Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
От последней империи к республике. Русская история в новой системе координа...
Рассуждения экономиста, историка, социолога об исторических и социально-политич...
№04
(357)
20.03.2019
Культура
Михаил Эрденко – знаменитый скрипач-виртуоз
(№19 [352] 10.12.2018)
Автор: Юлия Патлань
Юлия Патлань

     4 декабря 2018 года исполнилось 133 года со дня рождения скрипача-самородка, заслуженного артиста Российской Федерации Михаила Эрденко (1885 – 1940). Научная его биография до сих пор не написана, на этом пути сделаны лишь первые робкие шаги, в том числе упомяну статьи широко известные, но давние статьи И. Ямпольского [1], Л. Гинзбурга [2] (Москва), ряд книжных и газетно-журнальных публикаций Б. Осыкова (Белгород) [3] и объемный, самый подробный, но малоизвестный очерк А. Сенченко (Старый Оскол), основанный на изучении музейного фонда Старооскольского краеведческого музея, большая часть документов в котором переданы дочерью скрипача [4]. Очерк А.Д.Сенченко основан на широком круге архивных источников из Старооскольского краеведческого музея, однако, как и работы Б.И. Осыкова, носит явный краеведческий характер.

     Мой интерес к личности М.Г. Эрденко возник давно и привел к собиранию и изучению редких документов о нем. Так, в моем личном архиве есть фото с автографом Эрденко 1912 года, когда он работал в Киевском музыкальном училище, открытка, отправленная семьей Эрденко в Москву перед гастролями в Японии, программа концерта Заслуженного деятеля искусств Михаила Эрденко в Ростове-на-Дону вместе с Диной Гольцер в марте 1938 года. 

       Загадки метрической записи

    Как водится, наибольший интерес – к раннему детству и семье музыканта, к первым шагам его становления до революции. Ведь до сих пор во многих источниках и даже на надгробии указана официальная, но неверная дата его рождения – 1886 год. Приводят и различные варианты фамилии: Эрденко(в), Ярденко(в), Ерденко(в) [5]. Дореволюционная брошюра утверждает, что Эрденко родился в 1886 году в Старом Осколе, а отец его был музыкантом и «управлял оркестром местного Общественного Собрания» [6].

    Было очень любопытно узнать, как же именно был записан мальчик в главном документе о крещении и имянаречении, когда именно и где это произошло. И на вопросы удалось найти ответ. Метрическая запись сохранилась в Государственном архиве Белгородской области. Но сделана она вовсе не там, где следовало бы искать ее по известным данным – не в с. Бараново Барановской волости, а действительно в Успенской церкви г. Старый Оскол. Под № 21 в списке родившихся мужского пола от 22 ноября 1885 года ст. ст. записан Михаил, его родители: «Барановской волости крестьянин Гавриил Васильев Ярденко, законная жена его Прасковья Иванова, оба православного вероисповедания», и восприемники: «Крестьяне Марк Стефанов Емельянов, Елизавета Даниилова Шахова», таинство же крещения совершили диакон Акиндил Белкин и псаломщик Василий Успенский [7]. А на самой записи есть помета работника ЗАГС, что 4 января 1958 года была предоставлена выписка по запросу научного сотрудника в г. Старый Оскол. 

     К сожалению, метрическая дата рождения М.Г. Эрденко, совпадающая с датой на дипломе,  оказывается, известна недостаточно, хотя о ней писал, к примеру, Б.И. Осыков еще несколько десятилетий назад [8]. Вне круга скрипачей, преподавателей и теоретиков скрипичного искусства, любителей цыганской музыки имя Эрденко начинает забываться, особенно после смерти в 2002 году его единственной дочери Инны Михайловны. Она всегда бережно поддерживала память об отце, все юбилейные мероприятия в Старом Осколе и Белгороде, конкурс скрипачей им. М.Г. Эрденко. 

    В «Курских губернских ведомостях» за 1891 год А. И. Лимаровым была выявлена анонимная заметка-перепечатка о первых концертах юного скрипача в Старом Осколе и Харькове «Пятилетний старооскольский музыкант»: «Харьк. губ. вед. сообщают, что в настоящее время в Харькове находится пятилетний скрипач, участвовавший недавно в концерте, устроенном в его пользу в Старом Осколе. Мальчик этот представляет собой выдающееся явление (ему нет даже и пяти лет), с крошечными ручками, играющий по слуху множество песен, танцев, обнаруживая  при этом и верность слуха, и замечательную для его возраста технику. Он принадлежит к семье, живущей в селе Бараново Старооскольского уезда Курской губ. Родители не имеют средств и не могут, к сожалению, дать ему музыкального образования, которое развило бы его природное, недюжинное дарование. Настоящая же его игра по слуху на несоразмерно большой для него скрипке может только испортить его» [9]. Отметим, 22 ноября 1891 года Михаилу Эрденко исполнялось уже шесть полных лет, и путаница с возрастом и датой рождения, как можно судить, была допущена сознательно с его самых ранних лет  в свете формирования образа чудо-ребенка. 

     С 1892 года Эрденко жил в Москве, в семье Анны Лауб, вдовы профессора консерватории. Обучал Михаила профессор И.В. Гржимали, женатый на дочери Ф. Лауба [10]. В 1904 году Михаил Эрденко получил диплом Императорского Русского Музыкального общества Московского отделения и консерватории: «Совет Консерватории сим свидетельствует, что крестьянин Курской губернии Старооскольского уезда Знаменской волости села Баранова Михаил Гаврилович Ерденков, православного вероисповедания, родившийся 22 ноября 1885 года, окончил в Московской консерватории в мае 1904 года полный курс музыкального образования. …Советом Консерватории удостоен звания свободного художника и утвержден в оном председателем Императорского Русского музыкального общества со всеми присвоенными сему званию правами и преимуществами, во внимание же к особым музыкальным дарованиям и отличным успехам Михаила Ерденкова  он награжден малою золотою медалью…» [11].

    «Профессор Киевской консерватории»

Нажмите, чтобы увеличить.
Фото 1912 г. Киев. Собрание Ю Патлань
  В поисках информации о работе М.Г. и Е.И. Эрденко в Киеве были просмотрены документы Государственного архива г. Киева, где хранятся документы Музыкального училища Киевского отделения Императорского русского музыкального общества. Здесь М.Г. Эрденко был старшим ординарным преподавателем с 25 августа 1910-го по  25 августа 1916 года, включая период эвакуации училища в Ростов с сентября 1915 года, сохранились контракты с ним и его женой, пианисткой Евгенией Иосифовной Гордзялковской-Эрденко [12]. Она была дочерью поляка, сосланного в Самарскую губернию за участие в польском восстании, окончила Московскую консерваторию по классу К.Н.Игумнов [13]. В Самаре Эрденко проработал год. Михаил Гаврилович много сил приложил к реформе и Киевского музыкального училища. Здесь, в Киеве, были изданы ноты еврейской молитвы «Кол Нидрэй» в обработке Эрденко, которую до недавнего времени называли просто «еврейской мелодией». Еще несколько лет назад коллекционеры разыскивали эти редкие ноты, и экземпляр издания был найден [14]. 

     А вот что написано в брошюре «Михаил Эрденко  знаменитый скрипач-виртуоз, лауреат императорской консерватории» в 1911 году: «Значение и происхождение Кол-Нидрэ. В средних веках, когда в Испании царила инквизиция, когда пытками и страшными мучениями в застенках сотни и тысячи евреев насильно обращались в христианство, среди них образовалась секта «моранов», которые, исполняя все внешние обряды католицизма, в душе оставались преданы своей вере. В Судный день (день прощения и разрешения всяких обетов), эти жертвы инквизиции тайно собирались и молили бога о прощении о невольной измене вере и народу своему. Моления эти выразились в молитве «Кол-Нидрэ». Таково историческое происхождение ея и значение для еврейского народа. И поныне поется она ежегодно в Великий Судный день. Знаменитый скрипач Михаил Эрденко, посетивши в Судный день синагогу, имел возможность услышать Кол-Нидрэ в исполнении известного еврейского кантора г. К.…

   Скорбь молящихся, безысходная тоска и отчаяние, звучащие в каждой нотке покаянной молитвы, произвела на г. Эрденко неотразимое впечатление, и, вернувшись домой, он немедленно же записал слышанное, расширив его и аранжировав для скрипки. Приписал кроме того, аккомпанемент для фортепиано. Обладая громадным талантом и необыкновенной глубиной чувства, г. Эрденко является единственным исполнителем «Кол-Нидрэ» на скрипке в оригинале [15] 

     В 1915 году с Киевской консерваторией Эрденко был эвакуирован в Ростов-на-Дону, затем работал на Кубани. Но если  его деятельность в поддержку русских революций и советского строительства известна достаточно хорошо, то выступления в поддержку деникинцев, как в 1918 году в Харькове, где в пользу госпиталя генерала Шкуро в Харьковской общественной библиотеке состоялся концерт «известного в Киеве цыганского скрипача, профессора Киевской консерватории» [16], еще должны быть изучены. Точно так же всё еще ждут своего изучения дела репрессированных представителей этого же рода.  

       Перед отъездом в Японию и Китай

     Тем не менее, несколько лет спустя, уже в 1927-1928 годах, Эрденко с женой стали одними из первых советских артистов, кто совершил длительные гастрольные турне по странам Европы и Азии, в том числе – в Японии и Китае. Можно предположить, что эти поездки были связаны с 20-летием творческой деятельности М.Г. Эрденко и служили продолжением юбилейных концертов. В нашем собрании есть открытка «Владивосток. Вид с гавани» (издание Николая Иванова в Нью-Йорке, США, 1922 год, № 20). Отправлена она 2-го, в Москве – 16 мая 1927 года по штемпелям. Адресована «гр. Балясниковым, ул. Садово-Самотечная, д. № 7, кв. 56»: «Дорогие друзья! Шлем последний привет с Русского берега. Уезжаем на «Kagi-Maru» (пароход. – Ю.П.) в Японию. Всем всего хорошего. Крепко целуем. Любящее «trio» Эрденко».  Важно, что в  Японии Эрденко записал ряд пластинок.

    Рождение в Старооскольском уезде, яркая внешность, артистизм, игра на скрипке, успех в странах Азии – все это невольно роднит Михаила Эрденко с его младшим земляком – писателем-символистом Василием Ерошенко.

    При работе над этой публикацией одним из открытий стало то, что во многих источниках в интернете указано, что в 1925 году М.Г. Эрденко получил звание заслуженного артиста республики, однако во всех изученных печатных источниках, начиная с самых ранних речь идет только о присвоении ему звания заслуженного деятеля искусств РСФСР на десять лет позже – в 1935 г. О том же свидетельствуют и фонды ГАРФа, хранящие дело о присуждении звания заслуженного деятеля искусств [17].  

       Москва, Новодевичье. Семейный некрополь

Нажмите, чтобы увеличить.
Могила М. Г. Эрденко на Новодевичьем кладбище. Октябрь 2015 г. Фото Лады Анцибор.
 
Во время работы над статьей очень хотелось найти могилу скрипача, тем более что было известно, на каком кладбище похоронен он сам и его родные. На скромном памятнике выбиты имена большой семьи. Здесь сам Михаил Гаврилович, профессор, скрипач, заслуженный деятель искусств РСФСР – умер 21 января 1940 года; его жена Е.И. Эрденко (1880-1953), сестры Юлия, Анастасия, Антонина: Ю.Г. Кудрявцева-Эрденко (1889 – 1942), А.Г. Куренкова-Эрденко (1884-1956), А.Г. Алейникова-Эрденко (1887 – 1964), племянница Л.С. Кудрявцева (1919 – 1966), дочь Инна Михайловна (1914 – 2002). 

    С помощью коллег – Василия Обидченко и Лады Анцибор – удалось не только найти захоронение (уч. 2, ряд 23, место 19), но и упорядочить могилу перед юбилеем  артиста в 2015 году.

     Записи Михаила Эрденко можно услышать в интернете. Игра выдающегося мастера скрипки не утратила своего очарования даже спустя столетие.  

Нажмите, чтобы увеличить.
Открытка, май 1927 года. Собрание Ю. Патлань.
 

Нажмите, чтобы увеличить.
Автограф Эрденко. Государственный архив г. Киева
 

Литература: 

1. Ямпольский И. Скрипач М.Г. Эрденко // Советская музыка. – 1950. - № 2. – С.74-75.

2. Гинзбург Л.С. Скрипач Михаил Эрденко // Вопросы музыкально-исполнительского искусства.  Вып. 4. - М., 1967. – С. 216-226.

3. Начиная с ранних публикаций, к примеру: Осыков Б. И. Его скрипку слушал Лев Толстой. — «Подъем», 1965, № 2; Осыков Б. И. Дивный дар. // В кн.: Осыков Б. И. Здесь рождались синие звезды. Очерки. Воронеж. Центрально-черноземное книжное издательство, 1968, С. 6, 32 – 63. 

4. Сенченко А. Жизнь, отданная народу. К 110-летию М. Г. Эрденко // Сенченко А. Соловьи Белогорья. – Старый Оскол, 1995. – С.21-48.

5. Написание фамилии музыканта в статье дано согласно архивным и печатным источникам. – Ю.П.

6. Михаил Эрденко - знаменитый скрипач-виртуоз, лауреат императорской консерватории: [Крат. биогр. и рец.]. – [Санкт-Петербург]: тип. Н. Гальперина, [1911]. – 7 с.: портр. – С.2.

7. ГАБО, Ф. 139. – Оп.1. – Д.229. – Лл. 135об. – 136.

8. Осыков, Б. И. Скрипка Михаила Эрденко / Б. И. Осыков // Памятники Отечества: ил. альманах Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры. – М., 2001. – Вып. 50. – С.145–146.

9. Курские губернские ведомости. – 1891. - № 88. – Часть неофициальная. – 2 ноября. – С.2.

10. Сенченко А. Соловьи Белогорья. – Старый Оскол, 1995. – С. 23

11. Белгородский историко-краеведческий музей, копия диплома в экспозиции.

12. Государственный архив г. Киева (ГАК). –  Ф. 297. – Оп. 1. – Д. 69.

13. Цветова Е.М. Возрожденный «Олимп». Из истории музыкальной жизни Самары. Куйбышев: Самарское книжное издательство, 1991. – С. 30.  В этом источнике неверно упомянуто восстание Костюшко, чего не может быть и на что мне было указано после одной из публикаций. 

14. Рубин Борис. «В сумеркахъ» и другая салонная музыка. http://www.borisrubin.com/2009/03/25/v-sumerkah/ 

15. Михаил Эрденко – знаменитый скрипач-виртуоз, лауреат императорской консерватории: [Крат. биогр. и рец.]. – [Санкт-Петербург]: тип. Н. Гальперина, [1911]. – С.6-7.

16. См.: http://kornilov.name/hronologiya-19-oktyabrya/ 

17. ГАРФ, ф. Р1235, оп. 136, д. 2099. 

Благодарю за помощь в подготовке статьи, розыске и уборке семейного захоронения Эрденко  Ладу Анцибор, Александра Лимарова, Василия Обидченко. 

________________________

© Патлань Юлия Валериевна

Эпоха фейков заменила книги и телевидение на поле соцмедиа
Статья об опасности информации, строящейся на фейках, использовании ботов и алгоритмов, что создает массовы...
Жизнь и судьба Хустино Фрутос Редондо
Воспоминание об испанском революционере Хустино Фрутос Редондо
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum