Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Общество
Интеллектуальный потенциал писателя: освоение творческого наследия и восприятие сообществом
(№15 [178] 05.11.2008)
Автор: Елена Третьякова
Вопрос, который мы затронем, связан с событиями не очень давними. Они укладываются в промежуток от конца 2005-го по нынешний 2008 год. Для становления интеллектуальной атмосферы в кубанской научно-творческой среде довольно важно: успешно ли разрешится этот вопрос или пополнит череду загубленных благих намерений. Сам по себе он непременно станет историческим. И уже стал с того момента, как в год 65-летия гениального поэта и мыслителя Юрия Поликарповича Кузнецова была сделана попытка основать «Кузнецовские чтения» в Краснодаре. О первых шагах этой научно-просветительской инициативы мы расспросили Елену Николаевну Неподоба – бывшую заведующую Литературного музея Кубани, ныне начальника редакционно-издательского отдела Краснодарского государственного университета культуры и искусств (КГУКИ). По ее рассказу мы вкратце изложим пролог «Первых литературных Кузнецовских чтений», прошедших 26–27 сентября 2006 г.
В ноябре 2005 г. сравнялось 3 года со дня кончины Юрия Поликарповича. В те дни председатель краевого отделения Союза писателей России Светлана Николаевна Макарова предложила Литературному музею Кубани совместно с СП России участвовать в организации «Кузнецовских чтений». В декабре от имени Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника (КГИАМЗ) им. Е.Д. Фелицына была составлена заявка на проведение этого мероприятия в рамках направления, стимулирующего деятельность творческих организаций и союзов, а также поддержку молодых дарований. Администрация Краснодарского края в январе 2006 г. одобрила инициативу. 1 марта последовало заключение договора, по которому Департамент культуры отчислял музею средства на проведение чтений. По приказу № 147-П в рамках программы «Культура Кубани» было выделено 50 тыс. руб. В эту сумму, в числе других расходов, входили затраты на издание сборника материалов научной конференции «Первые литературные Кузнецовские чтения».
Проведение таких чтений – не мелочь: в дальнейшем предполагалось планировать задолго вперед (крупные суммы в бюджет культурно-просветительной и научной деятельности закладываются не менее чем за год). Выделенные на первый раз средства, сколь ни скромны они были, свидетельствовали, что руководство края осознает необходимость научного и культурно-просветительского форума, стимулирующего освоение наследия, оставленного соотечественникам гениальным сыном Кубанской земли. Подчеркнем: хотелось наладить дело не ради «галочки» в отчетах. Приступить к серьезному, вдумчивому проникновению в гражданские идеи и философско-художественные открытия Кузнецова. Многие и теперь абсолютно ясно видят, что краю необходима постоянно действующая платформа и организаторы деятельности, без которой не удастся внедрить произведения великого поэта в школьное и вузовское образование, преемственно выстроить сопутствующую тому библиотечную, клубную, театрально-художественную работу.
Кузнецов – фигура огромного значения, его издают на языках многих народов мира. Он известен всей стране, но – как это ни парадоксально – всего меньше его знают и ценят здесь, на его «малой родине». Мы перед Юрием Поликарповичем Кузнецовым в долгу. А долг платежом красен. Кто как не земляки обязан – не при жизни, так хоть после смерти – помнить о нём, знать его стихи, помогать приблизить его творчество к людям?
Его наследие притягательно для литературы в наиболее глубоком смысле этого слова, включающем натурфилософское знание и религиозную веру. В орбиту поэзии Юрия Кузнецова ныне вовлечено и самобытное национальное развитие разных пластов современной музыкальной культуры – от песни до оперы.
Поддержав идею сделать «Кузнецовские чтения» традиционными, Департамент культуры дал добро на то, чтобы широко знакомить земляков с творчеством поэта и бережно накапливать научно-творческий потенциал. Предполагалось, что КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына активизирует (а то и возглавит) дальнейшую работу по пропаганде произведений этого художника. Открывшаяся возможность дорасти в подходе к самобытным явлениям русской классики до уровня общенациональных культурных задач обнадеживала и краснодарцев, и многих людей по всей стране.
Феномен Кузнецова несет XXI столетию столь же мощную преобразующую силу, как «пушкинское начало» – золотому веку отечественной словесности. Эту, очень близкую автору настоящей статьи тему затронул в большом, содержательном письме, присланном сотрудникам Литературного музея Кубани, московский литератор Дмитрий Орлов. Мы тоже полагаем, что философская концепция Юрия Кузнецова (как и Льва Толстого, и Пушкина) не смешивает метафизический / физический уровни картины мира, не подменяет духовный («ментальный» от лат. mens – «дух») уровень физическим («витальным» от лат. vita – «жизнь»). В этом – самая надежная защита от эклектики.
Эклектика механически переносит представления об одном объекте на другие (это что-то вроде метафорического мышления). Чтобы не «впасть в духовное одичание метафоризма», Юрий Кузнецов удерживал и стремился развить в себе «резко выраженное мифическое сознание»[1]. Сейчас модно называть мифологизм пружиной развития литературы XX столетия. Наука тоже вырабатывала свои мифы, подвергая многократной вторичной переделке выветрившиеся обломки некогда целостной архаической мифологии. Это вредило естественному развитию этнических языков. Сопротивляясь всему, что губит мощь Древа Речи, подрывает силу корней, иссушает богатую крону Древа Жизни, Кузнецов набросал образ дуба, в дупле которого «поселилась нечистая сила».

Неразъемные кольца ствола
Разорвали пустые разводы,
И нечистый огонь из дупла
Обжигает и горы и воды.

Изнутри он обглодан и пуст,
Но корнями долину сжимает.
И трепещет от ужаса куст,
И соседство свое проклинает.

Природа живых языков вызывает на свою защиту богатырских поэтов-мыслителей. «Гений – это человек, который каждый день беседует с Богом». Аварец Магомед Ахмедов, слышавший это высказывание от Расула Гамзатова, считает его самой точной и верной характеристикой Юрия Кузнецова[2].
Вспышки гениальности еще сравнивают со звездами. Но кто ж судит о жизнетворной энергии дневных небес по мерцанию ночи? Закат европейской культуры Нового времени (подлунная фаза развития) сделал Галактику Гутенберга скоплением звездной пыли. Стало не видать ближайшую, родную Земле звезду – Солнце. А в Средневековье люди верили, что над обжитой христианскими народами землей сияет Евангельская истина; и это отделяет Вселенную от «изнанки мира», покрытой тенью и тьмой.
Зачем же мешать богатырскому порыву, оборачивающему мифотворческий процесс культуры на солнечную сторону бытия? Зачем противоречить пушкинскому пророчеству: «Не зарастет народная тропа»? Поэтические аксиомы сильней эгоистических лозунгов. Перекрестье всех путей к Юрию Кузнецову должно быть закреплено именно на Родине (как, например, перекрестье троп к Есенину – в Рязани), чтоб земляки видели не провал «в черную дыру» горелого дупла, а позолоченные солнцем колосья хлеба. Об этом писал поэт в ярком и точном образе грядущего прозрения:

Иному человечеству приснится,
Как вдаль бредет мой распростертый труп –
А на одной руке растет пшеница,
А на другой – шумит могучий дуб [3].

Весной 2006 г. повсюду разошлась весть о том, что краснодарский Литературный музей и местная писательская организация готовят «Кузнецовские чтения». От скольких людей мы слышали тогда: «Теперь нельзя сделать вид, что Юрия Кузнецова не было!»; «Закончим бесплодные жалобы на “остановку постмодернистского литературного процесса” и обратимся, наконец, к тому, что движется и живет!»; «Пусть говорит истина, а не группки и группировки». «Для Кавказа “расселиться по своим национальным квартирам” означает развалить весь дом по этажам. Тут лучшая дипломатия – честно и открыто, как поэт, сказать: “И держала нас всех сердцевина”». В таком душевном подъеме было что-то схожее с радостью за возведенный собор Александра Невского и возвращенный городу шедевр М.О. Микешина (открытие памятника Екатерине II тоже состоялось в сентябре 2006 г., за 2 недели до конференции).
Как известно, Краснодарский Литературный музей расположен в доме атамана Кухаренко. Там, в комнатке, отведенной под кабинет музейных сотрудников, все лето не прекращались звонки, переговоры, переписка с Москвой и другими городами (работники музея даже отпуска отложили «на потом», договорились, что будут отдыхать только после проведения чтений).
Напомним, что, сын южнорусских степей, Юрий Кузнецов (1941–2003) вырос в Тихорецке, начинал свое филологическое образование в Краснодаре. После 1-го курса Кубанского пединститута ушел в армию, служил связистом, попал на Кубу во время Карибского кризиса. Пережитое в момент, когда мир был на волоске от третьей мировой войны, решительно изменило его отношение к жизни, «напрочь выветрило провинциализм» («…Моя человеческая единица ощутила ответственность за все происходящее в мире», – сказал Кузнецов в документальном фильме «Поэт и война»). После демобилизации он учился уже в Москве, в литинституте имени Горького. Далее жил и творил в столице. Не гнался за суетной славой, сурово шутил: «Помогайте бездарям, таланты пробьются сами». Инфаркт остановил его сердце 17 ноября 2003 г., но наследие его навсегда вошло в сокровищницу классической поэзии.
Имена людей, которые с самого начала изъявили желание участвовать в «Кузнецовских чтениях» 2006 г., впечатляют. Жаль, что тогда по сложившимся обстоятельствам не состоялся приезд к нам на Кубань депутата Государственной думы, зампредседателя Комитета по международным делам Натальи Алексеевны Нарочницкой, первого заместителя главного редактора журнала «Наш современник» Геннадия Михайловича Гусева, редактора газеты «День России» Владимира Георгиевича Бондаренко, поэта и богослова Николая Николаевича Лисового, композитора Юрия Алябова (написавшего удивительно органичную музыку к упомянутому стихотворению «Дуб» и талантливо раскрывающего замысел поэмы Кузнецова «Путь Христа» в одноименной опере), певицы Светланы Аргату – исполнительницы «Христовой колыбельной». Звонившие в музей интересовались: можно ли передать информацию о чтениях и приглашение переводчикам произведений Ю. Кузнецова из Болгарии, Сербии, Украины?
Налаживая контакт с сотрудниками музея и их добровольными помощниками, некоторые даже говорили: дорогу оплатим за свой счет. Но оставались открытыми другие вопросы. Так, в августе стало ясно, что самое сложное – нехватка денег на прием и размещение гостей. Первоначально составленная программа на 3 дня включала в себя торжественное открытие (пленарное заседание), работу секций, встречи с учащейся молодежью, читательский круглый стол в библиотеке им. А.С. Пушкина, в заключение – поэтический вечер. Виктор Гаврилович Захарченко снял проблему с помещением для научной конференции: бесплатно предоставил Малый зал в здании Кубанского народного хора. Однако программу «Чтений» пришлось изменить. Научное заседание и поэтический вечер объединили в один день (что нельзя признать удачным). Провели вместо нескольких встреч только одну: 27 сентября со студентами краснодарских вузов беседовал профессор Б.Н. Тарасов, возглавляющий Литературный институт им. Горького.
В последний момент и число приглашенных из других городов сильно сократили. Это уменьшило представительность, но не содержательность и общественный резонанс этого культурного события. 26 сентября 2006 г. Малый зал ГНТУ «Кубанский народный хор» был полон.
От Епархии благословение Митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора участникам конференции передал протоиерей Алексий Касатиков. Глава краевого Департамента культуры Наталья Георгиевна Пугачева сказала о значимости «Кузнецовских чтений» для Кубани. От краевого отделения СП России собравшихся приветствовала Светлана Макарова. Жена и дочери поэта приехать не смогли, но в президиуме Пленарного заседания среди почетных гостей присутствовала старшая сестра Ю.П. Кузнецова Авиета Поликарповна Внукова, приехавшая из Новороссийска со своей дочерью Еленой. Вел научную конференцию ректор Литературного института им. Горького автор замечательных книг о писателях-философах профессор Б.Н. Тарасов.
Прозвучали более 20 докладов, музыка на слова поэта, стихи Юрия Кузнецова в исполнении самых разных участников, зрелых и юных, а также посвященные ему лирико-публицистические строки. Перечислю наиболее запомнившиеся устные выступления. Член правления Московской областной организации СП России А.А. Бобров говорил об особенностях восприятия славянской темы и отражении творчества и личности Юрия Кузнецова в современной поэзии. Президент Смоленской организации СП России, вице-президент Академии поэзии В.П. Смирнов с большой теплотой рассказал о друге и соратнике по русской поэзии, знакомство с которым состоялось, когда они оба сдавали экзамены в Литературный институт. Руководитель Кубанского хора Народный артист России В.Г. Захарченко подчеркнул мощное очистительное воздействие великой поэзии. Кузнецов – айсберг; когда ослепительная глыба плывет в океане, видимое глазу гораздо менее внушительно, чем то, что находится под водой. Виктор Гаврилович положил на музыку около 30 стихотворений поэта; мечтает составить из них особую концертную программу. Участники конференции прослушали в исполнении Кубанского хора «Когда я не плачу, когда не рыдаю» и «Возвращение».
Тексты 15-ти научных, публицистических, краеведческих и методико-педагогических работ, подготовленных к «Первым литературным Кузнецовским чтениям», вошли в сборник материалов, оперативно выпущенный после конференции[4]. Там вы найдете сравнительный анализ художественных воззрений Юрия Кузнецова с натурфилософией Николая Заболоцкого (О.Н. Мороз, Краснодар, КубГУ), суждения об эволюции трагического сознания от хаоса к Евангельскому Свету (доклад профессора Б.Н. Тарасова, озаглавленный «Между светом и тьмой»). Слушатели семинаров, которые вел Ю.П. Кузнецов, освещают символическую образность малого эпоса и лирики своего учителя (Е.В. Богачков «“Золотая гора” Юрия Кузнецова», О.В. Шевченко «Символ в поэзии Юрия Кузнецова»). Богатый биографический материал о раннем периоде жизни поэта представлен директором краеведческого музея г. Тихорецка А.Ю. Бабовой. Интерпретацию разных аспектов поэтики Кузнецова предлагают В.С. Камышан (станица Новогражданская Краснодарского края), З.А. Ветошкина и В.Ю. Новикова (сотрудницы кафедры литературы КГУКИ), М.А. Шахбазян и Ю.В. Лучинский (сотрудники факультета журналистики КубГУ) и др. Новые подходы к раскрытию творческого метода кузнецовских религиозных поэм даны Е.Ю. Третьяковой (Краснодар, КГУКИ) и А.В. Татариновым (Краснодар, КубГУ). В мемуарном очерке зав. отделом прозы журнала «Наш современник» А.В. Воронцова (Москва) представлена интересная версия пересечений судьбы Ю.П. Кузнецова и М.А. Шолохова.
Автору настоящего доклада выпала честь передать этот сборник в подарок участникам конференции «Юрий Кузнецов – поэт и мыслитель», состоявшейся в Москве, в Институте мировой литературы Российской академии наук (ИМЛИ) 14–15 февраля 2007 г.[5]. Вручая руководителю ИМЛИ Алексею Ивановичу Чагину книгу материалов краснодарской конференции, я с трибуны передала от земляков поэта низкий поклон всем собравшимся. Сказала о том, что в Краснодарском университете культуры и искусств (КГУКИ) при кафедре литературы есть постоянно действующее межфакультетское объединение любителей поэзии «Лаборатория живой речи», участники которой считают поэзию Юрия Кузнецова своим талисманом. (За 2006–2008 гг. студенты подготовили 8 мини-спектаклей на его стихи, тогда как любой другой автор представлен в лучшем случае 2 раза.)
Надо сказать, ехала я на этот научный форум со смешанными чувствами. Не в Краснодаре, а в Москве собрались те энтузиасты пропаганды кузнецовского наследия, которым не довелось участвовать в «Кузнецовских чтениях» 26–27 сентября 2006 г. в Краснодаре. Не тогда у нас, а через полгода в актовом зале ИМЛИ прозвучали сообщения «Символ в поэзии Ю. Кузнецова» (Д. Орлов), «“Рай” Ю. Кузнецова» (Е.В. Ермилова); «Кузнецов и высокие традиции русской лирики» (В.И. Гусев), «Ю. Кузнецов – мыслитель» (С.А. Небольсин).
От руководства КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына мне было дано поручение переговорить с участниками конференции в ИМЛИ, пригласить их к дальнейшему сотрудничеству. Персональное приглашение содержалось в письме к вдове поэта Батиме Жумакановне Каукеновой, подписанном Д.В. Сенем. Письмо ставило ее в известность о том, что «Кузнецовские чтения» на Кубани будут проводиться раз в 2 года (следующие запланированы на сентябрь 2008 г.) и что тогда лучшие научные силы и все желающие поучаствовать в «Чтениях» обязательно будут приглашены и радушно приняты. Где? – Конечно же, в первую очередь, в главном городе края, с его вузами, библиотеками и литературным музеем, где столько молодежи, где можно наладить преемственную работу по научному освоению произведений и богатырского жизненного примера Юрия Кузнецова. Работу широкую и серьезную, идущую изо дня в день и собирающую вокруг себя созидательные силы.
Выполняя миссию почтальона и связиста, я собрала адреса, телефоны специалистов по кузнецовскому творчеству – не только столичных и подмосковных, но и из Ставрополя, Симферополя, Алма-Аты, Харькова, Донецка, Воронежа, Иркутска, Сыктывкара, Твери. Из запланированных и неожиданных встреч той, 2007 года, конференции в ИМЛИ, одна получила особенно замечательное продолжение. Прослушав среди других доклад молодого музыковеда Е.Н. Супоневой «Симфония-концерт “Китеж всплывающий”», я послала присутствовавшему в зале сочинителю этой хоровой композиции Заслуженному деятелю искусств России композитору Г.П. Дмитриеву записку. Там был вопрос: приедет ли он в Краснодар на «Вторые литературные Кузнецовские чтения», если будет на то официальное приглашение организаторов мероприятия? Получила короткую записку в ответ: «Ув. Елена…! Буду счастлив – тем более что я ведь сам – краснодарский… Г.Д.»[6].
В 2008 г. (13–14 февраля) в Москве, в Малом зале Центрального дома литераторов прошла еще одна, теперь уже вторая, международная конференция по творческому наследию Юрия Кузнецова «Сын Отечества». Ее устроителями выступили Союз писателей России, ИМЛИ и Бюро пропаганды художественной литературы СП России. Состав участников стал еще солиднее: в программе 38 докладов, из которых не менее 5-ти принадлежат авторам, желавшим участвовать в краснодарских чтениях 2006 г., а именно – Н. Нарочницкой, В. Бондаренко, С. Казначееву, Г. Иванову, П. Ткаченко, П. Палиевскому. Заведующая Бюро пропаганды художественной литературы СП России А.В. Панкова интересовалась, как идет подготовка ко Вторым «Кузнецовским чтениям» в Краснодаре, намеченным на осень 2008 г. И подтвердила сказанное ею ранее: если Краснодар будет проводить чтения во всероссийском масштабе, Бюро пропаганды художественной литературы СП России готово материально и организационно поддерживать их.
Итак, от первых «Кузнецовских чтений» прошло 2 года. О дате проведения вторых – 27 сентября 2008 г. участников «Лаборатории живой речи» известили весной: на имя ректора КГУКИ поступило письмо с просьбой подготовить к этому событию литературную композицию по произведениям Ю.П. Кузнецова. Мы со студентами решили, что на этот раз будем читать маленькие поэмы и баллады («Сказание о Сергии Радонежском», «Цветы», «Сказка гвоздя», «Кольцо»).
Итоги истекшего периода уже тогда казались неоднозначными.
Перечислю положительные для Кубани моменты:
– оказана поддержка Краснодарской городской библиотеке № 2, носящей имя Юрия Кузнецова; там организуется музей, где будет выставлена почти полная коллекция сборников поэта и многие книги о нем;
– одним из краснодарских энтузиастов выпущен в свет сборник «Прозрение во тьме» (Краснодар, 2007), что отчасти сняло дефицит на книги со стихами и прозой поэта, обычно очень быстро раскупаемые;
– подготовлено методическое пособие «Метафора и метонимия в поэзии Юрия Кузнецова» («Лаборатория живой речи» при кафедре литературы КГУКИ)[7], получившее в начале 2007 г. положительные рецензии специалистов ИМЛИ, КубГУ, КГУКИ и предложение о переводе на болгарский язык. Над переводом работает Ивайло Петров, доцент Славянского университета г. Шумен (кстати говоря, Шумен – город-побратим Краснодара);
– в Тихорецке на здании музыкальной школы, построенном на месте дома, где прошли первые 18 лет жизни Юрия Кузнецова, установлена памятная доска.
Осень подтвердила, что судьба «Чтений» пока что не складывается. Обещание организовать «Вторые Кузнецовские чтения» как всероссийское мероприятие не выполнено. Двухлетняя подготовительная деятельность, о которой говорили в 2006 г., не состоялась, намерение поставить ее на необходимый уровень растаяло на глазах. Впору вздохнуть: «Не хвались замужеством на третий день, а хвались на третий год» и погоревать: третьего-то не дано! Дела опять отодвинут на два года: в штиле и безветрии корабль никуда не поплывет, как не поплыл за истекшее двухлетие.
Вторые чтения поблекли перед первыми: вместо научной конференции ограничились литературной композицией на тему «Большой поэт из маленького города» и презентацией книги «Прозрение во тьме» в Тихорецкой библиотеке, носящей имя Ю.П. Кузнецова. В композиции 27 сентября на сцене концертного зала Дома Культуры г. Тихорецка выступили участники «Лаборатории живой речи» в сопровождении камерного ансамбля «Благовест» и три тихорецких школьника (призеры городского конкурса на лучшее чтение стихов).
Какой же сделать вывод? Думаем, во-первых, прежде чем «ставить галочку» в отчет о пропаганде достижений культуры, особенно таких глубоких, полезно отладить работу с фундаментальными знаниями – восстановить научную компоненту «Чтений». Приглашать на конференцию мастеров (писателей, композиторов, исполнителей) и ученых, серьезно разрабатывающих кузнецовскую тематику. Во-вторых, ни в коем случае не отодвигать освоение классики «на завтра», подменяя ее сегодня эклектикой или принципом «нам – что подешевле». Тропинки и тропы все равно рано или поздно сойдутся на Родине гениального человека. Попробуйте заставить Франкфурт-на-Майне отказаться от Гёте, а Стратфорд-на-Эйвоне – от Шекспира! Почтение гениям люди воздают в самых разных точках земного шара, но Родина есть Родина. И родине Кузнецова уважительно поклонится всякий благородный человек, если она не будет мачехой, а по-матерински согреет память о всемирно известном таланте. Сколько доброты, ума и силы тысячью тропок-дорог, ведущих к Кузнецову мысль и совесть людей планеты, стеклось бы на Кубань! Как важна такая консолидация для оздоровления, оживления братских культурных взаимоотношений в регионе! Но за прошедшие два года организация «Кузнецовских чтений» в Краснодаре не получила живого импульса. Произошел откат назад, не делающий чести их устроителям и довольно печальный для истории научной интеллигенции края в целом.

Ссылки и примечания

1. Кузнецов, Ю.П. Крестный ход: стихотворения и поэмы. М., 2006. С. 17–20.
2. Мир мой неуютный: воспоминания о Юрии Кузнецове. М., 2007. С. 32.
3. Кузнецов, Ю.П. Крестный ход. С. 323.
4. Первые литературные Кузнецовские чтения: материалы. Краснодар, 2006. 104 с.
5. Труды Кузнецовских конференций ИМЛИ (двухтомник 2007-го и однотомник 2008 г.) подарены вдовой поэта краснодарским библиотекам, в том числе и городской библиотеке № 2, носящей имя Ю.П. Кузнецова.
6. Георгий Петрович Дмитриев родился в Краснодаре в 1942 г. и прожил тут 17 лет. По адресу: ул. Красноармейская, 95 еще стоит его родной дом (квартал предназначен на слом, и судьба этого дома в ближайшем будущем не известна). Не закончив учебу в Краснодарском музыкальном училище, Дмитриев по рекомендации Д. Шостаковича, заметившего его незаурядный талант, перешел на учебу в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского.
Первый после почти 50-летнего отсутствия приезд Г.П. Дмитриева в Краснодар состоялся в мае–июне 2008 г. по поводу, не связанному с «Кузнецовскими чтениями». Он был председателем на государственных экзаменах в Краснодарской консерватории. На творческой встрече 4 июня 2008 г. краснодарские любители музыки услышали некоторые из его музыкальных интерпретаций поэзии Кузнецова. «Лаборатории живой речи» был подарен аудиодиск с записью не известных еще широкой публике новых музыкальных циклов по кузнецовской лирике (вокал, фортепьяно). Композитор передал в дар библиотеке им. Ю.П. Кузнецова книгу Г. Паисова «Хоровое творчество Г.П. Дмитриева» (М., 2007), в которой есть аудиодиск с музыкой на произведения древнерусской и классической русской литературы, а также немало страниц, посвященных симфонии «Китеж всплывающий» на стихи Ю.П. Кузнецова.
7. Метафора и метонимия в творчестве Юрия Кузнецова: методическое пособие «Лаборатории живой речи». Краснодар, КГУКИ, 2007. – 40 с.
____________________________
© Третьякова Елена Юрьевна
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum