|
|
|
![]() ![]()
… Волнения оказались напрасны — зал был полон. И какие чУдные лица: и хорошо знакомые, и полузабытые, и вовсе незнакомые. Совсем юные и весьма зрелые. Но с каким-то очень общим, добрым и светлым выражением радости от нечастого ныне праздника оказаться в кругу «своих». И какими внимательными и внимающими были глаза, смотрящие из полусумрака зала...
Это — одно из главных, эмоциональных, впечатлений о семинаре «Ростов: Другая культура», состоявшемся в Донской публичной библиотеке 29-30 мая. Но эмоции эмоциями, а председатель Ростовского областного отделения Союза российских писателей Михаил Коломенский, открывая семинар, отметил уникальность проекта по интерактивной исторической реконструкции неофициальной культуры. По его словам, такого еще не было не только в Ростове, но и в России. http://community.livejournal.com/rostov_80_90/177678... Ретроспектива А началось все в апреле 2009 года, когда ныне живущая в Праге Анна Бражкина (филолог, историк, журналист, переводчик, очаровательная женщина, очень добрый, талантливый и адекватный человек) создала сообщество под названием «Неофициальный Ростов 1980-1990» с уточнением: «Неформальная культура Ростова во времена "железного занавеса", оттепели, застоя и перестройки». А вот как сформулировала Аня цели и задачи сообщества: «Этот блог создан для исторической реконструкции ростовской тусовки (неформальной культуры) 1980-90-х (с заходом в мутно прожитые нами 60-70-е). Так много мертвых уже среди нас, и еще больше пропащих, а интернет появился так недавно, что ранние провинциальные попытки присоединиться к мировому культурному контексту оказались практически не замечены, не говоря уже о вменяемых рефлексиях на эту тему. Проектная задача-максимум этой затеи - вместе с участниками процесса издать коллективный труд книгой. В определенном смысле это научно-исторический эксперимент: может ли открытая группа людей, связанная неким неопределенным, но значимым для каждого прошлым, контактируя в свободном режиме, сознательно создать собственную историю и представить ее публике? Вообще я на полном серьезе думаю, что будущее исторической науки - за коллективными конвенциональными самоописаниям и самопредставлениями:-). Ну в связи с ростом числа обитателей земли, сроков письменной цивилизации, увеличивающейся массы индивидуальных текстов и т.п. - :). Тем более, что коммуникативные технологии это позволяют. Предполагается, что промежуточными результатами будут - биографии участников со всеми возможными контактами для взаимной связи; библиотека текстов (в широком смысле, включая картинки, фото, видео, аудио и прочие артефакты) об этих людях и их собственные; и база свободных свидетельств (воспоминаний) о событиях частного и общего плана в хронологическом порядке. Потом из этого можно будет делать последовательный текст. Думаю, мы легко договоримся о презентациях этой коллективной работы...» Самый первый пост в сообществе назывался «Брунек» и был посвящен пропавшему без вести очень талантливому и очень «неформальному» поэту. Жив ли он - неизвестно. Пропал из Ростова в 2006-м. «Зима в том году была свирепая. Мог и замерзнуть под забором. И искать его было некому», - пишет Аня. Она вывесила на сайте «пунктирную биографию» А.Брунько с с массой вопросов к тем, кто мог дать на них ответы. Это Александр Иванников, Марина Перевозкина, Макс Белозор, Мирослав Немиров и Гузель, Всеволод Лисовский, Виктор Райкин, Ольга Демина, Полина и Сергей Вахотины, Виктор Сосновский, Анвар Исмагилов, Виталий Калашников, Владимир Ершов... Аня и сама не представляла, наверное, какой «шлюз» открывает. Реакция, похоже превзошла ожидания. В сообщество хлынул поток комментариев, воспоминаний, фотографий и документов из личных архивов... О поэтах, музыкантах, художниках, ученых, живших и творивших в Ростове. И, конечно же, не только в 80-90-е годы. Предпринятый А.Бражкиной опыт интерактивной реконструкции истории с неизбежностью раздвинул первоначально заданные хронологические рамки. И существенно, вглубь — до первых послевоенных лет. Тогда, например, на литфаке пединститута известный фольклорист Федор Тумилевич вел полуподпольный есенинский кружок, о чем мне рассказала моя мама, его студентка и член этого кружка. Если бы не проект «Неофициальный Ростов», так бы об этом и не узнали, поскольку свидетелей тех событий почти уже не осталось в этом мире... Сама я «подсела» на проект практически сразу и плотно. Когда сын бросил в «аську» ссылку с комментарием «посмотри, тебе будет интересно», и не предполагала, что визит на страницу нашего сообщества привнесет в мою жизнь дополнительные очень важные смыслы. И судя по тому, как активно развивается ситуация, это произошло не только со мной. Для меня же очень волнующим и очень личным было погружение в конец 60-х — 70-е годы. А как может быть иначе, если судьба дала возможность окунуться в собственную юность? Как скажет потом наш земляк, выпускник филфака РГУ, редактор самиздатовского студенческого журнала «Одуванчик», ныне — маститый критик, главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин, «лучший из допингов — собственная юность». Он тоже вскорости станет говорить «наш проект»... Ростов: Другая культура. В течение года в сообщество «Неофициальный Ростов» активно поступали тексты, фотографии, аудио- и видеофайлы. Их присылали участники и очевидцы давних и не очень событий, ревностные хранители пожелтевших рукописных и машинописных страничек, которые, оказывается, нужны и интересны многим. Это тоже стало радостным открытием. Причем поток информации был столь плотен, что А.Бражкиной пришлось завести в сети еще и «Архив текстов». http://antirostov.mylivepage.ru/ Словом, материалы накапливались, их количество уже явно претендовало на новое «качество» - обработку, осмысление, обнародование. Напомню, что, формулируя задачи сообщества на будущее, А.Бражкина писала: «Думаю, мы легко договоримся о презентациях этой коллективной работы на любых ее этапах...» Сказано — сделано. И правда, договориться об организации семинара-презентации «Ростов: другая культура» оказалось легче, чем мы предполагали. Разумеется, благодаря тому, что нам активно, искренне и бескорыстно помогали Михаил Мун (Донская публичная библиотека), Михаил Коломенский (РО Союза российских писателей), Бронислав Берковский (РО Союза журналистов РФ), Виталий Федоров (ТО «Заозерная школа»), Олег Лукьянченко (зам. главного редактора журнала «Ковчег»). А также множество других людей — друзей, родных, знакомых, единомышленников. Одной из задач семинара был «запуск» подпроекта «Книги для библиотек» Собранные за год материалы были скомпонованы в несколько томов, этакий «новый самиздат». Это сборники «Одуванчик» forever” (ростовский самиздат), Игорь Бондаревский “Стихи, проза, картинки”, Исаак Керч “Избранное”, Олег Лукьянченко «Программное», Сергей Медведев «Стихи, проза, пьесы, статьи», Владимир Межера «Тигры среди лилий». Сборник эссе», Петр Червинский «Лес. Роман распада». Эти книги, подготовленные А.Бражкиной и мной и любовно сверстанные Полиной Вахотиной, и были представлены в первый день семинара. Экземпляры их переданы в Донскую публичную библиотеку. Еще один любопытный опыт был предпринят Анной на семинаре — реконструкция появления и становления творческого сообщества танаитов. Вместе с В.Ф.Чесноком, 30 лет возглавлявшим музей-заповедник «Танаис», они попытались восстановить хронологию событий с помощью участников семинара, среди которых было немало причастных к этому почти мистическому месту. «Освежали» память фотографии прошлых лет, экспонировавшиеся на большой экран. К сожалению, опыт не вполне удался. Согласитесь, трудно ожидать от, например, поэта и барда Виталия Калашникова, одного из основателей зародившейся в Танаисе «Заозерной школы», что он вспомнит, в каком году купил там домик. А тем более — сколько он стоил. Действовали другие понятия и измерения... * * * Сергей Чупринин, наш земляк, выпускник филфака РГУ, корреспондент ростовского «Комсомольца», ныне — маститый критик, литературовед, доктор наук, лауреат премий, орденоносец — ухитрился остаться инакомыслящим, в том числе в области филологии. И даже в своей официальной биографии, размещенной на сайте журнала «Знамя», не забыл упомянуть редакторство в самиздатовском филфаковском журнале «Одуванчик». Он — родом оттуда. Сам С.Чупринин о себе пишет так. . «Родился 29 ноября 1947 года в лагерном лазарете близ древнего городка Вельск Архангельской области. Здесь же, в деревне Усть-Шоноша, пошел в школу, отчего считаю себя до некоторой степени северянином. И до некоторой степени южанином, поскольку родители были отпущены с поселения на родной Дон и школу я заканчивал уже в степном поселке Тацинском. Затем - филологический факультет Ростовского университета, сладкие часы в слецхране научной библиотеки, литстудия, редактирование студенческого, тиражом аж в десять машинописных экземпляров, журнала “Одуванчик”, полгода службы в районной газете и полтора - в областной молодежке. Тут и начало авторской биографии: первые рецензии в журналах “Дон”, “Новый мир” (еще при А. Твардовском), “Юность”, “Дружба народов”, всероссийские семинары молодых критиков - все то, что не могло не продолжиться очной аспирантурой в отделе русской классики Института мировой литературы АН СССР...» При этом он ухитряется оставаться абсолютно доступным и открытым для общения. Сережей Чуприниным из нашей общей юности. О его выступлении на семинаре стоит сказать особо. Согласитесь, что часовой монолог — это достаточно непростое испытание и для выступающего, и для аудитории. Здесь был уникальный случай: говорящий и слушающие, что называется, нашли друг друга. С.Чупринин рассказывал о простых вроде бы вещах: о детстве и юности, о друзьях и филфаке, о своих журналах - «Одуванчике» и «Знамени». Но на самом деле это было повествование о становлении личности в контексте эпохи. Причем — свободной личности в контексте тоталитарной эпохи. Аудитория это поняла и оценила. По отзывам коллег, было очень интересно, а «Чупринин блистал». Послушать его выступление на семинаре можно здесь — супругам Крашеницам за это отдельное спасибо. http://www.youtube.com/user/rostov8090#g/u Пересказывать поэтические чтения Олега Чухонцева — задача бессмысленная и неблагодарная. Разве можно пересказать стихи? Скажу только, что это было завораживающе. А о поэте в связи с семинаром замечательно, очень точно и очень тонко написала А.Бражкина: «Не знаю, можно ли найти в современном российском литературном мире фигуру, более подходящую на роль "камертона" в разговоре о неофициальной подзнесоветской культуре в провинциальном городе. * * * В итоге, уже после заседания, казалось бы безнадежный вопрос решился наилучшим образом. Нашлось надежное место для физического хранения архива - это берет на себя истинный подвижник и В.Чеснок, по словам Анны, «наш Папа Римский и мать Тереза, сестра Офелия и брат Иосиф». А обработкой архива займутся студенты исторического факультета ЮФУ в рамках курсовых и дипломных работ. Послесловие Итак, семинар завершился. Он вызвал отклики, в том числе разноречивые, но именно это лишний раз подтверждает, что проект «зацепил», не оставил людей равнодушными, а значит — состоялся. Подводя первые итоги, А.Бражкина отметила, что «мы с самого начала позиционировали весь "семинар" как мероприятие анархистское, т.е. открытое, добровольное и самоуправляемое. Нам казалось принципиально важным понять - насколько все это нужно воображаемому сообществу? Оценить степень нужности, как известно, можно только по фактам реального (физического и финансового) участия людей в предложенной программе». Извините за «низкие материи», но ведь и без них не обойдешься. А финансовые итоги таковы. Гости (12 человек) приехали и жили в Ростове за свой счет. Все площадки для проведения мероприятий, оснащенные необходимым оборудованием, были предоставлены проекту бесплатно. Штаб-квартира проекта более месяца располагалась в квартире дружественных художников Дениса и Фефы Королевых. Члены оргкомитета и редсовета работали, само собой, бесплатно, друзья и родные помогли оплатить расходы на печать и переплет книг. Постоянную работу двух видео-камер в течение всех мероприятий бесплатно обеспечили Гета и Андрей Крашеницы и Дмитрий Коваленко. В технической подготовке материалов семинара на собственном оборудовании бесплатно участвовали также Павел Омельченко (музыка) и Геннадий Диденко (сканирование фотопленок).рис 7 пр. На этом, он разумеется, не заканчивается. Работа продолжается, и весьма активно. Готовятся следующие книги для библиотек. Это сборники Максима Белозора, Мирослава Немирова, Хейнриха Ламволя, Бориса Габриловича, Алексея Приймы, жизнеописания Сергея Тимофеева, Николая Константинова, Александра Брунько и много чего еще интересного, о чем нигде сегодня не прочитаешь. Донская публичная библиотека готова продолжить сотрудничество, уже есть договоренность о цикле авторских чтений и показов в рамках совместной программы "Другая культура" (первые чтения - Медведев, Бондаревский, Межера, Лукьянченко - намечены уже на эти лето-осень). Не исключено, что публикации наших книг будут делаться в рамках совместной с библиотекой и истфаком программы по работе с архивом - как регулярный "Вестник общественного архива". В высокой степени готовности сайт — внятный, структурированный, очень наполненный. Осенью планируется презентация проекта в Москве. ...Хотела взять эпиграфом строки Олега Чухонцева, написанные им в 70-х, да показалось нескромным. Не могу удержаться, приведу их здесь: уж больно созвучны они теме. Мы пили когда-то – теперь мы посуду сдаем. В застольном сидели кругу, упираясь локтями. Теперь мы трезвее и реже сидим за столом, где нет уже многих и мы уж не те между нами... ...Друзья дорогие, да будет вам в мире светло! Сойдемся на зрелости лет в одиночестве тесном. Товарищи верные, нас не случайно свело на поприще гибельном, но как и в юности честном. ______________________ © Амелина Алла Леонидовна Фото А.Акопова |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|