Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Эффективность инновационных систем в науке. Эволюция тройной спирали
Статья посвящена процессу построения эффективных национальных инновационных сист...
№10
(328)
05.09.2017
Образование
Организационно-управленческая структура высшего образования (ІV в. до н.е. – первая треть ХІХ в.)
(№3 [276] 01.03.2014)
Автор: Наталья Шарата
Наталья Шарата

    Состояние образования в современном мире достаточно сложно и противоречиво. С одной стороны, в начале ХХІ в. образование стало одной из важнейших сфер человеческой деятельности, социальных и научно-технологических трансформаций; с другой - расширение сферы образования и изменение ее статуса порождает необходимость ее постоянного обновления и реагирования на экономические и социокультурные изменения в обществе. Если учитывать рост тенденции глобализации, то становится очевидным, что только та страна, которая обеспечит адекватное требованиям времени развитие образования и науки, может надеяться на достойное место в мировом содружестве. Следовательно, роль высшего образования на современном этапе обусловлена не только потребностями украинского общества, но и неотложной необходимостью преодоления угрозы отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Образование всегда играло, играет и в дальнейшем будет играть одну из ведущих ролей в государственной политике. С развитием общества и общественных отношений, усовершенствования государственно созидательной системы, изменялась и совершенствовалась, и модель образования. Ее наивысшее звено – высшее образование получило свое распространение в государствах с разветвленной управленческой системой. А в дальнейшем и само высшее образование приобрело черты системы с определенным управленческим аппаратом и управленческими принципами управления учебно-воспитательным процессом [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7].

   Первичные подходы в определении идеи высшего образования принадлежат трудам Ксенофонда, Платона, Антисфена, Аристотеля. Идею высшего образования стали реализовывать в трех центрах: Афинах – городе Сократа и Платона, которые, обосновав идеи «правильного» образования, установили технические и моральные основы образовательной деятельности и Ликея Аристотеля (первый прообраз высшего учебного заведения был создан в Древней Греции в ІV в. до н.э. Платоном). Философская школа под названием Академия, просуществовала свыше тысячи лет. Аристотель создал при храме Аполлона Ликейского в Афинах другое учебное заведение – Ликей, в котором особенное внимание уделялось изучению философии, физики, математики и других наук, о природе. В эллинскую эпоху Птоломеем основан Мусеум. В форме лекционных занятий там учили основным наукам – математике, астрономии, филологии, природоведению, медицине, истории.

    В Римской империи I-V в. н.э. существовало поэтапное образование. В начальной школе учились с 7 до 12 годов. Следующим этапом была школа «грамматики», которую удерживали обычно греки. Курс учебы длился 4 года. Помещение школы было украшено бюстами поэтов и писателей, выполняли письменные упражнения. Ученики, которые достигали 16 лет, переходили к школе «риторики», которая напоминала современную высшую школу [8, с. 159]. Поэтому есть все основания рассматривать римскую риторическую школу как образец первого в мире заведения высшего образования. Высшая школа – «Аудиториум» открыта в Константинополе (в 425 г.), подчинялась императору и исключала любые возможности самоуправления. В ХІ ст. состоялось первое разделение Аудиториуму на факультеты, а во времена Константина Мономаха выделилось философское отделение и юридический лицей. Разгром Константинополя крестоносцами окончательно прекратил его существование в 1204 году [9, с. 16-21].

    Интенсивное открытие европейских университетов происходило  в течение
ХІІ-ХVІ ст. Характерной чертой этого процесса является превращение ряда кафедральных и монастырских школ в большие учебные центры, которые в дальнейшем получили название университетов. Фундаменты европейского университетского образования были заложены Болонским университетом (1119), следующими были: Неаполитанский (1224), Римский (1303), в Англии – Оксфордский (ХІІ в.), Кембриджский (1202), во Франции – Монпелье (1180), Парижский (Сорбонна, 1257), в Испании – Сиенский (1240) университеты. Следует отметить, что даты основания этих высших учебных заведений в научной литературе определяют по-разному, поскольку процесс их становления был пролонгированным. Во второй половине ХІІІ века в университетах возникли факультеты или колледжи. Первые присуждали ученые степени – сначала бакалавра (после 3-7 годов успешной учебы под руководством профессора), потом – магистра, доктора или лиценциата. В университете существовали «нации», или землячества, возглавляемые выборными деканами. В 1240 г. магистры получили право избирать ректора – председателя университета.  На базе европейских университетов зародились организационные формы, в которых функционировала и развивалась европейская наука. В ХVІІ в. основано Лондонское королевское общество, открыто Парижскую академию наук. Европейская традиция шла от университетов ХVІ- ХVІІІ вв. к специфическим организационным формам научного содружества. По мнению Д. Литошенко ключ к современным мировым моделям подготовки кадров высшей квалификации необходимо искать в: французской (исторически абсолютистско-политической), немецкой (мобилизационно-реформаторской), британской (эклектической) и американской (мобилизационно-колониальной) [10, с.38-43].

    Образование Киевской Руси не было государственным, структурированным и систематическим, а образовательные функции чаще всего выполняли образованные личности, которые прибывали из других стран, чаще всего из Византии и Западной Европы, или церковнослужители. Основное содержание заключалось в приобщении населения к духовно-моральным ценностям христианства. Последующее многовековое существование в состоянии раздробленности, под гнетом монголо-татарских орд, польских, литовских и венгерских феодалов повлияло на развитие образования. Во второй половине ХVI в. состоялись изменения в государственно административному уклады значительной части украинских земель. Послабление Великого княжества Литовского привело к установлению на всех украинских землях господства польских магнатов. Невзирая на то, что феодально-крепостнический и национально-религиозный гнет в это время был тормозом экономического и культурного развития украинского народа, во второй половине ХVI в. и особенно в первой половине ХVIІ в. в Украине получили последующее развитие города как центры ремесел и торговли, между отдельными землями возникали предпосылки для образования единственного внутреннего, то есть национального рынка. Продолжался процесс развития украинской народности, росло национальное сознание украинцев, развивалась украинская культура [11]. Для борьбы против иностранного притеснения, национальных и религиозных притеснений городское население (частично и сельское) в ХVI – ХVIІ вв. организовывалось в братства. Открывались школы, типографии, вокруг которых сплачивались культурные силы. В конце ХV – в начале ХVIІ вв. братские школы возникли во Львове (1585), Киеве (1615), Луцке (1620), Виннице и некоторых других городах. Преподавание в них велось родным языком. Значительное внимание уделялось изучению греческого, а позже латинского и польского языков. Кроме того, изучалась арифметика, астрономия, музыка и богословие. Распространению образования способствовало возникновение в Украине во второй половине ХVI в. книгопечатания. Первая типография была открыта Иваном Федоровым во Львове, в ней выдано в 1574 г. «Апостол» и «Букварь». Расширенная сеть братских школ в Украине повлекла высокое развитие народного образования.

    Возникла неотложная потребность в организации высшей школы в Украине, которая бы за уровнем преподавания не уступала западным университетам, и в то же время, могла бы готовить национально сознательные кадры, которыми занимался выдающийся деятель украинской культуры князь К. Острозький, который не пожалел собственные средства и организовал в около 1578 г. в Остроге знаменитую Острожскую академию [12]. В начале ХVІІ в. начинает оживляться культурное движение в исторической столице Украины – Киеве. Здесь была основана братская школа во главе которой был ректор, содержалась за счет благочинных пожертвований. Вся программа и школьная система были переняты греко-славянским духом, потому что все там основывалось на принципах восточной православной идеологии, большую моральную и материальную поддержку Киевское братство имело от казачества и гетмана П. Сагайдачного. Основание лаврской школы архимандритом Киево-печерского монастыря П. Могилой (в 1631 г.) связано с главным недостатком православных школ, с низким уровнем преподавания, П. Могила решил организовать школу за западным образцом. Для этого при границе были высланы молодые люди, способные учиться на преподавателей, приглашено в Киев из Львова известных педагогов [13]. Однако Киевское братство увидело в Лаврской школе своего конкурента. Компромисс был достигнуто путем объединения в 1632 г. обеих школ в одно учебное заведение, которое разместилось в Киеве на подоле. Так, родилась Киево-Могилянская академия, которая впоследствии превратилась в академию. В 1633 г. П. Могила стал киевским митрополитом, таким образом, стал руководить всем культурным процессом в Украине. Как наибольший учебный научный центр Украины Киево-Могилянская академия имела исключительное значение для развития образования, науки, культуры Украины, утверждения национальной самобытности.

    В XIX в. украинские земли находились в составе двух государств: Австро-Венгрии и Русской империи. Это отразилось на организации и методах управления научно педагогической деятельностью высших учебных заведений.  На западноукраинских землях существовали (в 1918 г.) четыре высших учебных заведения: университет во Львове и Черновцах, Политехнический институт и Академия ветеринарной медицины. За образец университетской структуры и управления были взяты немецкие университеты В ХІХ ст. в основу методов управления деятельностью университетов на  поприщах Украины были положены две модели. На Западноукраинских землях была распространенная модель Гумбольдта (Берлинский университет), в Надднепрянской Украине – французская система управления образованием. Управление Берлинского университета находилось в руках ректора, академического сената, ожогового совета, университетского судьи и нескольких комиссий, в частности матрикуляцийной для ведения списков студентов и комиссии для отсрочки гонорара [14, с. 124-128 ]. Следует отметить, что в управленческой структуре Берлинского университета главная роль отводится коллегиальному органу – сенату (совету) и его председателю – ректору. В состав сената входили: ректор (председатель), университетский судья, четыре декана и пяти членов (сенаторов). Сенаторов избирали на эту должность собраниями всех ординарных профессоров.

   Необходимо обратить внимание на тот факт, что ректор, как председатель сената, сосредоточивал в своих руках исполнительную власть из всех сенатских дел, и, в то же время, осуществлял руководство общей канцелярией и низшим университетским персоналом. Обычно, он не имел права принимать ни одного решения без согласования с сенатом. Однако в чрезвычайных обстоятельствах, которые требовали срочно принять меры для предотвращения негативных последствий, ректор брал ответственность на себя, но в ближайший срок отчитывался о своем решении перед сенатом. Такие обстоятельства, по нашему мнению, значительно суживали функции ректора, который лишь номинально считался первым должностным лицом университета. Берлинская модель университетского образования приобрела широкое распространение в ряде стран, в частности в Австро-Венгрии и России, в состав которых в ХІХ ст. входила Украина. Вместе с тем Русская империя позаимствовала во Франции идею о сочетании учебных и управленческих функций высшей школы. Таким образом, бюрократическая иерархия превращала высшие учебные заведения в учреждения, которые осуществляли руководство низшими училищами и школами, которые объединялись в учебные округа. Следовательно, научный поиск засвидетельствовал, что организационная структура «немецкой» модели университета, которая стала олицетворением классического типа на поприщах Западной Европы в течение ХІХ в. обязательно предусматривала функционирование общеуниверситетского коллегиального органа самоуправления – сената или совета.

    Постепенно, сосредоточив в своих руках функции органа законодательной власти, ученый совет стал той управленческой институцией, решения которой были обязательными для выполнения всеми университетскими структурами. Однако состав, круг полномочий и степень самостоятельности ученых советов, в разных немецких университетах имели существенные расхождения. Этот факт, из нашей точки зрения, предопределенный двумя обстоятельствами: во-первых, с ликвидацией корпоративного уклада и внедрением общеуниверситетской и земской структуры в управлении университетским образованием, каждое государство Германии по своему усмотрению стало определять не только его целевое назначение, но и степень подчинения власти; во-вторых, изменение общественно-экономической и политической ситуации в Германии в течение ХІХ ст. влияло не только на содержание социальных превращений, но и характер законодательства, которое регулировало организационную и управленческую структуру университетов. Однако именно деятельность ученых советов немецких университетов ХІХ века способствовала выработке опыта управлении университетским образованием, каждое государство Германии по своему усмотрению стареализации ведущего принципа организации университетского образования – принципу автономии и коллегиального самоуправления.  Проведенное исследование из истории становления управленческой системы позволяет сделать определенные выводы. Прежде всего, есть все основания утверждать, что одним из главных факторов перестройки и усовершенствования высшего образования, начиная с ее истоков и, заканчивая настоящим есть глубокое осознание общественных потрібностей, а также своевременное реагирование на их удовлетворение. политической ситуации в Германии в течение ХІХ в. влияла не только на содержание социальных превращений, но и характер законодательства, которое регулировало организационную и управленческую структуру университетов.

    В этом процессе главная роль принадлежит методам управления ВУЗом. Ретроспективный обзор истории университетского образования доказывает, что управленческая система ВУЗа достигает незаурядных успехов, если не только придерживается определенных общественных условий, но и прогнозирует общественные потребности.

 

Литература:

1. Боголіб Т. Специфіка управління структурою організації в інноваційному ВНЗ // Рідна школа. 2008. №10. С.16-18.

2. Вища освіта в Україні і нормативно-правове регулювання / Міністерство юстиції України. Міністерство освіти і науки України; за ред. А.П. Зайця, В.С. Журавського. – К.: Форум, 2003. 1020 с.

3. Вища освіта України: категорії вищих навчальних закладів України / Міністерство освіти і науки України. – К.: Ярмарок, 2004. 408 с.

4. Вища освіта України в умовах трансформації суспільства: Стан, проблеми, тенденції розвитку 1991-2006 рр. / Академія пед. наук України; упоряд. Л.О. Пономаренко. – К.: Педагогічна думка, 2008. 487 с.

5. Вища освіта України в умовах трансформації суспільства: стан, проблеми, тенденції розвитку, 2007-2011 рр. / упоряд. Л.О. Пономаренко. – К.: Нілан-ЛТД. Вип. 2. 2013. 663 с.

6. Демьянчук А. Управление университетами в условиях демократизации: Государственный и частный секторы высшего образования  // Персонал. 2001.  №11. С.66-71.

7. Дружилов С.А. Экспертное развитие высшей школы в период формированной реконструкции экономики // Право и образование. 2013. №2. С.141-153.

8. Сергеенко М.Е. Жизнь древнего Рима. М.-Л.: АН СССР, 1964. 385 с.

9. Терентьєва Н.О. Вища (університетська) освіта: становлення і розвиток. Черкаси, 2005.

10. Литошенко Д. Современные модели подготовки кадров высшей квалификации в свете исторического образования //  Alma Mater. Вестник высшей школы. 2003.№7.

11. Історія України / Керівник авт. кол. Ю. Зайцев. – Львів : Світ, 1996. 488 с.

12. Ісаєвич Я. Братства та їх роль в історії українського народ. К.: Наукова думка, 1966. – 350 с.

13. Зайченко І.В. Історія педагогіки: у 2-х кн. – М-во освіти і науки України. К. : Слово, 2010.1031 с.

14. Кавелин К.Д. История университетского образования в Европе // Собр. соч. Т.2. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1898. 708  с.

_______________________ 

© Шарата Наталья Григорьевна

Мир в фотографиях и рисунках. Август, начало сентября 2017
Подборка фотографий и рисунков из Интернета. Авторам наша благодарность. Подписи наши.
Печать НКВД. О реальности, которая страшнее мифов
Заметка из истории Спасского монастыря в Енисейске Красноярского края, который был в 30-е годы филиалом тюрьмы...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum