А благотворительность... Например, за пару лет до выборов вершитель власти обещает электорату построить храм или стадион - в зависимости от предпочтений избирателей. Создается внебюджетный фонд, куда жестко предупрежденные бизнесмены покорно несут деньги. "Вождь" тоже вносит свой вклад: накануне выборов приезжает к объекту перерезать ленточку. Леонид Жуховицкий. Золотое перо. Взгляд. «Наша газета» (Кемерово). 22.07.2005 Но необходимых ресурсов для повышения уровня и качества жизни народа у власти пока еще явно недостаточно. Именно поэтому она и пытается "уговорить" крупный капитал, прежде всего олигархов, поделиться частью своих прибылей с государством, активизировать свое участие в решении социальных проблем. Следовательно, нехватка средств у государства для выполнения им своих социальных задач - вот вторая основная причина стремления власти повысить социальную ответственность бизнеса… Какую же политику в этих условиях проводит власть, чтобы повысить социальную ответственность бизнеса? Главная особенность этой политики - ее непоследовательность и противоречивость. И. Волков. Власть и бизнес. «Волжская заря» (Самара). 08.09.2005 _ _____________________________________ Фонд развития информационной политики http://www.frip.ru |
|